Статьи
Р.Демьянов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ ГРАЖДАН (ОКОНЧАНИЕ)

Разделы:
Экономические и юридические основы банковской деятельности




Принципиального различия между государственным управлением и государственным регулированием по целевому назначению нет, более того регулирование является одним из аспектов управления.

Кредитный потребительский кооператив (КПКГ) - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Такое определение дается в п. 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 8 июля 2001 года №117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (Закон 117-ФЗ).

      Необходимость государственного регулирования деятельности КПКГ

Необходимость государственного регулирования деятельности КПКГ объясняется тем, что система кооперации не может решать все проблемы, связанные с функционированием и развитием входящих в нее организаций. Более того, она не может гарантировать социальную защищенность всем ее участникам, как со стороны участников финансового рынка, так и со стороны внешней системы управления, в которую входят органы всех ветвей власти федерального уровня и уровня субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Государственное регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан призвано стимулировать их создание, развитие и функционирование, а также направлено на защиту прав и законных интересов их пайщиков.

Согласно п. 1 статьи 27 Закона 117-ФЗ государственное регулирование деятельности КПКГ осуществляется в следующих формах:
  • регистрация кредитных кооперативов и их союзов;
  • контроль деятельности кредитных кооперативов и их союзов в соответствии с законодательством РФ;
  • применение мер ответственности к кредитным потребительским кооперативам и их союзам в случае несоблюдения ими требований законодательства РФ.

Исходя из положений части 2 рассматриваемой статьи, государственное регулирование должно осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако в настоящее время подобный орган все еще не определен, и государственное регулирование осуществляется различными органами государственной власти.

В частности, полномочия по государственной регистрации кредитных кооперативов и их союзов как юридических лиц возложены, согласно пункту 5.3.1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 №506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Положение), на ФНС, находящуюся в ведении Минфина РФ.

В итоге, органом, осуществляющим контроль над деятельностью рассматриваемых организаций, можно отнести все ту же ФНС, которая, согласно п. 5.1.1 Положения, осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременным внесением в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

ФНС обладает правом обращения в судебные органы в случае обнаружения несоответствий в деятельности рассматриваемых организаций или прямых нарушений, но при этом нельзя забывать, что не все территориальные налоговые органы имеют четкое представление о специфичной деятельности КПКГ.

Необходимы также разработанные и утвержденные правила бухгалтерского учета и отчетности для рассматриваемых организаций, назрела необходимость внесения изменений в главу 25 Налогового кодекса, поскольку некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибыли и не могут быть уравнены в налогообложении с иными организациями. Однако налоговый учет не стандартизирован и бухгалтерский учет в КПКГ ведется по правилам, действующим для коммерческих организаций. Подобная ситуация порождает споры с налоговыми органами, подрывает доверие к кредитной кооперации в общем и рассматриваемым организациям в частности.

Конституция РФ не запрещает субъектам РФ принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы о контроле за деятельностью КПКГ.

Субъекты РФ имеют возможность принимать законы, направленные на защиту интересов членов названных организаций, но на сегодняшний день подобный акт законотворчества существует не во всех субъектах РФ.

      Лицензирование деятельности КПКГ

Одна из наиболее обсуждаемых проблем государственного регулирования деятельности КПКГ - целесообразность разрешительных функций государства в форме лицензирования. В связи с этим складывается двоякая ситуация, с одной стороны, руководители КПКГ опасаются, что лицензирование может тормозить развитие кредитной кооперации, с другой стороны, они понимают, что это прямая мотивация населения принимать участие в деятельности рассматриваемых организаций, которая позволит повысить уровень доверия к этому финансовому институту.

Отсутствие достаточного государственного регулирования создает заведомо неравные условия для конкуренции кредитных потребительских кооперативов граждан с коммерческими банками, в частности Сбербанком РФ, и иными финансовыми структурами.

Осуществляемое лицензирование и включение КПКГ в областной реестр в части субъектов РФ и контроль за их деятельностью сегодня способствуют укреплению финансовой устойчивости системы кредитной кооперации.

Специфика деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан предполагает осуществление ограниченного числа финансовых услуг: выдачу займов и прием личных сбережений, на основании этого можно заключить, что рассматриваемая организация - финансовый институт, институт кредитования, который должен находиться под пристальным вниманием государства, в связи с чем использование механизма лицензирования представляется целесообразным. В этом случае государственное регулирование, построенное на балансе разрешительных и контрольных мер, позволит обеспечить достаточную защиту интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан без ущерба для деятельности кооператива и его развития.

Достаточно сложным является вопрос о разграничении полномочий по государственному регулированию деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Учитывая особенности административно-территориального деления РФ, большинство кредитных потребительских кооперативов граждан создано за пределами федерального центра, и схема управления из центра представляется нежизнеспособной.

Сегодня полномочия по лицензированию закреплены за федеральным органом власти, но наиболее верным представляется дополнить статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", закрепляющую перечень лицензируемой деятельности, указанием на деятельность КПКГ и закрепить полномочия по лицензированию рассматриваемой деятельности за аккредитованными органами саморегулирования деятельности КПКГ.


Смотрите также: "Государственная поддержка деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан (начало)".









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)