Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 15.03.2016 N Ф10-985/2015 ПО ДЕЛУ N А62-4057/2014

Требование: О признании недействительными торгов по предоставлению в аренду муниципального имущества, необходимого для водоснабжения потребителей на территории муниципального образования, признании недействительным договора аренды, заключенного по результатам торгов.

Разделы:
Доверительное управление имуществом; Банковские операции
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что конкурсная документация сформирована и конкурс проведен с нарушением порядка проведения конкурсов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2016 г. N Ф10-985/2015

Дело N А62-4057/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (ОГРН 1136733014230, ИНН 6722041416, Смоленская обл., г. Сычевка, ул. Бычкова, 79а, 215280); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, 14а, 214000); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Администрации муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области (ОГРН 1026700888609; ИНН 6715001412, Смоленская обл., г. Сычевка, пл. Революции, 1, 215280), не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Сычевское коммунальное предприятие" (ОГРН 6722027732, ИНН 1126722000734, Смоленская обл., г. Сычевка, ул. Мира, 2, 215280); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.06.2015 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В. Федин К.А.) по делу N А62-4057/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - ООО "Коммунальщик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган), администрации муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Сычевское коммунальное предприятие" (далее - ООО "Сычевское коммунальное предприятие") о признании недействительными решения Управления от 11.06.2014 N 01/14-18.1/Ж, результатов торгов по предоставлению в аренду муниципального недвижимого имущества (извещение о проведении торгов N 280414/0194773/01), договоров аренды от 01.07.2014, заключенных на основании конкурса (уточненные требования).
Решением суда от 21.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2015, признано недействительным решение Управления от 11.06.2014 N 01/14-18.1/Ж в части отказа в выдаче по результатам рассмотрения жалобы ООО "Коммунальщик" предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов организатору торгов, конкурсной комиссии, как противоречащее положениям статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушающее права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик". В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик", предъявленных к Управлению, в остальной части отказано. Признаны недействительными торги в форме открытого конкурса по предоставлению в аренду муниципального имущества Сычевского городского поселения Сычевского района Смоленской области (извещение о проведении торгов N 280414/0194773/01). Признан недействительным договор аренды муниципального имущества, необходимого для водоснабжения потребителей на территории муниципального образования Сычевского городского поселения Сычевского района Смоленской области от 01.07.2014, заключенный между муниципальным образованием Сычевское городское поселение Сычевского района Смоленской области и обществом с ограниченной ответственностью "Сычевское коммунальное предприятие" по результатам торгов (извещение о проведении торгов N 280414/0194773/01, лот N 1). Признан недействительным договор аренды муниципального имущества муниципального образования Сычевского городского поселения Сычевского района Смоленской области от 01.07.2014, заключенный между муниципальным образованием Сычевское городское поселение Сычевского района Смоленской области и обществом с ограниченной ответственностью "Сычевское коммунальное предприятие" по результатам торгов (извещение о проведении торгов N 280414/0194773/01, лот N 2).
Постановлением суда кассационной инстанции от 15.04.2015 решение от 21.10.2014 и постановление от 21.01.2015 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, отказавшись от требований, предъявленных к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области о признании недействительным решения от 11.06.2014 N 01/14-18.1/Ж.
Решением суда от 09.06.2015 признаны недействительными торги в форме открытого конкурса по предоставлению в аренду муниципального имущества Сычевского городского поселения Сычевского района Смоленской области (извещение о проведении торгов N 280414/0194773/01).
Признан недействительным договор аренды муниципального имущества, необходимого для водоснабжения потребителей на территории муниципального образования Сычевского городского поселения Сычевского района Смоленской области от 01.07.2014, заключенный между муниципальным образованием Сычевское городское поселение Сычевского района Смоленской области и обществом с ограниченной ответственностью "Сычевское коммунальное предприятие" по результатам торгов (извещение о проведении торгов N 280414/0194773/01, лот N 1). Признан недействительным договор аренды муниципального имущества муниципального образования Сычевского городского поселения Сычевского района Смоленской области от 01.07.2014, заключенный между муниципальным образованием Сычевское городское поселение Сычевского района Смоленской области и обществом с ограниченной ответственностью "Сычевское коммунальное предприятие" по результатам торгов (извещение о проведении торгов N 280414/0194773/01, лот N 2).
Производство по делу в части требований общества, предъявленных к УФАС России по Смоленской области, прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.11.2015 решение суда от 09.06.2015 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суду от 09.06.2015 и постановление суда от 27.11.2015 в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании постановления Администрации от 18.04.2014 N 163 "О проведении открытого конкурса по предоставлению в аренду муниципального имущества" на официальном сайте - torgi.gov.ru 28.04.2014 Администрацией размещено извещение о проведении торгов N 280414/0194773/01 (в виде открытого конкурса) на право заключения договоров аренды:
Лот N 1: водопроводные сети, в том числе:
- - Лосьминский водозабор: башня водонапорная общей площадью 6, 7 кв. м, водонасосная станция общей площадью 12,0 кв. м, артскважина N 2 общей площадью 6,0 кв. м, глубина 100 м, артскважина N 3 общей площадью 8,2 кв. м, глубина 100 м, стальной дюкер - длина 60 м, водовод протяженность 499 м, водосеть - протяженность 6486,0 м;
- - Саратовский водозабор: артскважина N 4 - глубина 70 м, сети водопроводные - протяженность 2 269,5 м, водовод стальной - протяженность 418 0 м, башня водонапорная - высота 22 м, башня водонапорная - высота 11 м, колодцы - 40 шт.;
- - Вазузский водозабор: насосная станция - общая площадь 11, 1 кв. м, артскважина N 1 - глубина 18 м, водовод - протяженность 52,1 м, водосеть - протяженность 14 765,1 м.
Лот N 2:
- - здание городской бани, общей площадью 451,3 кв. м, 1948 года постройки;
- - здание котельной, общей площадью 118,4 кв. м, 1965 года постройки.
Обществом была подана заявка на участие в проведении торгов.
Победителем торгов по двум лотам признано ООО "Сычевское коммунальное предприятие".
Общество, считая, что конкурсная документация сформирована и конкурс проведен с нарушением Порядка проведения конкурсов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права в отношении государственного или муниципального имущества, и передаче видов имущества, в отношении заключения указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденного приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, обратилось с жалобой в Управление.
11.06.2014 УФАС решением N 01/14-18.1/Ж признало жалобу ООО "Коммунальщик" о нарушении организатором торгов, конкурсной комиссией Администрации МО "Сычевский район" Смоленской области при проведении открытого конкурса по предоставлению в аренду муниципального недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Сычевского городского поселения Сычевского района Смоленской области по лотам 1, 2 (извещение N 280414/0194773/01) Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, обоснованной в части нарушения конкурсной комиссией пункта 68 Правил. Иные доводы ООО "Коммунальщик" о нарушении организатором торгов, конкурсной комиссией Администрации МО "Сычевский район" Смоленской области Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 признаны необоснованными. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов организатору торгов, конкурсной комиссии Администрации МО "Сычевский район" Смоленской области решено не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результат проведенных торгов.
01.07.2014 между муниципальным образованием Сычевское городское поселение Сычевского района Смоленской области и победителем конкурса - ООО "Сычевское коммунальное предприятие" заключены: договор аренды муниципального имущества, необходимого для водоснабжения потребителей на территории муниципального образования Сычевского городского поселения Сычевский район Смоленской области (лот N 1) и договор аренды муниципального имущества муниципального образования Сычевского городского поселения Сычевского района Смоленской области (лот N 2).
Не согласившись с указанным решением Управления, а также с результатами открытого конкурса по предоставлению в аренду муниципального недвижимого имущества и заключенных договоров аренды, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
С учетом того, что при новом рассмотрении дела Общество уточнило свои требования, отказавшись от претензий к решению УФАС, суд принимал решение только по вопросам оспаривания торгов и заключенных по их результатам договоров, при этом правомерно исходил из следующего.
На основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила N 67).
В соответствии с пунктом 3.1 Правил проведения конкурса заключение договоров аренды в отношении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении, Закон N 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (пункт 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Таким образом, объекты водопроводных сетей и трубопроводы водоотведения, как в данном случае, в аренду передаются в соответствии с требованиями вышеназванного законодательства, поскольку спорные объекты включают в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных объектов, использование которых предполагает достижение единой цели: оказание услуг водоснабжения и водоотведения для неограниченного круга лиц, что свидетельствует о том, что указанные объекты включены в централизованную сеть.
В соответствии с пунктом 8 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и должна содержать, в частности: копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае осуществления этой организацией эксплуатации данного имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и исполнения обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, поскольку спорные объекты включают в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных объектов, использование которых предполагает достижение единой цели: оказание услуг водоснабжения и водоотведения для неограниченного круга лиц, что свидетельствует о том, что указанные объекты включены в централизованную сеть.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
В силу пункта 10 статьи 41.1 Закона "О водоснабжении и водоотведении" цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет по запросу организатора конкурса в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, цены, величины, значения, параметры, указанные в пунктах 2 - 8 и 13 части 8 настоящей статьи.
Одним из критериев определения победителя конкурса в соответствии с конкурсной документацией является тариф (размер платы за оказанные услуги по водоснабжению), который рассчитывается участником конкурса самостоятельно, а он противоречит требованиям ст. ст. 5, 33 Закона N 416-ФЗ, так как являются нарушением порядка ценообразования, что в свою очередь повлекло нарушение порядка формирования конкурсной документации и как следствие ограничение в доступе к участию в торгах иных лиц, которые могли быть участниками торгов при надлежащем формировании условий конкурса, а также к неверному определению победителя в части лота N 1.
В соответствии с пунктом 85 Правил N 67 на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая подана участником конкурса, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора конкурса о желании заключить договор, а в случае отсутствия такой заявки - заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
Поскольку ООО "Коммунальщик" в 2014 году на основании договоров аренды пользовалось зданием бани и котельной, то в соответствии с пунктом 85 Правил N 67 имело приоритет при определении победителя по лоту N 2 при этом сама подача ООО "Коммунальщик" заявки на участие в конкурсе правомерно расценена судом как письменное уведомление организатору конкурса о желании заключить договор.
Нарушение требований положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, статей 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги и заключенный по их результатам договор аренды обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.
Исходя из изложенного решение суда первой и апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Иные аргументы заявителя жалобы проверены судом кассационной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятых по делу судебных актов и не подтверждаются материалами дела.
Оспариваемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 по делу N А62-4057/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)