Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 28.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-19197/2016

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении нежилого помещения.

Разделы:
Доверительное управление имуществом; Банковские операции
Обстоятельства: Истцу было отказано в предоставлении в аренду спорного нежилого помещения, в настоящее время спорное помещение предоставлено в аренду индивидуальному предпринимателю, по мнению истца, оно было предоставлено с нарушением требований закона, поскольку в данном помещении к моменту передачи имелось имущество, принадлежащее истцу, в частности, четыре видеокамеры, видеорегистратор, монитор, две пальмы, вешалки для одежды и витрины для товара.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. по делу N 33а-19197/2016


справка: судья Ф.А.Г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Якуповой Н.Н.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе И.М.М. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления И.М.М. к Комитету по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Стерлитамак о признании незаконным отказа в предоставлении нежилого помещения - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия

установила:

И.М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по адрес, в котором просит признать незаконным отказ о предоставлении в аренду для ведения торговой деятельности нежилое помещение площадью 69,5 кв. метров, расположенное в адрес.
Требования мотивированы тем, что дата он обратился в Комитет по управлению собственностью Минземимущества РБ по адрес с заявлением о предоставлении в аренду нежилого помещения по вышеуказанному адресу. дата им получено уведомление об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого нежилого помещения. В настоящее время спорное помещение предоставлено в аренду ИП У.И.Ф., однако оно предоставлено с нарушением требований Федерального закона N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", поскольку в данном помещении к моменту передачи ИП У.И.Ф. имелось имущество, принадлежащее истцу, в частности, четыре видеокамеры, видеорегистратор, монитор, две пальмы, вешалки для одежды и витрины для товара.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе И.М.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, в жалобы ссылается на то, что он имеет преимущество перед другими участниками торгов по предоставлению в аренду спорного имущества, так как он является инвалидом второй группы.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона.
При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным.
Правовой статус единственного участника торгов отличается тем, что для него заключение договора по результатам торгов не является обязательным.
В силу части 5 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения вышеуказанных договоров и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, регламентирован Приказом Федеральной антимонопольной службы России от дата N... "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее по тексту также - Приказ Федеральной антимонопольной службы России от дата N...).
Согласно пункту 98 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы России от дата N..., договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.
В пп. 16 пункта 114 названных Правил установлено, что документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
Из системного анализа названных положений нормативных правовых актов следует, что договоры аренды в отношении государственного и муниципального имущества заключаются на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. Последующее изменение данных условий не допускается, за исключением условия о цене договора, которая может быть увеличена по соглашению сторон.
Согласно пункту 151 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от дата N... организатор аукциона обязан заключить договор в случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
В соответствии с пунктом 92 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от дата N... заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес на официальном сайте была размещена информация о назначенном к проведению открытом аукционе на право заключения договоров аренды муниципального имущества городского округа адрес Республики Башкортостан, указанного в документации об открытом по составу участков аукционе на основании постановления администрации городского округа адрес от дата N....
Организатором торгов являлась Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан.
Согласно протоколу N... проведения открытого аукциона по извещению N... от дата победителем открытого аукциона по лоту N... (право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: адрес, общей площадью 69,5 кв. метров, целевое назначение: торговля промышленными товарами) признан участник N... У.И.Ф. по предложенной цене... рублей. В связи с чем с У.И.Ф. был заключен договор аренды на спорное имущество.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что И.М.М. с заявлением о заключении договора аренды в порядке проведения торгов в соответствии с действующим законодательством не обращался, заявку для участия в торгах не подавал и доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель не имел возможности подать заявку суду не представил.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Как верно указано судом первой инстанции, никаких доказательств того, что в результате действий (бездействия) административного ответчика по проведению торгов и заключению договора аренды спорного имущества были нарушены права и свободы И.М.М., в материалах дела не имеется, административным истцом суду не представлено.
Таким образом, выводы суда являются правильными, доводы апелляционной жалобы И.М.М. несостоятельны, поскольку они не опровергают выводы суда, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при принятии решения, сводятся к повторению позиции, занимаемой заявителем при разрешении дела судом, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, а потому отмену решения суда не влекут.
Руководствуясь статьями 307 - 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан

определила:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу И.М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Ф.САФИН

Судьи
Л.Г.ГИБАДУЛЛИНА
Н.Н.ЯКУПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)