Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2017 N 15АП-18139/2017 ПО ДЕЛУ N А32-45695/2016

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. N 15АП-18139/2017

Дело N А32-45695/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.10.2017 по делу N А32-45695/2016, принятое в составе судьи Орловой А.В.
по заявлению департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Развитие"
при участии третьего лица: временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Развитие" Коваленко Кирилла Викторовича
о взыскании субсидии

установил:

департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Развитие" (далее - общество) о взыскании в доход краевого бюджета 1 978 981 руб. суммы субсидии (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Развитие" Коваленко Кирилл Викторович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что непредставление обществом отчетности в установленный договором субсидирования срок не влечет обязанности последнего возвратить субсидию. Цель, на которую субсидия предоставлена - компенсация части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, достигнута. При условии доказанности целевого использования субсидии нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не являются достаточным основанием для истребования у него суммы субсидии.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (правопреемник Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края) обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просил его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что предоставление отчетности уполномоченному лицу является одним из условий предоставления субсидий, несоблюдение которого является основанием для возврата субсидии в краевой бюджет. Департамент также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является процессуальным препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в сентябре 2013 года общество обратилось в уполномоченный орган по реализации долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком субсидирования части затрат на уплату первого взноса при заключении договора аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 3 к Краевой программе; далее - Порядок субсидирования) и предоставил документы по трем договорам финансовой аренды (лизинга): от 23.01.2012 N 939-ФЛ/КРД; от 11.04.2013 N 3258-ФЛ/КРД-2013; от 11.014.2013 N 3015-ФЛ/КРД-2013.
Приказом Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2013 N 172 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу с ограниченной ответственностью "Развитие" заявление общества признано прошедшим отбор на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга (т. 1 л.д. 23).
В соответствии с договором о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования) от 24.09.2013 N 33/1ЗС, заключенному между обществом и Министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, обществу предоставлялась субсидия в размере 70% от суммы первого взноса (за вычетом НДС) в сумме 1 978 981 руб.
Указанный размер денежных средств перечислен обществу платежным поручением от 07.10.2013 N 498 (т. 1 л.д. 24).
В связи с непредставлением лицом, получившем субсидию, в установленные сроки отчетной документации как одного из условий субсидирования, департамент письмом от 24.10.2016 уведомил общество о необходимости возврата предоставленной суммы поддержки (т. 1 л.д. 75-77).
В связи с невозвращением обществом спорной суммы в добровольном порядке, департамент обратился в суд с заявлением о возврате субсидии в судебном порядке.
Региональная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2013-2017 годы" (далее - Краевая целевая программа, постановление от 04.06.2012 N 606, признано утратившим силу с 01.01.2014 в связи с утверждением государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика").
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 40 от 28.01.2015 и пунктом 3.6 Положения о департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.11.2015 N 1044 "О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края", департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края организует разработку и реализацию региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем департамент является надлежащим ответчиком на настоящему спору.
Поскольку договор от 24.09.2013 N 33/1ЗС предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Основания для возврата субсидии предусмотрены пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидий) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
На момент предоставления ответчику субсидии действовала долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2013-2017 годы".
Постановлением N 606, действовавшим в спорный период, утвержден Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта).
При этом под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга.
Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, закреплены в пункте 1.7 Порядка.
В пункте 3.6 Порядка предусмотрены основания для возврата субсидии в краевой бюджет, а именно: в случае выявления факта нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
Как следует из материалов дела, пунктами 4.3, 4.4, 4.6 договора субсидирования предусмотрено обязательство ответчика по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечении срока действия договоров финансовой аренды (лизинга), обязан предоставлять департаменту информацию о том, что договоры финансовой аренды (лизинга) не расторгались, не были признаны недействительными, не изменялись условия о том, что срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет, в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга ответчику по истечении срока действия договоров. Информация должна быть заверена обществом и лизингодателем.
Судом первой инстанции верно установлено, что ответчик выполнил необходимые условия для предоставления субсидии, своевременно заключил договоры лизинга от 23.01.2013 N 939-ФЛ/КРД (т. 1 л.д. 46-55) от 11.04.2013 N 3258-ФЛ/КРД-2013 (т. 1 л.д. 30-40), от 11.04.2013 N 3015-ФЛ/КРД /2013 (т. 1 л.д. 61-71).
Доказательств того, что данные договоры финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми предоставлена субсидия, были признаны недействительными, изменялись следующие условия договоров лизинга, указанные в п. 1.4 Порядка субсидирования в отношении срока действия договоров финансовой аренды, а также переходе права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, а также утраты имущества или перехода права собственности на спорные автомобили иному лицу, материалы дела не содержат, в связи с чем, факт целевого использования ответчиком полученной субсидии (на оплату первого взноса) подтвержден материалами дела и не оспаривается истцом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что непредставление ответчиком установленной договором отчетности не влечет обязанность последнего возвратить субсидию.
По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставления денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий. Законодатель определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставления субсидий. Данные основания при рассмотрении настоящего спора не установлены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно, всесторонне, объективно исследовал обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2017 по делу А32-45695/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)