Р.Демьянов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ ГРАЖДАН (ОКОНЧАНИЕ)
Разделы:Экономические и юридические основы банковской деятельности
Принципиального различия между государственным управлением и государственным регулированием по целевому назначению нет, более того регулирование является одним из аспектов управления.
Кредитный потребительский кооператив (КПКГ) - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Такое определение дается в п. 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 8 июля 2001 года №117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (Закон 117-ФЗ).
- Необходимость государственного регулирования деятельности КПКГ
Необходимость государственного регулирования деятельности КПКГ объясняется тем, что система кооперации не может решать все проблемы, связанные с функционированием и развитием входящих в нее организаций. Более того, она не может гарантировать социальную защищенность всем ее участникам, как со стороны участников финансового рынка, так и со стороны внешней системы управления, в которую входят органы всех ветвей власти федерального уровня и уровня субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Государственное регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан призвано стимулировать их создание, развитие и функционирование, а также направлено на защиту прав и законных интересов их пайщиков.
Согласно п. 1 статьи 27 Закона 117-ФЗ государственное регулирование деятельности КПКГ осуществляется в следующих формах:
- регистрация кредитных кооперативов и их союзов;
- контроль деятельности кредитных кооперативов и их союзов в соответствии с законодательством РФ;
- применение мер ответственности к кредитным потребительским кооперативам и их союзам в случае несоблюдения ими требований законодательства РФ.
Исходя из положений части 2 рассматриваемой статьи, государственное регулирование должно осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако в настоящее время подобный орган все еще не определен, и государственное регулирование осуществляется различными органами государственной власти.
В частности, полномочия по государственной регистрации кредитных кооперативов и их союзов как юридических лиц возложены, согласно пункту 5.3.1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 №506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Положение), на ФНС, находящуюся в ведении Минфина РФ.
В итоге, органом, осуществляющим контроль над деятельностью рассматриваемых организаций, можно отнести все ту же ФНС, которая, согласно п. 5.1.1 Положения, осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременным внесением в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
ФНС обладает правом обращения в судебные органы в случае обнаружения несоответствий в деятельности рассматриваемых организаций или прямых нарушений, но при этом нельзя забывать, что не все территориальные налоговые органы имеют четкое представление о специфичной деятельности КПКГ.
Необходимы также разработанные и утвержденные правила бухгалтерского учета и отчетности для рассматриваемых организаций, назрела необходимость внесения изменений в главу 25 Налогового кодекса, поскольку некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибыли и не могут быть уравнены в налогообложении с иными организациями. Однако налоговый учет не стандартизирован и бухгалтерский учет в КПКГ ведется по правилам, действующим для коммерческих организаций. Подобная ситуация порождает споры с налоговыми органами, подрывает доверие к кредитной кооперации в общем и рассматриваемым организациям в частности.
Конституция РФ не запрещает субъектам РФ принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы о контроле за деятельностью КПКГ.
Субъекты РФ имеют возможность принимать законы, направленные на защиту интересов членов названных организаций, но на сегодняшний день подобный акт законотворчества существует не во всех субъектах РФ.
- Лицензирование деятельности КПКГ
Одна из наиболее обсуждаемых проблем государственного регулирования деятельности КПКГ - целесообразность разрешительных функций государства в форме лицензирования. В связи с этим складывается двоякая ситуация, с одной стороны, руководители КПКГ опасаются, что лицензирование может тормозить развитие кредитной кооперации, с другой стороны, они понимают, что это прямая мотивация населения принимать участие в деятельности рассматриваемых организаций, которая позволит повысить уровень доверия к этому финансовому институту.
Отсутствие достаточного государственного регулирования создает заведомо неравные условия для конкуренции кредитных потребительских кооперативов граждан с коммерческими банками, в частности Сбербанком РФ, и иными финансовыми структурами.
Осуществляемое лицензирование и включение КПКГ в областной реестр в части субъектов РФ и контроль за их деятельностью сегодня способствуют укреплению финансовой устойчивости системы кредитной кооперации.
Специфика деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан предполагает осуществление ограниченного числа финансовых услуг: выдачу займов и прием личных сбережений, на основании этого можно заключить, что рассматриваемая организация - финансовый институт, институт кредитования, который должен находиться под пристальным вниманием государства, в связи с чем использование механизма лицензирования представляется целесообразным. В этом случае государственное регулирование, построенное на балансе разрешительных и контрольных мер, позволит обеспечить достаточную защиту интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан без ущерба для деятельности кооператива и его развития.
Достаточно сложным является вопрос о разграничении полномочий по государственному регулированию деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан между федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Учитывая особенности административно-территориального деления РФ, большинство кредитных потребительских кооперативов граждан создано за пределами федерального центра, и схема управления из центра представляется нежизнеспособной.
Сегодня полномочия по лицензированию закреплены за федеральным органом власти, но наиболее верным представляется дополнить статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", закрепляющую перечень лицензируемой деятельности, указанием на деятельность КПКГ и закрепить полномочия по лицензированию рассматриваемой деятельности за аккредитованными органами саморегулирования деятельности КПКГ.
Смотрите также: "Государственная поддержка деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан (начало)".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)