Р. Демьянов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ ГРАЖДАН (НАЧАЛО)
Разделы:Экономические и юридические основы банковской деятельности
Государственное регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан (КПКГ), как и любое иное, основано не только на разрешительном порядке с применением мер контроля, но и на применении поощрительных мер.
Оказание поддержки созданию, развитию и деятельности кооперативов является, по нашему убеждению, одной из обязательных форм государственного регулирования, поскольку, осуществляя поддержку, государство регулирует процесс появления и функционирования КПКГ как юридического лица.
Наличие весомой государственной поддержки является залогом стабильности КПКГ.
Таким образом, часть 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 8 июля 2001 года №117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (Закон 117-ФЗ) необходимо дополнить такой формой государственного регулирования, как государственная поддержка создания, развития и деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.
На сегодняшний день вопросы государственной поддержки создания, развития и деятельности рассматриваемых организаций регламентируются рядом региональных актов, принятых как законодательными, так и исполнительными органами субъектов РФ:
Детальное изучение таких актов позволило сделать следующие выводы: государственная поддержка на уровне субъектов РФ осуществляется по следующим направлениям:
- содействие созданию и развитию кредитных потребительских кооперативов граждан;
- защита прав членов КПКГ;
- создание условий для эффективного формирования и развития кооперативного сектора экономики на территории субъектов РФ.
Для реализации указанных направлений осуществляется ряд мер государственной поддержки деятельности и развития рассматриваемых организаций, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами субъектов РФ, которые можно систематизировать следующим образом:
- субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения за предоставленную банковскую гарантию и (или) поручительство по кредитному договору;
- бюджетная субсидия;
- государственная субвенция для развития материально-технической базы;
- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (займам), привлеченным КПКГ;
- поручительство по кредитам, полученным КПКГ в коммерческих банках, расположенных на территории РФ;
- предоставление отсрочки, рассрочки уплаты налогов и сборов полностью или частично в порядке и на условиях, которые определенны законодательством;
- освобождение от уплаты налогов и сборов полностью или частично в порядке и на условиях, которые определенны законодательством;
- создание координационного совета по развитию КПКГ;
- организация конкурсов, способствующих популяризации идеи кредитной кооперации, с их информационным обеспечением;
- оказание информационной и информационно-методической поддержки деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.
На сегодняшний день указанные меры государственной поддержки развития и деятельности рассматриваемых организаций нашли закрепление лишь в актах части субъектов РФ.
Необходимым является их установление на федеральном уровне, что приведет к большему укреплению позиций КПКГ на рынке финансовых услуг, а наглядная поддержка государства рассматриваемых организаций как субъектов гражданских правоотношений повысит уровень доверия к ним со стороны граждан, сделав их более конкурентоспособными по сравнению с иными финансовыми структурами.
Таким образом, Закон 117-ФЗ необходимо дополнить статьей, закрепляющей понятие государственной поддержки кредитных потребительских кооперативов граждан, которое следует определить, исходя из анализа норм действующих нормативных правовых актов субъектов РФ, следующим образом: государственная поддержка кредитных потребительских кооперативов граждан - совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, осуществляемых в целях формирования, обеспечения, развития и функционирования устойчивой системы кредитной кооперации.
Для большей эффективности работы с рассматриваемыми организациями на федеральном уровне необходимо закрепить и конкретные меры государственной поддержки:
- бюджетная субсидия (субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения за предоставленную банковскую гарантию и (или) поручительство по кредитному договору, либо субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (займам), привлеченным КПКГ);
- государственная субвенция (для развития материальной базы);
- государственная гарантия (поручительство по кредитам, полученным КПКГ в коммерческих банках);
- налоговые и иные льготы (предоставление отсрочки, рассрочки уплаты налогов и сборов полностью или частично либо освобождение от их уплаты полностью или частично, в порядке или на условиях, которые определены законодательством);
- предоставление бюджетных ссуд;
- содействие в реализации инновационных и инвестиционных проектов КПКГ (выделение грантов);
- принятие и реализация совместных проектов и программ органами государственной власти, органов местного самоуправления и КПКГ;
- оказание информационной и информационно-методической поддержки деятельности КПКГ (организация конкурсов, содействие популяризации идей кредитной кооперации, с их информационным обеспечением).
Закрепление этих мер государственной поддержки на федеральном уровне будет способствовать дальнейшему и более глубокому взаимодействию органов государственной власти, местного самоуправления и КПКГ.
Необходимость взаимодействия с органами государственной власти объясняется значительной ролью рассматриваемых организаций в социально-экономическом развитии региона.
В частности, указанные организации:
- способствуют созданию дополнительной активной системы социальной поддержки населения через предоставление доступных займов и сбережение личных средств населения;
- способствуют наполнению бюджетов через увеличение налоговых поступлений;
- способствуют увеличению объема жилищного строительства, развитию системы ипотечного кредитования населения;
- участвуют в обеспечении занятости, создании дополнительных рабочих мест, увеличении самозанятости;
- создают условия для развития предпринимательства;
- способствуют развитию экономики региона благодаря привлеченным личным сбережениям граждан;
- оказывают благотворительную помощь незащищенным слоям населения, бюджетным организациям, выступают спонсорами различных региональных программ и мероприятий.
Большинство КПКГ функционирует в муниципальных образованиях. В связи с этим нельзя оставить без внимания вопрос об их взаимодействии с органами местного самоуправления, которые, как никто другой, заинтересованы в существовании сильной и авторитетной системы финансовых институтов на местах, посредством которых возможно решать вопросы об аккумулировании и инвестировании денежных средств населения непосредственно в муниципальном образовании, не передавая их в центр.
Более того, КПКГ на местном уровне участвуют в реализации национальных проектов. Их роль для муниципального образования так же велика, как и для развития региона, в котором они зарегистрированы и функционируют.
Смотрите также: "Государственное регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан (окончание)".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)