Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-15046/2017

Требование: Об обязании перечислить суммы социальной выплаты.

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции; Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы являются участниками подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, в связи с чем им были выделены денежные средства, однако при приобретении истцами квартиры социальная выплата им предоставлена не была.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2017 г. по делу N 33-15046/2017


Судья: Германова С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Черкуновой Л.В., Шилова А.Е.,
при секретаре - М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 сентября 2017 года, которым постановлено:
"Иск О.Д., О.М. удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа Тольятти перечислить сумму социальной выплаты в размере 140 623,82 руб., представленную истцам по программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2020 годы, на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства N от 18.11.2016 года, выданного мэрией городского округа Тольятти, на банковский счет истца О.Д., открытый в ПАО "Сбербанк России"; перечислить сумму социальной выплаты в размере 504 735,58 руб., полученную из резервного фонда Губернатора Самарской области, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области N от 04.08.2017 года, на банковский счет истца О.Д., открытый в ПАО "Сбербанк России".
В удовлетворении исковых требований к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

О.Д. и О.М. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Тольятти о возложении обязанности совершить действия.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что их семье из трех человек 18.11.2016 года выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на сумму 645 359,4 рублей, подтверждающее участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
23.11.2016 г. между ПАО "Сбербанк России" и О.Д. заключен договор N банковского счета для обслуживания указанной подпрограммы.
14.12.2016 года между ФИО1 и истцами заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а 16.01.2017 г. дополнительное соглашение к нему. В соответствии с условиями соглашений стоимость квартиры составила 2 520 000 руб., оплата производится истцами за счет средств социальной выплаты, предоставленной в соответствии с программой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в сумме 645 359,40 руб. в срок до 29.04.2017 г., и за счет кредитных средств, предоставленных ПАО "Сбербанк России" на покупку квартиры в соответствии с кредитным договором N от 14.12.2016 года, на сумму 1 874 640,60 руб.
Кредитные денежные средства в размере 1 874 640,60 руб. зачислены на счет продавца ФИО1 16.01.2017 г.
05.04.2017 г. для оплаты приобретаемого жилого помещения О.Д. предоставил необходимые документы в Банк, однако денежные средства на счет распорядителя не были перечислены, поскольку, по сообщению органа местного самоуправления, возвращены в федеральный бюджет как нераспределенные в 2016 году.
Таким образом, сумма социальной выплаты в размере 645 359,40 руб. истцами не получена, что нарушает их права, законные интересы, а также ставит под угрозу приобретение жилого помещения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом неоднократных уточнений исковых требований, истцы просили обязать администрацию г.о. Тольятти перечислить сумму социальной выплаты в размере 140 623,82 руб., предоставленную истцам по программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства N от 18.11.2016 г., выданного мэрией г.о. Тольятти, на банковский счет истца О.Д. открытый в ПАО "Сбербанк России"; обязать ответчика перечислить сумму социальной выплаты в размере 504 735,58 руб., полученную из резервного фонда Губернатора Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области N от 04.08.2017 г., на банковский счет истца О.Д., открытый в ПАО "Сбербанк России (л.д. 62, 84).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Тольятти просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности перечислись денежные средства в размере 140 623,82 руб. отказать. Указывает, что судом не установлены обстоятельства нарушения действующего законодательства со стороны органа местного самоуправления.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.о. Тольятти В. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснив, что прав истцов орган местного самоуправления не нарушал, поскольку возврат денежных средств в резервный фонд от его воли не зависит. В настоящее время указанная социальная выплата в полном объеме перечислена на счет О.М.
Представитель О-вых Л. возражала против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы и входящие в ее состав подпрограммы, в том числе подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, приведенными в приложении N 5 к подпрограмме, устанавливается порядок предоставления субсидий из федерального бюджетного субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы.
В соответствии с указанными Правилами субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на основании заявок представленных в Минстрой России в установленном порядке, одним из условий которого является принятие субъектом Российской Федерации обязательств по предоставлению молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка дополнительной социальной выплаты в размере не менее чем 5 процентов расчетной (средней стоимости жилья).
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, приведенными в приложении N 5 к подпрограмме, субсидии бюджету субъекта Российской Федерации предоставляются на основании соглашения, заключенного между Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.
Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания (п. 38).
Пунктом 39 Правил предусмотрено, что для оплаты приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения либо договор строительного подряда, выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретаемое жилое помещение (построенный жилой дом) и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения или строящегося жилого дома в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений, включающую проверку соответствия приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 46).
Банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк (п. 47).
В соответствии с п. 50 социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 года N Самарской области утверждена субсидия в размере 150 354 800 руб. на реализацию мероприятий подпрограммы.
Из материалов дела следует, что между Министерством строительства РФ и Правительством Самарской области заключено соглашение от 07.04.2016 г. N о предоставлении и распределении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы в 2016 году, перечислены платежными уведомлениями в апреле, июле, октябре 2016 г. на счет Управления Федерального казначейства Самарской области, в установленном порядке и в полном объеме.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что О-вы (истцы по делу) являются участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N, что также подтверждается свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилого строительства от 18.11.2016 г. серии N, выданным первым заместителем мэра городского округа Тольятти.
Согласно указанному свидетельству О.Д. и О.М., ФИО2 выделено 645 359,40 рублей, в том числе 174 311,57 руб. - средства федерального бюджета, 330 424,01 руб. - средства областного бюджета, 140 623,82 руб. - средства местного бюджета.
Срок действия свидетельства - не более семи месяцев с даты выдачи, то есть до 18.06.2017 года.
23.11.2016 г. О.Д. открыт банковский счет, что подтверждается договором N, заключенным между ПАО "Сбербанк России" и О.Д.
По условиям договора купли продажи от 14.12.2016 г. заключенного между ФИО1 (продавец) и супругами О-выми (покупатели), стороны договорились о продаже квартиры, площадью 54,3 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, за цену 2 520 000 руб., которая приобретается покупателем за счет средств социальной выплаты в размере 645 359,40 руб. (свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства от 18.11.2016 г.) и кредитных средств в размере 1 874 640,60 руб. (кредитный договор N, заключенный 14.12.2016 г).
Право общей совместной собственности О.Д. и О.М. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано 13.01.2017 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.01.2017 г.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору купли-продажи от 14.12.2016 г., заключенным 16.01.2017 г. между ФИО1 и О-выми, сумма социальной выплаты должна быть перечислена на счет продавца жилого помещения в срок до 29.04.2017 г.
Установлено, что 05.04.2017 г. в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, О.Д. передал все необходимые документы в ПАО "Сбербанк" на получение социальной выплаты, банк в свою очередь направил в адрес мэрии г.о. Тольятти заявку.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 г. N 1551 "О мерах реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановой период 2018 и 2019 годов", а также протокола совещания с участием Председателя Правительства РФ от 27.10.2016 г. N ДК-П13-226пр, начиная с 2017 года, остатки субсидий, предоставленные в предшествующем финансовом году подлежат зачислению в резервный фонд Правительства Российской Федерации на финансирование непредвиденных расходов.
Согласно письму от 05.05.2017 г. N Минстрой России отказал в возврате остатков средств 2016 года и использовании их в 2017 году в связи с зачислением данных средств в резервный фонд Правительства РФ.
Анализируя вышеуказанные обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в установленный свидетельством о праве на получение социальной выплаты срок истцами совершены все необходимые действия по реализации права на ее получение, в том числе открыт в банке специальный счет, приобретено жилое помещение с использованием кредитных средств, однако социальная выплата им предоставлена не была. При этом неиспользованные на конец финансового года бюджетные средства возвращены в федеральный бюджет путем зачисления в резервный фонд Правительства РФ, что исключает возможность их использования в качестве социальной выплаты участниками подпрограммы.
Вместе с тем, Правительством Самарской области принято постановление от 04.08.2017 г. N "Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда губернатора Самарской области в целях предоставления субсидии бюджету городского округа Тольятти Самарской области для софинансирования расходного обязательства по предоставлению социальных выплат семьям О.Д. и ФИО3 на улучшение жилищных условий", которым решено использовать предусмотренные на 2017 год бюджетные ассигнования резервного фонда губернатора Самарской области на предоставление бюджету г.о. Тольятти Самарской области в целях софинансирования расходного обязательства по предоставлению социальной выплаты семье О.Д. в размере 504 735,58 руб. на улучшение жилищных условий.
Постановлением также предусмотрены условия расходования субсидии, предоставляемой бюджету городского округа Тольятти, обязанность по соблюдению которых возложена на орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что требования истцов О-вых об обязании администрации г.о. Тольятти перечислить на расчетный счет последних предоставленную по программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г.г. социальную выплату за счет средств местного бюджета в размере 140 623,82 руб., а также социальную выплату в размере 504 735,58 руб., полученную из резервного фонда Губернатора Самарской области, являются обоснованными, поскольку законом данная обязанность возложена на органы местного самоуправления.
При этом следует учесть, на дату рассмотрения апелляционной жалобы решение суда фактически исполнено, что подтверждается представленными в заседании суда апелляционной инстанции представителем администрации г.о. Тольятти платежными поручениями о перечислении на расчетный счет О.Д. 23.10.2017 г. социальной выплаты в размере 140 623,82 руб. и 504 735,58 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обстоятельства нарушения Администрацией г.о. Тольятти действующего законодательства не установлено, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы реализация программы непосредственно осуществляется органом местного самоуправления. В установленный свидетельством о праве на получение социальной выплаты срок денежные средства О-вых предоставлены не были.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Тольятти Самарской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)