Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2017 N 13АП-24778/2017 ПО ДЕЛУ N А56-17287/2017

Разделы:
Банковский вклад (депозит); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2017 г. N 13АП-24778/2017

Дело N А56-17287/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петрук О.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Савкунова А.Э. по доверенности от 30.06.2017
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24778/2017) СРО А КСК "Союзпетрострой-Стандарт"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2017 по делу N А56-17287/2017 (судья Дашковская С.А.), принятое
по иску ООО "Евро-Америкэн Глэзинг Инжиниринг"
к СРО А КСК "Союзпетрострой-Стандарт"
3-е лицо: АНП "Саморегулируемая организация "Строительный союз Калининградской области"
об обязании,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Евро-Америкэн Глэзинг Инжиниринг" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Саморегулируемая организация Ассоциация компаний строительного комплекса "Союзпетрострой-Стандарт" (далее - ответчик, Ассоциация, СРО А КСК "Союзпетрострой-Стандарт") об обязании СРО Ассоциация компаний строительного комплекса Союзпетрострой-Стандарт" перечислить на расчетный счет Саморегулируемой организации Ассоциация Некоммерческое партнерство Строительный союз Калининградской области" денежные средства компенсационного фонда в размере 200000,00 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Ассоциация некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация "Строительный союз Калининградской области".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2017 иск удовлетворен. Суд первой инстанции указал на то, что материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком факт получения Ассоциацией заявления Общества о намерении добровольно прекратить членство в Ассоциации в связи с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию. Членство в Ассоциации прекращено в соответствии с частью 6 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ. Обязанность Ассоциации перечислить третьему лицу средства, ранее внесенные истцом в компенсационный фонд ответчика, следует из части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ. Обязанность Ассоциации перечислить третьему лицу средства, ранее внесенные истцом в компенсационный фонд ответчика, следует из части 13 указанной статьи. Возражения Ассоциации отклонены судом со ссылкой на то, что доводы ответчика о размещении части средств компенсационного фонда на специальных счетах в указанных ответчиком банках не подтверждены допустимыми доказательствами (договорами банковского вклада). Содержание решения, принятого внеочередным общим собранием членов Ассоциации от 22.06.2017, и приложенных к этому решению документов не позволяет установить исходные данные для установления размера подлежащих перечислению денежных средств. Сведения об итогах хозяйственной деятельности Ассоциации, выраженные в виде таких финансовых показателей, как доход, дебиторская и кредиторская задолженности, выплаты из средств компенсационного фонда, в названном решении не упоминаются. Не имеется и доказательств и размещения указанного решения на сайте в сети "Интернет" и направления его в орган надзора за саморегулируемыми организациями с приложением документов, являющихся исходными данными для установления размера подлежащих перечислению денежных средств и подтверждающих сведения об итогах хозяйственной деятельности саморегулируемой организации и ее подразделений. Факт принятия Ассоциацией решения согласно части 13.2 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ не может считаться доказанным. Доказательства перечисления Союзу денежных средств в размере, установленном внеочередным общим собранием членов Ассоциации от 22.06.2017, не представлены, таким образом, не может быть принята позиция ответчика об обращении ненадлежащего истца со ссылками на положения части 13.4 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ, право требования к Ассоциации возникает у Союза лишь со дня перечисления саморегулируемой организацией, членство в которой было прекращено юридическим лицом, денежных средств в размере, определенном с частью 13.2 этой же статьи.
На решение суда подана апелляционная жалоба СРО А КСК "Союзпетрострой-Стандарт", которая просила отменить обжалуемый судебный акт и отказать в удовлетворении иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что часть средств компенсационного фонда (около 80%) была размещена в "ИнтрастБанке" и банке "Российский кредит", у которых впоследствии были отозваны лицензии. Требования Ассоциации включены в третью очередь реестра требований кредиторов указанных банков, задолженность переведена в разряд сомнительных. В связи с указанными обстоятельствами истец, являясь членом Ассоциации, должен был участвовать в восполнении средств компенсационного фонда путем внесения дополнительного взноса. Истец претендует на получение взноса из фонда, внесенного за счет дополнительных взносов членов Ассоциации, что следует расценить как злоупотребление правом с его стороны. В данном случае подлежат применению положения абзаца 1 пункта 4 статьи 65.2 ГК РФ, истцу были перечислены 100000,00 руб., сумма ранее внесенного взноса, пропорциональная его сохраненной части. В случае отзыва лицензии у организации, в которой были размещены средства компенсационного фонда СРО, предусмотрены специальные положения исполнения обязательства по перечислению взноса, в частности частью 13.2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ". Указанное положение распространяется и на те заявления о перечислении взноса в компенсационный фонд, которые поступили до введения ее в действие, на что указывает буквальный смысл приведенного положения, а также то обстоятельство, что она введена в действие по окончании переходного периода, когда большинство членов саморегулируемых организаций-регионалов прекратили членство в СРО. Перечисление в полном объеме ранее внесенных взносов ставит членов-регионалов в более выгодное положение по сравнению с членами Ассоциации, которые сохранили свое членство, на которых ложится бремя по восполнению компенсационного фонда. Положения части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ являются общими положениями, применяемыми в том случае, когда компенсационный фонд сохранен в полном объеме, положения части 13.2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ представляют собой специальное положение, имеющее приоритет относительно общих положений закона. Принятие решения об установлении процента от ранее внесенного взноса подтверждается протоколом общего собрания Ассоциации от 22.06.2017, представлены копии уведомления АСВ о включении в реестр требований кредиторов к банкам "Российский кредит" и "ИнтрастБанк".
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо - Ассоциация Некоммерческое Партнерство "Саморегулируемая организация "Строительный союз Калининградской области" возражала против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что отсутствие денежных средств у ответчика не является основанием для его освобождения от исполнения принятых на себя обязательств. Сложное финансовое положение свидетельствует о неэффективной деятельности ответчика по сохранению средств компенсационного фонда СРО. Последствия такой деятельности не должны отражаться на финансовом положении истца. Законом предусмотрен механизм восполнения средств компенсационного фонда, в том числе посредством дополнительных взносов действующих членов СРО. Денежные средства ответчиком на основании заявления истца перечислены лишь частично. В данном случае следует руководствоваться нормами права, действовавшими в период до 18.06.2017. Федеральному закону от 18.06.2017 N 126 обратная сила не придана. Учитывая, что решение общего собрания членов Ассоциации не опубликовано в установленном порядке, суд первой инстанции обоснованно не принял его в качестве доказательства по делу. Право на обращение в СРО о перечислении средств компенсационного фонда в связи с добровольным прекращением членства в СРО предоставлено юридическому лицу - члену СРО, таким образом, именно указанное лицо является надлежащим истцом по делу.
Ответчик представил письменные возражения на отзыв третьего лица, в которых сослался на то, что положения пункта 3 статьи 401 ГК РФ не применяется к спорным правоотношениям в силу специальных положений части 13.2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ. Согласно официальному отзыву Правительства РФ от 17.04.2017 на проект Федерального закона N 892161-6 "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", изменения распространяются на весь переходный период. ООО "Евро-Америкэн Глэзинг Инжиниринг" является ненадлежащим истцом, поскольку ответчиком представлены в суд необходимые и достаточные доказательства, обосновывающие выполнение гипотезы нормы части 13.2 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ и, исходя из положений части 13.4 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, истец не является надлежащим.
При рассмотрении дела ответчиком заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационных жалоб по делам NN А56-20253/2017, А56-27014/2014 для целей выработки единообразной судебной практики.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика поддержал ходатайство о приостановлении производства по делу.
Между тем, рассмотрение аналогичных споров с участием иных лиц, не связанных непосредственно со спорным правоотношениям, по смыслу положений пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ основанием для приостановления производства по делу не являются, поскольку не препятствуют самостоятельной оценке судом спорных правоотношений. По общему правилу правоприменительная практика источником права не является и не является обязательной для судов при рассмотрении иных дел за исключением случаев, специально предусмотренных законом.
Ходатайство о приостановлении производства по делу отклонено.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "Евро-Америкэн Глэзинг Инжиниринг" (местонахождение Общества - г. Калининград) являлось членом Саморегулируемой организации Ассоциация компаний строительного комплекса "Союзпетрострой-Стандарт".
Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", включена статья 3.3 в связи с изменением правил действия выданных ранее саморегулируемыми организациями Свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства.
Согласно частям 5, 6 указанной статьи, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Членство в саморегулируемой организации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, направивших в саморегулируемую организацию уведомление, предусмотренное пунктом 1 части 5 настоящей статьи, прекращается с даты, указанной в таком уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года.
Частью 13 названной статьи в редакции, действовавшей на момент обращения Общества к Ассоциации с уведомлением о добровольном выходе из состава членов Ассоциации, предусмотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с настоящей статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение. При этом при приеме в члены саморегулируемой организации, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, денежные средства, подлежащие перечислению в соответствии с настоящей частью, учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд или компенсационные фонды указанной саморегулируемой организации. Ответственность по обязательствам таких юридического лица, индивидуального предпринимателя, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несет саморегулируемая организация, в члены которой приняты такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, со дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе в связи с причинением вреда вследствие недостатков работ, которые осуществлялись до дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда новой саморегулируемой организации.
ООО "Евро-Америкэн Глэзинг Инжиниринг", в связи с переходом в саморегулируемую организацию в регионе своего местонахождения, направило Ассоциации Уведомление о добровольном прекращении членства с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию от 03.10.2016.
Согласно сведениям, отраженным в Свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 28.12.2016 N С-040-39-0341-39-281216, ООО "Евро-Америкэн Глэзинг Инжиниринг" принято в члены Ассоциации Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация "Строительный союз Калининградской области" согласно решению, отраженному в протоколе от 11.11.2016 N 36.
По платежному поручению от 02.02.2010 N 26, Обществом в компенсационный фонд Ассоциации внесен взнос в размере 300000,00 руб.
Согласно справке, выданной третьим лицом, на специальный счет АНП "СРО "ССКО" поступили денежные средства от Ассоциации в размере 100000,00 руб.
В обоснование перечисления средств компенсационного фонда в меньшем размере, Ассоциация сослалась на решение внеочередного общего собрания членов Ассоциации, оформленное протоколом от 22.06.2017. Согласно содержанию представленной в материалы дела выписки из указанного протокола, по шестому вопросу повестки дня, исходя из положений части 13.2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.06.2017 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", с учетом отзыва лицензий у ОАО Банк "Российский Кредит", ОАО АКБ "ИнтрастБанк", в которых было размещено 78,6% средств компенсационного фонда, принято решение бывшим членам, вышедшим из Ассоциации в порядке перехода в СРО по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя) перечислять внесенный взнос в компенсационный фонд Ассоциации в размере 21,4% от первоначально внесенного взноса.
В силу положений частей 1, 6 статьи 55.16 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ, саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
При снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, лица, указанные в частях 7 - 9 настоящей статьи, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
Исходя из приведенных положений, обязанность по внесению дополнительных взносов в компенсационный фонд возлагается на членов Ассоциации и связана с наличием статуса члена саморегулируемой организации.
Указанная обязанность не может быть возложена на лиц, не являющихся членами Ассоциации, в том числе на лиц, членство которых прекращено на момент принятия решения о внесении дополнительных взносов. Указанное решение не может являться обязательным для лиц, статус которых как членов саморегулируемой организации прекращен на момент принятия соответствующего решения.
В пункте 6 статьи 55.16 ГрК РФ прямо указано, что обязанность по внесению дополнительных взносов в компенсационный фонд возлагается на действующих членов саморегулируемой организации. Указанное положение является императивным и не могло быть изменено ни внутренними документами Ассоциации, ни органами ее управления.
Уменьшение средств компенсационного фонда в данном случае связано с наступлением обстоятельств, не зависящих от действий (бездействия) членов саморегулируемой организации, сохранение компенсационного фонда направлено на обеспечение выплат из компенсационного фонда, которые могут возникнуть в будущем, то есть, на обеспечение текущей деятельности Ассоциации. Следовательно, соответствующая нагрузка не может быть возложена на бывших членов Ассоциации, тем более, что, как указано выше, ответственность по их обязательствам после перечисления соответствующих средств компенсационного фонда у Ассоциации прекращается, в том числе в отношении периода их членства в СРО.
Кроме того, из материалов дела не следует, что Ассоциацией было принято решение о внесении дополнительных взносов в связи с уменьшением средств компенсационного фонда, вследствие чего не может быть принят довод подателя апелляционной жалобы о том, что испрашиваемая выплата имела бы место за счет действующих членов Ассоциации. Положения закона, действовавшие на момент уведомления Общества Ассоциации о добровольном прекращении членства в ней и возникновения у Ассоциации обязанности по перечислению ранее внесенного взноса в компенсационный фонд Ассоциации, не позволяют отнести риск уменьшения средств компенсационного фонда в результате их размещения в ненадлежащих банковских организациях на членов саморегулируемой организации иным способом, нежели указанный выше.
Федеральным законом от 18.06.2017 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" часть 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации саморегулируемой организации и добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя либо в целях создания саморегулируемой организации на территории субъекта Российской Федерации, в котором по состоянию на 4 июля 2016 года отсутствовала саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, установленным статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - вновь созданная саморегулируемая организация), вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) этой саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию. Указанное заявление может быть подано со дня принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации по месту их регистрации либо со дня внесения сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, но не позднее 1 сентября 2017 года. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены другой саморегулируемой организации либо факт внесения сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, и документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены вновь созданной некоммерческой организации.
Частью 13.1 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ в новой редакции предусмотрено, что саморегулируемая организация, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в течение семи дней со дня поступления заявления и документов, соответствующих требованиям части 13 настоящей статьи, обязана перечислить в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию денежные средства в размере внесенного такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) или в случае, установленном частью 13.2 настоящей статьи, в размере, определенном решением общего собрания членов саморегулируемой организации.
По условиям части 13.2 названной статьи, общим собранием членов саморегулируемой организации, в которую поступили заявление и документы, соответствующие требованиям части 13 настоящей статьи, может быть принято решение об установлении размера подлежащих перечислению денежных средств меньше размера внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса. В таком случае размер подлежащих перечислению денежных средств должен быть установлен пропорционально размеру ранее внесенного такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса исходя из финансового результата размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда (части компенсационного фонда), сформированного на дату принятия данного решения, но не позднее 1 сентября 2017 года, в том числе с учетом отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление банковских операций либо введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитных организаций, в которых размещались указанные средства, а также осуществленных выплат из средств компенсационного фонда в результате наступления солидарной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом саморегулируемая организация, принявшая общим собранием своих членов данное решение, обязана в течение трех дней разместить его на своем сайте в сети "Интернет" и направить в орган надзора за саморегулируемыми организациями в соответствии с частью 14 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации с приложением документов, являющихся исходными данными для установления размера подлежащих перечислению денежных средств и подтверждающих сведения об итогах хозяйственной деятельности саморегулируемой организации и ее подразделений, выраженные в виде таких финансовых показателей, как доход, дебиторская и кредиторская задолженности, выплаты из средств компенсационного фонда.
Как верно указано судом первой инстанции, ответчиком приведенный выше порядок раскрытия решения, отраженного в выписке из протокола внеочередного общего собрания членов Ассоциации N 03-1/17-ВОС от 22.06.2017, не соблюден.
Сведения о финансовых результатах Ассоциации, которые могли послужить основанием для принятия решения об уменьшении подлежащего перечислению компенсационного взноса в связи с переходом юридического лица в новую саморегулируемую организацию, в суд первой инстанции не представлены.
Оснований для вывода о наличии уважительных причин непредставления доказательств ответчиком в суд первой инстанции не усматривается. При таких обстоятельствах, исходя из положений части 2 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд не принимает во внимание дополнительные доказательства, представленные подателем апелляционной жалобы в апелляционный суд.
Также, сумма перечисленного третьему лицу компенсационного взноса не соответствует по размеру сумме, которая могла бы быть определена исходя из решения внеочередного Общего собрания членов Ассоциации от 22.06.2017.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно воспринял критически представленную ответчиком выписку из протокола от 22.06.2017 N 03-1/17-ВОС.
Приобретение саморегулируемой организацией, в члены которой вступает юридическое лицо, права требования к саморегулируемой организации, членство в котором добровольно прекращено таким юридическим лицом в порядке части 13.4 Закона N 191-ФЗ в действующей редакции не влечет прекращения права самого юридического лица, исходя из положений статьи 12 ГК РФ на защиту нарушенных прав.
Неисполнение Ассоциацией обязанности по перечислению взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации не освобождает истца о соответствующих обязанностей, возлагаемых на него в связи с членством в новой саморегулируемой организации, в том числе по формированию ее компенсационного фонда в размере, предусмотренном действующими нормативными актами и внутренними нормативными актами саморегулируемой организации, таким образом, неисполнение в полном объеме Ассоциацией возложенных на нее обязанностей по перечислению денежных средств влечет возложение дополнительного имущественного бремени на истца, следовательно, нарушает его имущественные права и он имеет право на их судебную защиту.
Таким образом, и исходя из положений действующего законодательства, ответчиком не опровергнуто наличие обязанности по перечислению взноса в компенсационный фонд третьего лица в сумме, ранее внесенной истцом.
Статьей 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно статей 6, 7 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные законы
Статьей 3 Федерального закона от 18.06.2017 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", которым в Федеральный закон N 191-ФЗ введены положения частей 13.1, 13.2, 13.3, 13.4 статьи 3.3 предусмотрено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Обратная сила положениям указанного закона не придана.
Федеральный закон N 126-ФЗ опубликован в "Собрании Законодательства РФ" 19.06.2017.
Спорные правоотношения по перечислению суммы взноса в компенсационный фонд возникли с момента направления истцом в Ассоциацию Уведомления о добровольном прекращении членства в Ассоциации в связи с переходом в саморегулируемую организацию по месту своего нахождения. Предусмотренный частью 13 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ срок для перечисления средств взноса в компенсационный фонд истекли также до вступления в законную силу Федерального закона N 126-ФЗ.
Таким образом, спорные правоотношения возникли до вступления в силу федерального закона, установившего редакцию нормы статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, на которую ссылается ответчик. Указанная редакция не подлежит применению в данном случае.
Официальный отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект, на который ссылается податель апелляционной жалобы, не относится к документам, которыми устанавливается действие закона во времени. Также, Правительству Российской Федерации не предоставлено право официального толкования положений закона.
Буквальный смысл положений части 13.2 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, не позволяет сделать вывод о том, что ее положения имеют обратную силу. Формулировка: "в которую поступили заявление и документы" не означает, что имеются в виде заявление и документы, поступившие до вступления в силу федерального закона, определившего спорную редакцию части 13.2 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ. Издание новой редакции закона незадолго до окончания переходного периода также не позволяет распространить ее на весь переходный период вопреки положениям, содержащимся в законе относительно даты вступления его в силу. В случае намерения законодателя придать обратную силу положениям Закона, об этом было бы прямо указано в его тексте в соответствии с приведенными выше нормами.
Учитывая изложенное, у Ассоциации не имелось оснований перечислять третьему лицу взнос, внесенный истцом в компенсационный фонд в сумме менее, нежели была внесена истцом. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2017 по делу N А56-17287/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ФУРКАЛО
Судьи
Е.В.САВИНА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)