Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2017 N 15АП-10752/2017 ПО ДЕЛУ N А32-43856/2016

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. N 15АП-10752/2017

Дело N А32-43856/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.,
судей Величко М.Г., Ереминой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.,
при участии:
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от истца: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Любимый город"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 мая 2017 года по делу N А32-43856/2016
по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ОГРН 1062308024371 ИНН 2308120713)
к обществу с ограниченной ответственностью "Любимый город" (ОГРН 1122311010623 ИНН 2311148902)
о взыскании суммы субсидии,
принятое в составе судьи Березовской С.В.,
установил:

Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к ООО "Любимый город" о взыскании суммы субсидии в краевой бюджет в размере 249 682 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2017 с ООО "Любимый город" в пользу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края взыскано 249 682 руб. субсидии.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, в удовлетворении иска отказать, приводит в обоснование следующие доводы:
- - документы по получению предмета лизинга поступили в ООО "Любимый Город" по почте 27 октября 2016 года, ответчик 07 ноября 2016 года предоставил в департамент отчетные документы, предусмотренные договором субсидирования - ООО "Любимый Город" незначительно (на 17 дней) по уважительной причине нарушил 30-дневный срок для предоставления отчетности, предусмотренный договором субсидирования;
- - полученная сумма субсидии израсходована в соответствии с целями ее предоставления;
- - факта нецелевого использования денежных средств не установлено.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Истец направил через канцелярию суда письменный отзыв на апелляционную жалобу, ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие сторон в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, В сентябре 2014 года ООО "Любимый город" обратилось в Уполномоченный орган с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства и предоставил документы по договору финансовой аренды (лизинга) от 06.08.2014 N Л22868, заключенного с ООО "СТОУН-ХХ1".
23.12.2014 N 133/14С между истцом и ответчиком был заключен договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
Субсидия в размере 249 682 руб. перечислена ответчику 29.12.2014 (платежное поручение N 389454 от 29.12.2014).
Пунктом 1.11.1 Порядка субсидирования установлено условие, согласно которому договор финансовой аренды (лизинга), на основании которого субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, предусмотренная настоящим Порядком субсидирования, должен соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1.4 Порядка субсидирования, согласно которому субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования установлено условие предоставления субсидии - предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены Уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 гг." государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167), опубликованном 24.09.2014 на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства при до лучении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, и представляет в Уполномоченный орган.
Как указано выше, между истцом и ответчиком заключен договор субсидирования, согласно пункту 4.2 которого ответчик принял на себя обязательство по предоставлению отчетной документации, аналогичной установленной пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167.
Договор субсидирования соответствует императивным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 209-ФЗ и Порядка субсидирования.
Согласно пункту 4.1 договора финансовой аренды (лизинга) от 06.08.2014 N Л22868 срок лизинга устанавливается 24 месяца с даты начала лизинга.
Согласно графику порядка расчетов (приложение N 2 к договору финансовой аренды (лизинга) от 06.08.2014 N Л22868) дата последнего платежа 15.08.2016.
Согласно пункту 6.1 договора финансовой аренды (лизинга) от 06.08.2014 N Л22868 переход права собственности на предмет лизинга оформляется договором купли-продажи по истечении срока действия договора, указанного в пункте 4.1 договора, при условии выплаты лизингополучателем лизингодателю в полном объеме всех лизинговых и иных платежей.
Однако в нарушение своих обязательств, установленных пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования, пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167, пунктом 4.2 договора субсидирования, ответчик по истечении 30 дней с момента прекращения договора финансовой аренды (лизинга) от 06.08.2014 N Л22868 в Уполномоченный орган не предоставил.
Истец направил ответчику уведомление от 14.10.2016 N 333-5821/16-02-03, в котором указал о необходимости вернуть субсидию в краевой бюджет в связи с нарушением условия ее предоставления.
В ответ на указанное уведомление истцу 07.11.2016 от ответчика поступило письмо от 31.10.2016 N 644, согласно которому задержка по сроку сдачи отчетных документов произошла в связи с тем, что документы по получению имущества в собственность поступили в организацию по почте 27.10.2016 и приложил договор лизинга N Л22868, акт приема-передачи имущества, договор купли-продажи лизинга, паспорт технического средства, свидетельство о регистрации транспортного средства (копии прилагаются).
Проанализировав представленные ответчиком документы истцом установлено, что согласно пункту 4.2 договора купли-продажи предмета лизинга от 01.09.2016 N КП22868/ОК акт по форме ОС-1 (акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), утвержден постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7) должен быть оформлен в течение 5 дней с момента полной оплаты суммы, указанной в пункте 2.1 договора и подтверждает переход к покупателю права собственности на имущество.
Представленный ответчиком акт о приеме-передаче предмета лизинга датирован 20.09.2016.
Из изложенного следует, что в нарушение требований пункта 4.2 договора субсидирования и пункта 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 документы были представлены истцу с нарушением срока.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, руководствуясь следующими обстоятельствами.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 1.11.2 Порядка субсидирования установлено условие предоставления субсидии - предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Так, состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказами Уполномоченного органа:
- - от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 гг." государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167);
- - от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 гг." государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 168).
Указанные приказы являются нормативными правовыми актами и 24.09.2014 опубликованы на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, а также размещены на официальном сайте Уполномоченного органа и Интернет-сайте "Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края" www.mbkuban.ru.
В соответствии с пунктом 1.2 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в Уполномоченный орган информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования:
- - срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет;
- - в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В соответствии с пунктом 1.3 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в Уполномоченный орган информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в Уполномоченный орган.
Согласно пункту 1.4 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 отчетность, указанная в пунктах 1.2, 1.3, предоставляется в Уполномоченный орган субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 2 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 168 субъект малого и среднего предпринимательства, получивший финансовую поддержку в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201, предоставляет в Уполномоченный орган анкету получателя поддержки. Сведения в анкете указываются субъектом малого и среднего предпринимательства на момент оказания поддержки, далее ежегодно в течение последующих двух календарных лет по состоянию на 1 января за соответствующий отчетный период (январь - декабрь) и предоставляются до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Пунктами 4.3 - 4.8 договора субсидирования установлена аналогичная с приказами Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 и N 168 обязанность ответчика по предоставлению отчетности в Уполномоченный орган.
Однако, в нарушение своих обязательств, установленных пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования, приказами Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 и N 168, а также договором субсидирования, ответчик не выполнил условие предоставления поддержки - в срок до 20.10.2016 отчетность в Уполномоченный орган не предоставил.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка субсидирования ответственность за соблюдение целей и условий, установленных при предоставлении субсидий, за достоверность представляемых документов и сведений несут субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3.5 Порядка субсидирования, пунктом 6.1 договора субсидирования в случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления "Министерством" "Субъекта предпринимательства" подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать от ответчика исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку на момент рассмотрения спора ответчиком не представлено доказательств выполнения обязанности по возврату субсидии, требования истца являются признаны подлежащими удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело, исследовав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены либо изменения судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как установлено судом первой инстанции и не оспорено ответчиком, договор субсидирования (т. 1 л.д. 10-24) соответствует закону и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Разделом 7 договора субсидирования установлены основания освобождения сторон от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору.
Так, пунктом 7.1 договора субсидирования установлено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.
К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые стороны не могут оказывать влияния и за возникновение которых не несут ответственности, например, землетрясение, наводнение, пожар, забастовки, массовые беспорядки, военные действия, террористические акты, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства и тому подобное.
В соответствии с пунктом 7.2 договора субсидирования в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана незамедлительно информировать другую сторону и, по возможности, предоставить удостоверяющий документ. Информация должна содержать данные о характере обстоятельств, а также, по возможности, оценку их влияния на исполнение своих обязательств по настоящему договору и на срок исполнения этих обязательств. Отсутствие уведомления в течение 15 календарных дней с момента, когда такое обстоятельство возникло, лишает сторону права в дальнейшем ссылаться на данное обстоятельство.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления уведомления о возникновении форс-мажорных обстоятельств от ответчика в департамент.
Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, освобождающих его от ответственности по договору субсидирования. Соответственно, основания для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности по договору субсидирования отсутствуют.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Ни договор субсидирования, ни Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к подпрограмме "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201) не содержат положения о порядке возврат субсидии в случае ее нецелевого использования.
Более того, ни Порядок субсидирования, ни договор субсидирования не устанавливают, на какие цели должна быть израсходована субсидия и в дальнейшем департамент не проверяет направление предпринимателем средств субсидии, поскольку субсидия носит компенсационный, а не целевой характер, то есть компенсирует фактически понесенные затраты.
С учетом изложенного, установление цели, на которую были использованы бюджетные средства, не имеет значение для рассмотрения спора по существу.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина в установленном размере, то на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать с ответчика в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 мая 2017 года по делу N А32-43856/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Любимый город" (ОГРН 1122311010623 ИНН 2311148902) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.ПОНОМАРЕВА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
О.А.ЕРЕМИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)