Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2017 N 15АП-15348/2017 ПО ДЕЛУ N А32-19692/2017

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2017 г. N 15АП-15348/2017

Дело N А32-19692/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Ванина В.В., Ковалевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
- от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчика: представитель Ковалева Я.А., доверенность от 26.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Усть-Лабинский район города Усть-Лабинск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.08.2017 по делу N А32-19692/2017
по иску администрации муниципального образования Усть-Лабинский района

к обществу с ограниченной ответственностью "Трансавто"

о взыскании субсидии,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
установил:

администрация муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Трансавто" (далее - ответчик, ООО "Трансавто", общество) о взыскании в бюджет муниципального образования Усть-Лабинский район субсидии в размере 658 475 руб. (с учетом уточнения первоначальных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы предоставлением обществу субсидии в нарушение установленного Порядка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указывает на то, что в предоставленной обществом выписке из ЕГРП при подаче заявления на выдачу субсидии содержались сведения о видах экономической деятельности, занятие которыми в соответствии с Порядком не дает право на получение субсидии.
В отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к нему общество просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что спорный погрузчик в настоящее время выкуплен; предоставленные денежные средства в виде субсидии использованы обществом по целевому назначению.
Администрация извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее Закон N 209-ФЗ), подпрограммой "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5.10.15 N 943, постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 10.11.15 N 1180 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Усть-Лабинский район" на 2016 год", ООО "Трансавто" обратилось в Администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Субсидирование из бюджета муниципального образования Усть-Лабинский район части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" (т. 2, л.д. 5-9).
К заявлению общество приложило, в том числе, выписку из ЕГРЮЛ, справку-обоснование на получение субсидии, договор финансовой аренды, платежное поручение, подтверждающее уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
Администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район было принято решение о предоставлении ООО "Трансавто" субсидии (постановление от 08.12.16 N 1308 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТРАНСАВТО" субсидии в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга)", с изменениями внесенными постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 9 декабря 2016 года N 1317).
На основании данного постановления Администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район с ООО "Трансавто" заключены договоры о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) N 4, N 8, N 11 от 09.12.16, а также дополнительные соглашения от 12.12.2016, от 27.12.2016 (т. 1, л.д. 36-76).
Представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 2, л.д. 12-21) подтверждается перечисление обществу субсидии в размере 658 475 руб.
Как указано в исковом заявлении, в рамках контроля за соблюдением администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных при их предоставлении, Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края установил, что в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ "финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
В связи с чем, Администрация администрация 21.03.17 письмом N 984 обратилась в ООО "Трансавто" с просьбой о возврате в бюджет муниципального образования Усть-Лабинский район уплаченных средств в сумме 658 475 руб.
Неисполнение обществом требования о возврате субсидии послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В исковом заявлении истец указывает, что Департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края установлено, что в сведениях о видах экономической деятельности в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ответчика от 01.11.2016 N 1485В/2016 присутствует ОКВЭД 45.1. "Торговля автотранспортными средствами".
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ автомобили легковые признаются подакцизными товарами.
Согласно пункта 1.6.5. Порядка субсидирования из местного бюджета части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 1 сентября 2016 года N 876, субсидии не предоставляются субъектам малого предпринимательства - осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. Из данной нормы Порядка следует, что Субъект предпринимательства должен осуществлять производство подакцизных товаров, следовательно, производить легковые автомобили, или заниматься ввозом новых легковых автомобилей на территорию Российской Федерации.
Данная позиция также содержится в статьях 179 и 182 Налогового кодекса Российской Федерации: налогоплательщиками акцизного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся ввозом подакцизного товара на территорию РФ или осуществляющие его производство.
Между тем доказательства осуществления ответчиком производства и реализации подакцизных товаров в материалах дела отсутствуют.
В письме N 12-08/05118 от 18.04.17 Межрайонная ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю поясняет, что легковые автомобили признаются подакцизным товаром, однако объектом налогообложения признается реализация лицами произведенных ими подакцизных товаров. Так как общество не является производителем легковых автомобилей, не осуществляет деятельность по реализации собственных легковых автомобилей, то оно не подпадает под понятие налогоплательщика акциза.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Положениями пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление нормативным актом порядка возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением муниципального образования Усть-Лабинский район от 01.09.16 N 876 "Об утверждении порядков субсидирования из бюджета муниципального образования Усть-Лабинский район части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства" с изменениями, внесенными постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 13.10.16 N 1070 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 01.09.16 N 876 "Об утверждении порядков субсидирования из бюджета муниципального образовании Усть-Лабинский район части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства" утвержден Порядок субсидирования из бюджета муниципального образовании Усть-Лабинский район части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Порядком установлены требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, перечислены документы, которые должны предоставить субъекты малого и среднего предпринимательства для получения субсидии, а также регламентированы право истца в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать в уполномоченных органах государственной власти ряд документов и сведений в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства.
В пункте 3.4, 3.5, 3.6 Порядка, а также в разделе 6 заключенных между истцом и ответчиком договоров о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) N 4, N 8 и N 11 от 9.12.16 предусмотрены основания для возврата полученной субсидии.
Как видно из материалов дела, ответчик при обращении в администрацию за получением субсидии предоставил выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения о видах деятельности, справку-обоснование, составленную по форме Приложения N 2 к Порядку субсидирования, в пункте 6 которой содержалась информация об основном виде деятельности общества, а в пункте 5 указывались виды деятельности по ОКВЭД, заявленные на субсидирование: 49.41.1 (перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; 49.41.2 (перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами), 52.24.1 (транспортная обработка контейнеров); 52.24.2 (транспортная обработка прочих грузов).
Как следует из пояснений ответчика, предмет лизинга приобретен обществом для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по погрузке-разгрузке грузов. В соответствии с заключенным 31.12.2016 договором оказания услуг ответчик оказывает услуги по погрузке и разгрузке грузов ООО "ФЕРРАТЕК-ЮГ" погрузчиком BOBCAT TL470X, который и являлся предметом договора финансовой аренды от 25.05.2015 N 37683-ФЛ/КД-15.
В материалы дела представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга).
Таким образом, субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) была направлена по целевому назначению. Обстоятельств подтверждающих нецелевое использование субсидии, а также выдача субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, судом не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2017 по делу N А32-19692/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.НАРЫШКИНА
Судьи
В.В.ВАНИН
Н.В.КОВАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)