Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2017 N 15АП-17523/2017 ПО ДЕЛУ N А32-33220/2017

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. N 15АП-17523/2017

Дело N А32-33220/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой Н.В.,
при участии:
от ответчика: представитель Гончаров Д.В. (доверенность от 09.08.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2017 по делу N А32-33220/2017
по иску департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительные Системы и Технологии"
о взыскании субсидии,
принятое в составе судьи Лесных А.В.,
установил:

Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительные Системы и Технологии" о взыскании субсидии в размере 359 575 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции от 11.09.2017 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что федеральным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по определению целей, условий и порядка предоставления субсидий. Федеральным законодательством не определено, что субъект Российской Федерации может устанавливать в качестве условия порядка предоставления субсидий, а что условием не является. Краснодарский край реализовал свои полномочия, определив условием предоставления субсидии - предоставление получателем субсидии отчетности в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом. Не предоставление отчетности в установленный срок является нарушением порядка предоставления субсидии, влекущим обязанность получателя субсидии вернуть денежные средства. Данное условие установлено договором и у суда отсутствовали основания для его не применения. Выводы суда о том, что возврат субсидии только при ее нецелевом использовании, либо при получении ненадлежащим лицом, ошибочны. Судом неверно истолкованы и применены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.01.2015 N 40 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 755 "О министерстве экономики Краснодарского края" министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края.
Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" переименован в департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3.6 положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.11.2015 N 1044 "О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края", департамент организует разработку и реализацию государственных программ Краснодарского края по развитию малого и среднего предпринимательства.
В период с 01.01.2014 по 31.12.2015 департаментом осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В сентябре 2014 года ООО "Кайман" обратилось в департамент с заявлениями на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - порядок субсидирования).
Ответчиком были предоставлены в департамент документы по договорам лизинга N АХЭЛ/Соч-47957/ДЛ от 04.02.2014; N АХЭЛ/Соч-47550/ДЛ, заключенным с ООО "Элемент лизинга".
Департамент в соответствии с разделом 2 порядка субсидирования рассмотрел заявление ответчика на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также приложенные к нему документы.
Приказом от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" Уполномоченным органом было принято решение утвердить список субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий, в который также был включен ответчик.
23.12.2014 между департаментом и обществом заключен договор N 117/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования) (далее - договор).
По платежному поручению от 29.12.2014 N 390641 ответчику перечислены денежные средства в сумме 385 389 рублей.
Как указано в исковом заявлении, письмом от 01.03.2017 от ответчика поступили: договор купли-продажи транспортных средств от 17.10.2016 N АХ_ЭЛ/Соч-47550/ДВ_ДЗ, акт приема-передачи автотранспортных средств от 17.10.2016 N АХ_ЭЛ /Соч-47550/ДВ_ДЗ, соглашение о расторжении договора финансовой аренды (лизинга) от 10.10.2016 N АХ_ЭЛ/Соч-47550/ДВ_ДЗ, акт возврата от 17.10.2016 к договору финансовой аренды (лизинга) от 10.10.2016 N АХ_ЭЛ/Соч-47550/ДВ_ДЗ, свидетельство о регистрации машины СВ 745234 от 16.10.2016, паспорт самоходной машины и других видов техники ТС 687394.
Представленная отчетная документация свидетельствует о том, что переход прав собственности на предмет лизинга произошел 28.10.2016, следовательно, отчетная документация должна была быть предоставлена не позднее 28.11.2016.
Поскольку ответчиком денежные средства в сумме 359 575 рублей не возвращены, указанное послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исполнителем мероприятий региональной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" является министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.01.2015 N 40 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 755 "О министерстве экономики Краснодарского края" министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края.
Подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказами уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства", получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 год" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ N 167).
Согласно пункту 1.1 приказа N 167 в соответствии с подпунктами 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.2 приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем.
В силу пункта 1.3 приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 приказа N 167, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 Приказа N 167).
Согласно пункту 1.5 приказа N 167 отчетная документация, указанная в пункте 1 настоящего приказа, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте.
Как установлено судом первой инстанции, предметом заключенного между истцом и ответчиком договора договор N 117/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства являлось предоставление обществу бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга):
- - от 04.02.2014 N АХЭЛ/Соч-47957/ДЛ, заключенному с ООО "Элемент Лизинг" в сумме 363 807 рублей (приобретение по лизингу гидромолота);
- - от 27.12.2013 N АХЭЛ/Соч-47950/ДЛ, заключенному с ООО "Элемент Лизинг" в сумме 5 366 083 рублей (приобретение экскаватора - погрузчика).
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 1 от 09.04.2014 к договору финансовой аренды (лизинга) от 27.12.2013 N АХЭЛ/Соч-47950/ДЛ выкупная стоимость оплачивается обществом до 28.12.2016.
Согласно соглашению от 10.10.2016 о расторжении договора финансовой аренды (лизинга) от 27.12.2013 N АХЭЛ/Соч-47950/ДЛ, между ответчиком и Лизингодателем произведен взаиморасчет по всем обязательствам, и задолженность ответчика считается погашенной.
Согласно договору купли-продажи транспортного средства от 17.10.2016 года предмет лизинга (экскаватор - погрузчик) перешел в собственность ответчика.
Согласно акту приема-передачи автотранспортного средства от 17.10.2016 предмет лизинга (экскаватор - погрузчик) передан ответчику 28.10.2016, право собственности на экскаватор - погрузчик JCB 5СХ зарегистрировано за ответчиком - обществом.
01.03.2017 ответчик направил истцу сведения о выкупе транспортного средства и предоставил документы, подтверждающие выкуп.
Изложенное свидетельствует о том, что заключенный ответчиком договор финансовой аренды (лизинга) от 04.02.2014 N АХЭЛ/Соч-47957/ДЛ, на субсидирование которого предоставлялись денежные средства, исполнен в полном объеме, вся сумма договора выплачена полностью, что подтверждается соглашением от 17.10.2016 о расторжении договора финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от 27.12.2013 N АХ ЭЛ/Соч-47950/ДЛ; актом возврата от 17.10.2016 к договору финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от 27.12.2013 N АХ ЭЛ/Соч-47950/ДЛ; договором от 17.10.2016 купли-продажи транспортного средства N АХ ЭЛ/Соч-47950/ДВ ДЗ; актом приема-передачи автотранспортных средств от 17.10.2016 к договору купли-продажи транспортного средства N АХ ЭЛ/Соч-47950/ДВ ДЗ, паспортом транспортного средства, свидетельством о регистрации транспортного средства СВ 745234 от 28.10.2016, страховым полисом ЕЕЕ N 039042020292, которые свидетельствуют о переходе права собственности на предмет лизинга к обществу.
Ответчиком с 23.12.2014 в департамент направлены 7 различных отчетов о целевом использовании субсидии.
Все данные отчеты были приняты департаментом, доказательства обратного материалы дела не содержат.
Кроме того о том, что общество надлежащим образом и в полном объеме исполняло как порядок субсидирования из краевого бюджета, так и договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий от 23.12.2014 N 117/14С - свидетельствует Отчет о проведении проверки субъекта малого и среднего предпринимательства, выполненный департаментом поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края 05.10.2015.
Данный отчет был составлен по результатам проверки, проведенной в соответствии с приказом департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края от 12.03.2015 года N 32 "О проведении проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления".
В ходе проверки департамент установил, что получателем субсидии соблюдаются требования условий, целей и порядков предоставления субсидий. Нарушение требований получателем субсидий условий, целей и порядка их предоставления не установлено.
Таким образом, условий и порядка предоставления субсидий обществом нарушено не было.
Кроме того, нужно исходить из общих принципов справедливости, которые означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2017 по делу N А32-12536/2016.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2017 по делу N А32-33220/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Е.А.МАШТАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)