Судебные решения, арбитраж
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции; Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 22 июля 2015 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично) (шифр судьи 17-587) при ведении протокола секретарем Шустовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Дискавери" к заинтересованному лицу - Центральной акцизной таможне о признании незаконным решения от 05.03.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10009194/221214/0020642
в судебное заседание явились: от заявителя - Рязанова Е.А. по доверенности от 10.04.2015, паспорт, от заинтересованного лица - Креуличева Ю.В. по доверенности от 07.05.2015 N 05-23/09283, удост. ГС N 102241
установил:
ООО "Дискавери" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (далее - ЦАТ) от 05.03.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10009194/221214/0020642.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение, по мнению Общества, является незаконным и нарушает права заявителя, поскольку все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, были представлены при декларировании; таможенный орган необоснованно включил в таможенную стоимость товаров лизинговые платежи, в связи с чем, основания для корректировки таможенной стоимости ввезенных товаров отсутствовали.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Центральная акцизная таможня возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что оспариваемые решения приняты в рамках компетенции Центральной акцизной таможни с соблюдением таможенного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, арбитражный суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.
Как следует из материалов дела, декларация на товары N 10009194/221214/0020642 была представлена ООО "Дискавери" для совершения таможенных операций в связи с завершением таможенной процедуры временного ввоза в отношении товара, ранее оформленного Обществом по ЕТД N 10216080/240406/0041302, и помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Таможенная стоимость товаров по ДТ N 10009194/221214/0020642 - двух седельных тягачей DAF XF95.430 S, VIN XLRTE47XS0E672165, VIN XLRTE47XS0E672191, б/у, выпуска 2005 года, изготовитель "DAF TRUCKS N.V.", Нидерланды далее - товары), определена и заявлена декларантом по резервному методу в соответствии со ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) на базе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. ст. 4 и 5 Соглашения.
Поставка товаров осуществлялась в рамках лизингового контракта с правом выкупа от 30.03.2005 N L-HTR 05/03-001 (далее - Контракт), заключенного ООО "Дискавери", Россия (Арендатор) с компанией "V.H.n.v." (Бельгия) (Арендодатель) на условиях EXW - Хугледе-Гитс (Бельгия) на условиях EXW - Хугледе-Гитс (Бельгия).
Пунктом 2 ст. 65 ТК ТС установлено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих документов.
По результатам проверки документов, представленных ООО "Дискавери" при совершении таможенных операций, СЗАТП(с) ЦАТ было принято решение о проведении дополнительной проверки, предусмотренной ст. 69 ТК ТС, поскольку имелись основания полагать, что Обществом неверно определена цена товара с учетом особенностей Контракта. Данные основания изложены в соответствующем решении о проведении дополнительной проверки от 23.12.2014.
В связи с этим на основании ст. 69 ТК ТС Обществу было предложено представить в установленный срок (до 19.02.2015) следующие дополнительные документы и сведения, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости: документы по оплате лизинга транспортных средств по Контракту с учетом увеличенной стоимости (заявления на перевод, свифты, паспорт сделки); бухгалтерские документы по учету данной поставки на забалансовых счетах и балансе организации после перевода товара в собственность; дополнительные соглашения и приложения к Контракту, которыми предусмотрена разбивка графика платежей, согласно суммам, указанным в ведомостях банковского контроля.
Для выпуска товаров декларанту было предложено предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, рассчитанное исходя из стоимости задекларированных товаров с учетом платежей, предусмотренных Контрактом, и стоимости доставки до границы Таможенного союза, согласно расчету, приведенному в решении о проведении дополнительной проверки.
В установленный срок ООО "Дискавери" с пояснительным письмом в таможенный орган были представлены: сведения о банковских платежах по Контракту; документы, подтверждающие оплату товаров в соответствии с Контрактом; заявления на перевод денежных средств за период с 11.07.2005 по 17.05.2011 (всего 23 шт.); ПС N 05040001/0439/0038/9/0, 11030030/1000/0073/9/0, 11080001/2929/0002/9/0; инвентарные карточки учета объекта основных средств; карточки счета 01.01. от 28.01.2015 - 3 шт.; приказы от 28.01.2015 N 1/Т-01/2015, 2/Т-01/2015, 3/Т-01/2015.
В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Таким образом, предметом договора лизинга является предоставление имущества в аренду на определенных условиях и с соблюдением целого ряда обязательств, рассчитанных на весь период лизинга, и от которых, в конечном итоге, будет зависеть размер подлежащих уплате платежей за товар.
Согласно положениям Особых условий Контракта Арендодатель соглашается передать ООО "Дискавери" в аренду (с правом последующего выкупа) 5 седельных тягачей торговой марки DAF XF95.430 S, 2005 г.в.
Базовая стоимость 1 единицы техники (тягач) составляет 52 800,00 евро, общая стоимость Контракта - 320 900,00 евро.
Выкупная стоимость, включенная в общую стоимость Контракта, составляет 162 500,00 евро.
В соответствии с п. 3.1 Приложения N 1 к Контракту Арендатор обязан уплачивать Арендодателю ежеквартальные арендные платежи, размер и периодичность которых согласована сторонами в Приложении N 2 к Контракту.
Возможность пользования и распоряжения имуществом, предоставленным по Контракту, ограничена, поскольку Лизингополучатель не является собственником переданного ему товара.
При условии ограничения по пользованию и распоряжению товары помещаются под таможенную процедуру временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом временный ввоз допускается только при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при обратном вывозе.
При помещении спорных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, их таможенная стоимость была определена и заявлена декларантом на основе базовой стоимости предмета лизинга в размере 52 800,00 евро за седельный тягач с довключением в структуру таможенной стоимости расходов по перевозке до границы Таможенного союза, по 6 (резервному) методу определения таможенной стоимости.
Согласно п. 4.4 ст. 4 Приложения N 1 к Контракту переход права собственности от Арендодателя (Лизингодателя) к Арендатору (Лизингополучателю) происходит с момента полного выполнения Арендатором (Лизингополучателя) своих обязательств согласно п. 4 Приложения N 2 к Контракту.
Датой полного выполнения обязательств Арендатора считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Арендодателя.
В соответствии с указанным пунктом Приложения N 2 к Контракту ООО "Дискавери" в течение 12 кварталов выплачивает Арендодателю арендные платежи в размере 13 200,00 евро в квартал и выкупную стоимость товара в размере 162 500,00 евро. Таким образом, стоимость сделки по Контракту составляет 320 900,00 евро за 5 единиц седельных тягачей.
Из этого следует, что цена одного тягача по рассматриваемому лизинговому Контракту составляет 64 180,00 евро.
Согласно представленным ведомостям банковского контроля по вышеуказанным ПС, арендные платежи были выплачены ООО "Дискавери" в полном объеме, что подтверждается банковскими платежными документами и сведениями о банковских платежах по Контракту на тягачи DAF XF95.430 S, VIN XLRTE47XS0E672165, VIN XLRTE47XS0E672191, представленными декларантом в ходе проведения дополнительной проверки.
Таким образом, общая сумма платежей за товары составила 320 900,00 евро.
Однако лизинговые платежи декларантом в таможенную стоимость не включены.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Согласно сведениям, указанным декларантом в графе 6 формы ДТС-2 по рассматриваемой ДТ, таможенная стоимость товаров была определена и заявлена ООО "Дискавери" по 6 (резервному) методу определения на основании ст. 10 Соглашения, на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1 метод, ст. ст. 4, 5 Соглашения).
В соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении.
Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения основой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 настоящего Соглашения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения.
Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
В рассматриваемом случае поставка осуществлялась в рамках сделки не купли-продажи, а лизингового договора, в связи с чем, гибкость использования в рамках ст. 10 Соглашения метода определения, предусмотренного ст. 4 Соглашения, заключается в следующем: вместо сделки купли-продажи рассматриваемой является сделка финансового международного лизинга; вместо факта продажи товаров для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза присутствует факт передачи товаров на определенных условиях и при соблюдении комплекса обязательств в использование; в лице покупателя выступает компания Лизингополучатель, а вместо продавца - компания Лизингодатель.
Все остальные принципы определения таможенной стоимости полностью соответствуют положениям, установленным ст. 4 и ст. 5 Соглашения.
Определение в статье 4 Соглашения стоимости сделки как цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, ограничивает применение основного метода таможенной оценки только случаями, когда товары ввозятся на основании внешнеторгового договора, предусматривающего возмездную передачу права собственности от продавца к покупателю.
Однако предметом Контракта является не продажа товаров на экспорт, а передача прав на их использование при условии соблюдения оговоренных договором обязательств, которые в конечном итоге оказывают влияние на цену товаров, подлежащую фактической уплате со стороны Лизингополучателя.
Кроме того, в соответствии с условиями Контракта Лизингополучателю запрещено производить отчуждение и обременение полученных товаров.
С учетом изложенного по результатам дополнительной проверки всех документов и сведений, представленных Обществом при декларировании товаров и дополнительно по запросам таможенного органа, было установлено, что при определении таможенной стоимости рассматриваемых товаров по методу, предусмотренному ст. 10 Соглашения, декларантом были допущены методологические ошибки, выразившиеся в неверном определении величины таможенной стоимости.
Установлено, что метод "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" (метод 1) не мог быть использован для целей определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10009194/221214/0020642, поскольку согласно условиям Контракта продажа товаров и их цена зависят от соблюдения условий и обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено, что является ограничением, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 4 Соглашения, а также в связи с наличием ограничений, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 4 Соглашения, и отсутствием факта продажи товаров на экспорт на территорию Таможенного союза.
В связи с этим ЦАТ было принято решение от 05.03.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10009194/221214/0020642, в соответствии с которым декларанту было предложено определить таможенную стоимость товаров в рамках заявленного метода определения таможенной стоимости, предусмотренного ст. 10 Соглашения.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров, была использована общая сумма всех платежей за товары, осуществленная Обществом в адрес Лизингодателя в соответствии с условиями Контракта, с учетом расходов по их доставке, указанных в представленных транспортных счетах.
Согласно п. 23 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376, при согласии с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с даты получения декларантом (таможенным представителем) решения о корректировке таможенной стоимости товаров, осуществляет в установленном порядке корректировку таможенной стоимости товаров исходя из указанной таможенным органом в решении о корректировке таможенной стоимости товаров величины таможенной стоимости, уплачивает таможенные пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров, и представляет в таможенный орган надлежащим образом заполненные декларации таможенной стоимости, форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов.
Однако в установленный срок данные решения не были исполнены, в связи с чем на основании п. 3 ст. 68 ТК ТС корректировка таможенной стоимости и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, задекларированных по спорной декларации, была осуществлена ЦАТ самостоятельно.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п. 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято Центральной акцизной таможней в рамках предоставленных полномочий и с соблюдением требований таможенного законодательства Таможенного Союза.
Вместе с тем в силу ст. 65 АПК РФ заявитель также должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ссылка Общества на правовую позицию, содержащуюся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 13049/11, подлежит отклонению как неосновательная, поскольку в указанном постановлении изложены иные обстоятельства, не относящиеся к рассматриваемому делу.
Заявителем вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ООО "Дискавери" в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 198 - 201 АПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении заявления ООО "Дискавери" о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни от 05.03.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10009194/221214/0020642.
Проверено на соответствие Таможенному кодексу Таможенного союза.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
А.Б.ПОЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 22.07.2015 ПО ДЕЛУ N А40-74205/15
Разделы:Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции; Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2015 г. по делу N А40-74205/15
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 22 июля 2015 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично) (шифр судьи 17-587) при ведении протокола секретарем Шустовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Дискавери" к заинтересованному лицу - Центральной акцизной таможне о признании незаконным решения от 05.03.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10009194/221214/0020642
в судебное заседание явились: от заявителя - Рязанова Е.А. по доверенности от 10.04.2015, паспорт, от заинтересованного лица - Креуличева Ю.В. по доверенности от 07.05.2015 N 05-23/09283, удост. ГС N 102241
установил:
ООО "Дискавери" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (далее - ЦАТ) от 05.03.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10009194/221214/0020642.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение, по мнению Общества, является незаконным и нарушает права заявителя, поскольку все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, были представлены при декларировании; таможенный орган необоснованно включил в таможенную стоимость товаров лизинговые платежи, в связи с чем, основания для корректировки таможенной стоимости ввезенных товаров отсутствовали.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Центральная акцизная таможня возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что оспариваемые решения приняты в рамках компетенции Центральной акцизной таможни с соблюдением таможенного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, арбитражный суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.
Как следует из материалов дела, декларация на товары N 10009194/221214/0020642 была представлена ООО "Дискавери" для совершения таможенных операций в связи с завершением таможенной процедуры временного ввоза в отношении товара, ранее оформленного Обществом по ЕТД N 10216080/240406/0041302, и помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Таможенная стоимость товаров по ДТ N 10009194/221214/0020642 - двух седельных тягачей DAF XF95.430 S, VIN XLRTE47XS0E672165, VIN XLRTE47XS0E672191, б/у, выпуска 2005 года, изготовитель "DAF TRUCKS N.V.", Нидерланды далее - товары), определена и заявлена декларантом по резервному методу в соответствии со ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) на базе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. ст. 4 и 5 Соглашения.
Поставка товаров осуществлялась в рамках лизингового контракта с правом выкупа от 30.03.2005 N L-HTR 05/03-001 (далее - Контракт), заключенного ООО "Дискавери", Россия (Арендатор) с компанией "V.H.n.v." (Бельгия) (Арендодатель) на условиях EXW - Хугледе-Гитс (Бельгия) на условиях EXW - Хугледе-Гитс (Бельгия).
Пунктом 2 ст. 65 ТК ТС установлено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих документов.
По результатам проверки документов, представленных ООО "Дискавери" при совершении таможенных операций, СЗАТП(с) ЦАТ было принято решение о проведении дополнительной проверки, предусмотренной ст. 69 ТК ТС, поскольку имелись основания полагать, что Обществом неверно определена цена товара с учетом особенностей Контракта. Данные основания изложены в соответствующем решении о проведении дополнительной проверки от 23.12.2014.
В связи с этим на основании ст. 69 ТК ТС Обществу было предложено представить в установленный срок (до 19.02.2015) следующие дополнительные документы и сведения, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости: документы по оплате лизинга транспортных средств по Контракту с учетом увеличенной стоимости (заявления на перевод, свифты, паспорт сделки); бухгалтерские документы по учету данной поставки на забалансовых счетах и балансе организации после перевода товара в собственность; дополнительные соглашения и приложения к Контракту, которыми предусмотрена разбивка графика платежей, согласно суммам, указанным в ведомостях банковского контроля.
Для выпуска товаров декларанту было предложено предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, рассчитанное исходя из стоимости задекларированных товаров с учетом платежей, предусмотренных Контрактом, и стоимости доставки до границы Таможенного союза, согласно расчету, приведенному в решении о проведении дополнительной проверки.
В установленный срок ООО "Дискавери" с пояснительным письмом в таможенный орган были представлены: сведения о банковских платежах по Контракту; документы, подтверждающие оплату товаров в соответствии с Контрактом; заявления на перевод денежных средств за период с 11.07.2005 по 17.05.2011 (всего 23 шт.); ПС N 05040001/0439/0038/9/0, 11030030/1000/0073/9/0, 11080001/2929/0002/9/0; инвентарные карточки учета объекта основных средств; карточки счета 01.01. от 28.01.2015 - 3 шт.; приказы от 28.01.2015 N 1/Т-01/2015, 2/Т-01/2015, 3/Т-01/2015.
В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Таким образом, предметом договора лизинга является предоставление имущества в аренду на определенных условиях и с соблюдением целого ряда обязательств, рассчитанных на весь период лизинга, и от которых, в конечном итоге, будет зависеть размер подлежащих уплате платежей за товар.
Согласно положениям Особых условий Контракта Арендодатель соглашается передать ООО "Дискавери" в аренду (с правом последующего выкупа) 5 седельных тягачей торговой марки DAF XF95.430 S, 2005 г.в.
Базовая стоимость 1 единицы техники (тягач) составляет 52 800,00 евро, общая стоимость Контракта - 320 900,00 евро.
Выкупная стоимость, включенная в общую стоимость Контракта, составляет 162 500,00 евро.
В соответствии с п. 3.1 Приложения N 1 к Контракту Арендатор обязан уплачивать Арендодателю ежеквартальные арендные платежи, размер и периодичность которых согласована сторонами в Приложении N 2 к Контракту.
Возможность пользования и распоряжения имуществом, предоставленным по Контракту, ограничена, поскольку Лизингополучатель не является собственником переданного ему товара.
При условии ограничения по пользованию и распоряжению товары помещаются под таможенную процедуру временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом временный ввоз допускается только при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при обратном вывозе.
При помещении спорных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, их таможенная стоимость была определена и заявлена декларантом на основе базовой стоимости предмета лизинга в размере 52 800,00 евро за седельный тягач с довключением в структуру таможенной стоимости расходов по перевозке до границы Таможенного союза, по 6 (резервному) методу определения таможенной стоимости.
Согласно п. 4.4 ст. 4 Приложения N 1 к Контракту переход права собственности от Арендодателя (Лизингодателя) к Арендатору (Лизингополучателю) происходит с момента полного выполнения Арендатором (Лизингополучателя) своих обязательств согласно п. 4 Приложения N 2 к Контракту.
Датой полного выполнения обязательств Арендатора считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Арендодателя.
В соответствии с указанным пунктом Приложения N 2 к Контракту ООО "Дискавери" в течение 12 кварталов выплачивает Арендодателю арендные платежи в размере 13 200,00 евро в квартал и выкупную стоимость товара в размере 162 500,00 евро. Таким образом, стоимость сделки по Контракту составляет 320 900,00 евро за 5 единиц седельных тягачей.
Из этого следует, что цена одного тягача по рассматриваемому лизинговому Контракту составляет 64 180,00 евро.
Согласно представленным ведомостям банковского контроля по вышеуказанным ПС, арендные платежи были выплачены ООО "Дискавери" в полном объеме, что подтверждается банковскими платежными документами и сведениями о банковских платежах по Контракту на тягачи DAF XF95.430 S, VIN XLRTE47XS0E672165, VIN XLRTE47XS0E672191, представленными декларантом в ходе проведения дополнительной проверки.
Таким образом, общая сумма платежей за товары составила 320 900,00 евро.
Однако лизинговые платежи декларантом в таможенную стоимость не включены.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Согласно сведениям, указанным декларантом в графе 6 формы ДТС-2 по рассматриваемой ДТ, таможенная стоимость товаров была определена и заявлена ООО "Дискавери" по 6 (резервному) методу определения на основании ст. 10 Соглашения, на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1 метод, ст. ст. 4, 5 Соглашения).
В соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении.
Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения основой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 настоящего Соглашения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения.
Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
В рассматриваемом случае поставка осуществлялась в рамках сделки не купли-продажи, а лизингового договора, в связи с чем, гибкость использования в рамках ст. 10 Соглашения метода определения, предусмотренного ст. 4 Соглашения, заключается в следующем: вместо сделки купли-продажи рассматриваемой является сделка финансового международного лизинга; вместо факта продажи товаров для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза присутствует факт передачи товаров на определенных условиях и при соблюдении комплекса обязательств в использование; в лице покупателя выступает компания Лизингополучатель, а вместо продавца - компания Лизингодатель.
Все остальные принципы определения таможенной стоимости полностью соответствуют положениям, установленным ст. 4 и ст. 5 Соглашения.
Определение в статье 4 Соглашения стоимости сделки как цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, ограничивает применение основного метода таможенной оценки только случаями, когда товары ввозятся на основании внешнеторгового договора, предусматривающего возмездную передачу права собственности от продавца к покупателю.
Однако предметом Контракта является не продажа товаров на экспорт, а передача прав на их использование при условии соблюдения оговоренных договором обязательств, которые в конечном итоге оказывают влияние на цену товаров, подлежащую фактической уплате со стороны Лизингополучателя.
Кроме того, в соответствии с условиями Контракта Лизингополучателю запрещено производить отчуждение и обременение полученных товаров.
С учетом изложенного по результатам дополнительной проверки всех документов и сведений, представленных Обществом при декларировании товаров и дополнительно по запросам таможенного органа, было установлено, что при определении таможенной стоимости рассматриваемых товаров по методу, предусмотренному ст. 10 Соглашения, декларантом были допущены методологические ошибки, выразившиеся в неверном определении величины таможенной стоимости.
Установлено, что метод "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" (метод 1) не мог быть использован для целей определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10009194/221214/0020642, поскольку согласно условиям Контракта продажа товаров и их цена зависят от соблюдения условий и обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено, что является ограничением, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 4 Соглашения, а также в связи с наличием ограничений, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 4 Соглашения, и отсутствием факта продажи товаров на экспорт на территорию Таможенного союза.
В связи с этим ЦАТ было принято решение от 05.03.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10009194/221214/0020642, в соответствии с которым декларанту было предложено определить таможенную стоимость товаров в рамках заявленного метода определения таможенной стоимости, предусмотренного ст. 10 Соглашения.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров, была использована общая сумма всех платежей за товары, осуществленная Обществом в адрес Лизингодателя в соответствии с условиями Контракта, с учетом расходов по их доставке, указанных в представленных транспортных счетах.
Согласно п. 23 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376, при согласии с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с даты получения декларантом (таможенным представителем) решения о корректировке таможенной стоимости товаров, осуществляет в установленном порядке корректировку таможенной стоимости товаров исходя из указанной таможенным органом в решении о корректировке таможенной стоимости товаров величины таможенной стоимости, уплачивает таможенные пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров, и представляет в таможенный орган надлежащим образом заполненные декларации таможенной стоимости, форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов.
Однако в установленный срок данные решения не были исполнены, в связи с чем на основании п. 3 ст. 68 ТК ТС корректировка таможенной стоимости и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, задекларированных по спорной декларации, была осуществлена ЦАТ самостоятельно.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п. 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято Центральной акцизной таможней в рамках предоставленных полномочий и с соблюдением требований таможенного законодательства Таможенного Союза.
Вместе с тем в силу ст. 65 АПК РФ заявитель также должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ссылка Общества на правовую позицию, содержащуюся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 13049/11, подлежит отклонению как неосновательная, поскольку в указанном постановлении изложены иные обстоятельства, не относящиеся к рассматриваемому делу.
Заявителем вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ООО "Дискавери" в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 198 - 201 АПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении заявления ООО "Дискавери" о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни от 05.03.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10009194/221214/0020642.
Проверено на соответствие Таможенному кодексу Таможенного союза.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
А.Б.ПОЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)