Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.04.2016 ПО ДЕЛУ N А60-47852/2015

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. по делу N А60-47852/2015


Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Смирновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-47852/2015 по заявлению Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" (ИНН 6647004282, ОГРН 1076647000099)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Свердловской области (ИНН 6680000013, ОГРН 1116632003102)
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кузнецов Д.С., представитель по доверенности б/н от 11.01.2016, Астраханов П.В., конкурсный управляющий, предъявлен паспорт,
от заинтересованного лица: Дульцева О.П., представитель по доверенности N 27 от 11.04.2016.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица. Ходатайство судом отклонено в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Заинтересованным лицом представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
От заявителя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу. Ходатайство судом отклонено в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

МУП "Теплосети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области о признании незаконным бездействия заместителя начальника инспекции Галяминой Л.А., выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в "Картотеку решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам" интернет-сервиса "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов", размещенного на официальном сайте ФНС России в части отмены всех решений о приостановлении операций по счетам заявителя в банках.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2011 Муниципальное унитарное предприятие Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Астраханов П.В.
08.04.2016 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Свердловской области посредством факсимильной связи от конкурсного МУП "Теплосети" П.В. Астраханова поступило заявление, в котором он просит провести сверку достоверных сведений о наличии неотмененных решений о приостановлении операций:
- - N 55 от 22.03.2011 и N 73 от 13.04.2011 - по расчетному счету МУП НТО "Тепловые сети г. Новая Ляля" N 40602810116020006324, открытому в Филиале N 6602 ЗАО "Банк ВТБ 24" (ИНН 7710353606, БИК 046568905);
- - N 279 от 22.07.2010, N 5 от 13.01.2011, N 31 от 14.02.2011, N 71 от 13.04.2011, N 92 от 25.04.2011 - по расчетному счету МУП НТО "Тепловые сети г. Новая Ляля" N 40602810816020047762, открытому в ОАО "МДМ Банк" (ИНН 5408117935, БИК 046521954),
включенных в "Картотеку решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам" интернет-сервиса "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов", размещенного на официальном сайте ФНС России и исключить из нее сведения о наличии неотмененных вышеуказанных решений о приостановлении операций в связи с признанием МУП НТО "Тепловые сети г. Новая Ляля" несостоятельным решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2011 года по делу N А60-30969/2010.
Межрайонная ИФНС России N 26 по Свердловской области направила в адрес конкурсного управляющего ответ N 11-26/08008 об отказе, в соответствии с которым налоговый орган отказывает заявителю в отмене решений о приостановлении операций по счетам в банках, ссылаясь на абз. 2 п. 9.1 ст. 76 Налогового кодекса РФ, поскольку в случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется. Данный ответ был получен конкурсным управляющим после 15.09.2015 года, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте.
Заявитель полагает, что в части требования конкурсного управляющего о внесении в Картотеку решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам, опубликованную на сайте ФНС России соответствующих изменении об отмене всех решений о приостановлении операций по счетам в банках заявителя налоговый орган заявление проигнорировал.
В этой части заявитель усматривает незаконное бездействие налогового органа.
МУП "Теплосети" считает, что бездействие должностного лица Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области, выразившееся в невнесении в Картотеку решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам, опубликованную на сайте ФНС России соответствующих изменений об отмене всех решений о приостановлении операций по счетам в банках Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети г. Новая Ляля", незаконным, нарушающим права заявителя, поскольку в настоящее время у заявителя отсутствует возможность открыть расчетный счет, поскольку в силу п. 12 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке банки не вправе открывать этой организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Инспекция, возражая против заявленного требования, указывает на то, что у налогового органа отсутствует обязанность по вынесению решений об отмене приостановления операций по счетам и обязанности внесения изменений и исключения из "Картотеки решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам" интернет-сервиса "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов" сведений о наличии неотмененных решений о приостановлении операций: по вышеуказанным расчетным счетам. Такой арест отменяется непосредственно в силу закона с даты введения соответствующей процедуры и не требует принятия акта о его отмене органом, наложившим арест. О такой отмене кредитная организация уведомляет орган, наложивший арест.
В соответствии со статьей 133 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет.
Другие известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника в кредитных организациях, за исключением счетов, открытых для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, специальных брокерских счетов профессионального участника рынка ценных бумаг, специальных депозитарных счетов, клиринговых счетов и залоговых счетов, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 138 Федерального закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий открывает в кредитной организации отдельный счет должника, который предназначен только для удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, в соответствии с настоящей статьей (специальный банковский счет должника).
В договоре специального банковского счета должника указывается, что денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете должника, могут списываться только для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, а также для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.
Денежные средства со специального банковского счета должника списываются по распоряжению конкурсного управляющего только в целях удовлетворения требований кредиторов в порядке, предусмотренном статьей 138 Федерального закона N 127-ФЗ.
Кроме того, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 37 "О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами" постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 дополнено пунктом 40.2, в соответствии с которым для обеспечения исполнения обязанности должника (в том числе гражданина) по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника, внешний или конкурсный управляющий по аналогии с пунктом 3 статьи 138 Федерального закона N 127-ФЗ открывает отдельный банковский счет должника.
В договоре такого банковского счета должника указывается, что денежные средства, находящиеся на этом счете, предназначены для погашения требований о возврате задатков, а также для перечисления суммы задатка на основной счет должника в случае заключения внесшим его лицом договора купли-продажи имущества должника или наличия иных оснований для оставления задатка за должником.
Пунктом 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 и пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.
Пунктом 9.1 статьи 76 НК РФ установлено, что действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке отменяется в случаях, предусмотренных пунктами 3.1, 7 - 9 ст. 76 НК РФ и Федеральными законами.
В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными Федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ и абзац второй пункта 9.1 статьи 76 Кодекса); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган.
Таким образом, положения статьи 76 Кодекса применяются с учетом требований Федерального закона N 127-ФЗ и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Данная позиция поддержана письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.02.2015 N 03-02-08/8162.
В случаях, когда в силу Закона о банкротстве с даты введения процедуры банкротства отменяется арест денежных средств на счете должника, наложенный до ее введения (абзац четвертый пункта 1 статьи 63, абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94 и абзац девятый пункта 1 статьи 126), О такой отмене кредитная организация уведомляет орган, наложивший арест (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 36).
Из материалов дела видно, что в период с 05.06.2007 по 03.09.2015 у заявителя имелось 8 расчетных счетов, открытых в различных кредитных организациях.
Согласно представленным заявителем сведениям инспекцией приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика N 279 от 22.07.2010, N 5 от 13.01.2011, N 31 от 14.02.2011, N 71 от 13.04.2011, N 92 от 25.04.2011, N 55 от 22.03.2011, N 73 от 13.04.2011.
В период с 13.12.2010 по 03.09.2015 счета, по которым были приостановлены операции, заявителем закрыты, что подтверждается справкой Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области.
Оспаривая бездействие инспекции, заявитель полагает, что налоговым органом нарушен Порядок информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика - организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденный Приказом ФНС России от 20.03.2015 N ММВ-7-8/117@.
Заявитель ссылается на нарушение п. 2, 6 Порядка, в соответствии с которыми налоговые органы обеспечивают информирование банков с использованием интернет-сервиса "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов" (далее - интернет-сервис), который размещается на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Актуализация информации в интернет-сервисе производится налоговым органом в режиме реального времени в течение рабочего дня, в котором принято решение о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке в отношении лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка.
Заявитель полагает, что, поскольку у инспекции имелась информация о принятом в отношении общества решении Арбитражного суда Свердловской области о признании его банкротом, налоговый орган должен был внести изменения в Картотеку решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам, опубликованную на сайте ФНС России соответствующие изменения об отмене всех решений о приостановлении операций по счетам в банках заявителя со дня принятия Решения Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2011 по делу А60-30969/2010 или же после обращения МУП "Теплосети" о внесении в Картотеку соответствующих изменений.
Однако данная позиция заявителя не основана на вышеупомянутых положениях нормативных актов, поскольку с даты введения в отношении заявителя процедуры банкротства приостановление операций по счетам отменяются в силу закона на основании соответствующих судебных актов, о чем кредитные организации уведомляют налоговые органы.
Из представленных заявителем документов и пояснений представителя следует, что с заявлениями о снятии ограничений по счетам конкурсный управляющий в кредитные организации не обращался.
17.03.2016, то есть уже после направления заявления в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконным бездействия (дата регистрации заявления - 08.10.2015), конкурсный управляющий обратился с запросом в ПАО "СКБ-Банк" о предоставлении письменного ответа о причинах отказа в открытии расчетного счета МУП "Теплосети" и только 07.04.2016 в ПАО "Банк ВТБ24" и ПАО "МДМ Банк" конкурсным управляющим направлены заявления об уведомлении посредством электронного обмена Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области об отмене решений N 55 от 22.03.2011 и N 73 от 13.04.2011 о приостановлении операций по расчетному счету МУП НГО "Тепловые сети г. Новая Ляля" N 40602810816020047762, открытому в Филиале N 6602 ЗАО "Банк ВТБ 24", в соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с целью исключения сведений о наличии неотмененных вышеуказанных решений о приостановлении операций из "Картотеки решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам" интернет-сервиса "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов", размещенного на сайте ФНС России.
На дату рассмотрения дела ответы кредитных организаций на заявления предприятием не получены.
Учитывая, что заявителем не были совершены все необходимые действия по извещению банков о наличии судебных актов по делу о банкротстве в отношении МУП "Теплосети", суд не усматривает со стороны налогового органа незаконного бездействия по внесению изменений в "Картотеку решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам" интернет-сервиса "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов", размещенного на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в части отмены всех решений о приостановлении операций по счетам МУП "Теплосети" в банках.
При данных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Поскольку при принятии искового заявления удовлетворено ходатайство заявителя о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины и в удовлетворении требований отказано, государственная пошлина в размере 3000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

В удовлетворении заявленных Муниципальным унитарным предприятием Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" (ИНН 6647004282, ОГРН 1076647000099) требований отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" (ИНН 6647004282, ОГРН 1076647000099) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) руб. 00 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)