Статьи

ТЕОРИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: ЧАСТЬ 2

Разделы:
Основные положения общей теории ценных бумаг; Рынок ценных бумаг




Ценная бумага как экономическая категория представляет собой особую форму существования капитала, к определению которой в международной практике выделяются два подхода: метод простого перечисления видов ценных бумаг или выделение свойств, им присущих.

В целях защиты интересов государства и общества правовое регулирование рынка ценных бумаг, сравнимого со сферой деятельности повышенного риска, должно основываться на таком понимании ценной бумаги, которое раскрывает ее существо, т.е. опираться на анализ не столько формы явления, сколько содержания.

      Субъекты административных правонарушений

К субъектам административных правонарушений на рынке ценных бумаг могут быть отнесены: профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, а также их должностные лица; лица, оказывающие услуги по публичному предоставлению информации, а также лица, располагающие служебной информацией.

Определяющим признаком понятия должностного лица участника рынка ценных бумаг являются выполняемые им обязанности и функции - организационно-распорядительные или административно-хозяйственные. Должностные лица несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников.

Следует иметь в виду, что руководитель и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции не в государственных органах (организациях), должностными лицами согласно примечанию к статье 2.4 КоАП не являются. Тем не менее когда встает вопрос об административной ответственности таких лиц, то КоАП РФ предусматривает возможность их привлечения к ответственности именно как должностных лиц.

Основанием для привлечения таких лиц к ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения. Существует комплексное понимание вины юридического лица, которое включает в себя объективный и субъективный подходы. Объективный подход - вина с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретного действия (бездействия) юридического лица, нарушающего установленные правила. Субъективный подход - отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию.

      Виды административных правонарушений на рынке ценных бумаг

Классификация административных правонарушений возможна по различным основаниям. Составы административных правонарушений в сфере рынка ценных бумаг рассредоточены по разным главам Особенной части КоАП.

Так, непосредственно к участникам рынка ценных бумаг могут применяться меры административной ответственности за совершение следующих правонарушений:
  • в главе 13 "Административные правонарушения в области связи и информации": нарушения правил защиты информации (например, использование несертифицированных средств защиты информации); незаконная деятельность в области защиты информации; разглашение информации с ограниченным доступом; нарушение порядка представления статистической информации;
  • в главе 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности": осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии); нарушение законодательства о рекламе; фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве; осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом; нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле; представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения;
  • в главе 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг": нарушения законодательства о налогах и сборах; нецелевое использование бюджетных средств, а также порядка их возврата и перечисления платы за пользование; недобросовестная эмиссия ценных бумаг; незаконные сделки с ценными бумагами; нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг; воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом; использование служебной информации на рынке ценных бумаг; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг; уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг; публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства; нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; нарушение правил приобретения более 30% акций открытого акционерного общества;
  • в главе 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)": нарушение правил перемещения ценных бумаг в документарной форме через таможенную границу РФ;
  • в главе 17 "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти": невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
  • в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления": неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; непредставление или несвоевременное представление сведений (информации); непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган; осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).


Смотрите также статью: "Теория административно-правовых отношений на рынке ценных бумаг: часть 1".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)