Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2016 N 09АП-14837/2016, 09АП-14838/2016 ПО ДЕЛУ N А40-165461/2014

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. N 09АП-14837/2016, 09АП-14838/2016

Дело N А40-165461/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10.05.2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей Веклича Б.С., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ООО "Ивеко Руссия" и ООО "Ивеко Капитал Руссия"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 февраля 2016 года
и определение Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2016 года
об исправлении опечатки по делу N А40-165461/14,
принятые судьей Чебурашкиной Н.Н.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Транс"
к ООО "Ивеко Руссия", ООО "Ивеко Капитал Руссия"
третье лицо: ООО "ВДВ-Транс", Орган по сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования "САТР-ФОНД" Межотраслевого фонда "Сертификация автотранспорта САТР" (ОС "САТР-ФОНД")
о признании недействительными договоров лизинга транспортных средств N AVIVRUS/229/2011, N AVIVRUS/230/2011 от 20.12.2011, договоров купли-продажи транспортных средств N AVSPRUS/229/2011, N AVSPRUS/230/2011 от 20.12.2011,
и по встречным требованиям о взыскании солидарно по договору N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011 г. задолженности за период с 11.04.14 по 30.07.14 в размере 401905,12 Евро, предстоящих лизинговых платежей за период с 11.08.14 по 21.08.14 в размере 83021,12 ЕВРО, неустойки в размере 204180,21 ЕВРО

ООО "Ивеко Капитал Руссия" обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском о солидарном взыскании с ООО "ВДВ-Транс", ООО "ДВ-Транс" по договору N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011 г. задолженности за период с 11.04.14 по 30.07.14 в размере 401905,12 Евро, предстоящих лизинговых платежей за период с 11.08.14 по 21.08.14 в размере 83021,12 Евро, неустойки в размере 204180,21 Евро.
В судебном заседании 28.10.2014 ООО "Ивеко Капитал Руссия" представлено ходатайство об отказе от иска в части требования о солидарном взыскании с ООО "ДВ-Транс", ООО "ВДВ-Транс" задолженности по оплате лизинговых платежей по договору лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20 декабря 2011 года за период с 11 апреля по 12 мая 2014 года в размере 130338,1 Евро.
Определением суда от 28.10.2014 прекращено производство по делу N А40-135349/14 - в части требования о солидарном взыскании с ООО "ДВ-Транс", ООО "ВДВ-Транс" задолженности по оплате лизинговых платежей по договору лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20 декабря 2011 года за период с 11 апреля по 12 мая 2014 года в размере 130 338,1 Евро.
С учетом последующих изменений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ ООО "Ивеко Капитал Руссия" просит взыскать солидарно с ООО "ВДВ-Транс", ООО "ДВ-Транс" задолженности в размере 479702,08 Евро и пени в размере 237437,2 Евро по договору N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011 г.
В производстве Арбитражного суда города Москвы находилось дело N А40-165461/14, в рамках которого заявлены требования ООО "ДВ-Транс" с учетом последующих изменений о признании недействительными договора лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011, заключенного между ООО "ДВ-Транс" и ООО "Афин Лизинг Восток"; договора купли-продажи транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011, заключенного между ООО "Ивеко Руссия", ООО "Афин Лизинг Восток" и ООО "ДВ-Транс"; о применении последствий недействительности сделки, в виде взыскания с ООО "Ивеко Капитал Руссия" денежные средства в размере 3170149,72 Евро.
Определением от 07.04.2015 арбитражный суд первой инстанции по собственной инициативе объединил в одно производство дела N А40-1353459/14 и N А40-165461/14 на основании ст. 130 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для их совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2016 года и определением от 18.02.2016 года об исправлении опечатки признан недействительным договор лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011, заключенный между ООО "ДВ-Транс" и ООО "Афин Лизинг Восток", и договор купли-продажи транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011, заключенный между ООО "Ивеко Руссия", ООО "Афин Лизинг Восток" и ООО "ДВ-Транс".
Применены последствия недействительности сделки - договора лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011, а именно взыскать с ООО "Ивеко Капитал Руссия" в пользу ООО "ДВ-Транс" 3 170 148,72 Евро.
Отказано ООО "Ивеко Капитал Руссия" во взыскании с ООО "ДВ-Транс" задолженности в размере 479702,08 Евро и пени в размере 237437,2 Евро.
С решением суда не согласились ООО "Ивеко Капитал Руссия" и ООО "Ивеко Руссия, подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда и определение суда об исправлении опечатки отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалоб заявители ссылаются на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители заявителей полностью поддержали доводы апелляционных жалоб. ООО "ДВ-Транс" с решением и определением суда согласен, просил оставить их без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Третьи лица в судебном заседании не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено без их участия на основании п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Представителем заявителей апелляционных жалоб заявлено ходатайство об отложении дела слушанием с целью вызова в суд представителей третьего лица Орган по сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования "САТР-ФОНД" Межотраслевого фонда "Сертификация автотранспорта САТР" (ОС "САТР-ФОНД"). В удовлетворении ходатайства отказано, поскольку в материалах дела имеются письменные пояснения по делу указанного лица. Оснований для отложения дела слушанием на основании части 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ не имеется.
Представителями заявителей апелляционных жалоб заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно Письма САТР-Фонда N 160 от 25.04.2016 года и копию письма ООО "Ивеко Руссия" от 20.04.2016 г. и ответное письмо Ивеко Магирус АГ от 20.04.2016 г. с приложением. В удовлетворении ходатайства отказано в силу ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку указанные документы не были предметом исследования в суде первой инстанции. Уважительность причин их не предоставления суду заявители не обосновали.
Представителями заявителей апелляционных жалоб заявлено ходатайство о назначении по делу технической экспертизы. Представитель ООО "ДВ-Транс" против назначения технической экспертизы возражал. Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, определил: отказать в удовлетворении ходатайства.
Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
Судом первой инстанции по ходатайству сторон была проведена техническая экспертиза, вопросы, которые ООО "Ивеко Капитал Руссия" и ООО "Ивеко Руссия представлены для исследования эксперту заявители имели возможность заявить в суде первой инстанции. Уважительность причин их не заявления представителями не обоснована.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между ООО "ДВ-Транс" и ООО "АфинЛизингВосток" (переименовано в ООО "Ивеко Капитал Руссия") заключен договор лизинга транспортного средства AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011, в соответствии с которым ООО "Ивеко Капитал Руссия" (лизингодатель) обязалось приобрести в собственность транспортные средства IVEKO STRALIS AS260S42Y/FP GV 2012 года выпуска, в количестве 50 штук ценой за единицу товара - 4757000 руб., что в валюте договора лизинга составляет 114112,86 Евро, на общую сумму 237850000 руб., что в валюте договора лизинга составляет 5705643,03 Евро по курсу на дату подписания договора лизинга, согласно заявке на лизинг ООО "ДВ-Транс" (лизингополучатель) от 20.12.2011 у выбранного лизингополучателем продавца - ООО "Ивеко Руссия" и предоставить их лизингополучателю во временное владение и пользование для предпринимательских целей на срок и на условиях, определенных договором лизинга.
Во исполнение условий договора лизинга лизингодатель совместно с лизингополучателем заключил договор купли-продажи транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011 с продавцом.
Согласно актам приема-передачи товара (предмета лизинга) от 29.02.2012, 12.03.2012, 29.03.2012, 04.04.2012, 13.04.2012 продавец передал лизингодателю в собственность, а лизингополучателю - в лизинг (во владение и пользование) транспортные средства IVEKO STRALIS AS260S42Y/FP GV (грузовые фургоны), 2012 года выпуска, в количестве 40 штук ценой за единицу товара - 4757000 руб., что в валюте договора лизинга составляет 114112,86 Евро, на общую сумму 194880000 руб., что в валюте договора лизинга составляет 4670861,11 Евро по курсу на 24 мая 2012 г., когда между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к договору лизинга транспортного средства VIVRUS/229/2011 от 20.12.2011, дополнительное соглашение N 1 к договору купли-продажи транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011 об изменении предмета договора лизинга и предмета договора купли-продажи в части уменьшения количества транспортных средств с 50 до 40 единиц, и соответственно цены товара.
ООО "ВДВ-Транс" является поручителем по договору лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011 в соответствии с договором поручительства N AVSURUS/229/2011-1 от 20.12.2011.
В соответствии с условиями договора лизинга транспортного средства AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011 передача предмета лизинга лизингополучателю осуществляется продавцом в сроки, установленные в договоре купли-продажи транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011, оформляется актом приема-передачи товара (предмета лизинга), который подтверждает факт передачи предмета лизинга лизингополучателю и является неотъемлемой частью договора лизинга транспортного средства AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011 и договора купли-продажи транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011.
Пунктом 3.6 договора купли-продажи предусмотрено, что продавец одновременно с товаром обязан передать лизингополучателю документы, в том числе паспорт транспортного средства.
Согласно актам приема-передачи товара (предмета лизинга) от 29.02.2012, 12.03.2012, 29.03.2012, 04.04.2012, 13.04.2012 лизингодатель и продавец передали лизингополучателю транспортные средства IVEKO STRAUS AS260S42Y/FP GV, 2012 года выпуска, в количестве 40 штук с документами на каждое транспортное средство, в том числе и паспорта транспортного средства.
С момента передачи транспортных средств для осуществления перевозки грузов лизингополучатель использовал грузовые фургоны IVEKO STRAUS AS260S42Y/FP GV, 2012 года выпуска, в количестве 40 штук вместе с прицепами WIELTON PC 16 ST, 2012 года выпуска, в количестве 40 штук.
В период эксплуатации указанные транспортные средства систематически подвергались проверке Транспортной инспекцией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации путем взвешивания в статике автопоезда, состоящего из грузового фургона IVEKO STRALIS AS260S42Y/FP GV, 2012 года выпуска, и прицепа WIELTON PC 16 ST, 2012 года выпуска, в результате которых выявлялись нарушения в виде перегруза по осевым нагрузкам.
Данные обстоятельства подтверждаются рапортами водителей Чигирова С.Ю. от 14.01.2014 г.; Сиволова Г.И. от 25.11.2013 г.; Цыбуль Д.Е. от 20.11.2013 г.; Алексейцена В.Н. от 25.12.2013 г.; Неровича Ю.А. от 22.12.2013 г.; Мастыкина А.Н. от 10.12.2013 г., Аброськина П.Н от 27.12.2013 г., Дорофеева Ю.П. от 01.12.2013 г.; Дрозда Д.Н. от 10.01.2014 г.
В целях определения показателей масс автопоезда в составе грузового фургона IVEKO STRALIS AS260S42Y/FP GV, 2012 года выпуска, и прицепа WIELTON PC 16 ST, 2012 года выпуска, проведены испытания в Государственном научном центре Российской Федерации по автомобилестроению.
Согласно протоколу испытаний N 440/C0/W/W/12-14, проведенных 04.02.2014 г., утвержденному руководителем ИЦ-НИЦИАМТ ФГУП "НАМИ" 07.02.2014 г., значение фактической массы представленного на испытание грузового фургона IVECO STRALIS AS2600542Y/FP GV, выпуска 2012 года, составляет 11850 кг. По данным ПТС на указанный автомобиль N 77 УО 485590 его масса составляет 11038 кг, в связи с чем, фактическая масса грузового фургона IVECO STRALIS AS2600542Y/FP GV, выпуска 2012 года, на 810 кг превышает массу, указанную в ПТС.
Превышение массы грузового фургона на 810 кг влечет превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортных средств в составе автопоезда, установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272.
Учитывая данный недостаток, лизингополучатель не может в полном объеме эксплуатировать полученный в лизинг автотранспорт без дополнительных затрат.
В соответствии с Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г. "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" паспорта транспортных средств выдаются собственникам транспортных средств или шасси.
Ответственность за достоверность сведений, внесенных в паспорт транспортного средства, несет его собственник. Собственником транспортных средств, полученных лизингополучателем в лизинг, на момент выдачи ПТС, являлся ООО "Ивеко Руссия".
Таким образом, ООО "Ивеко Руссия" и ООО "Ивеко Капитал Руссия" при заключении договора лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011 и договора купли-продажи транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011 не сообщили лизингополучателю, что фактический вес грузовых фургонов IVECO STRAUS AS2600542Y/FP GV, выпуска 2012 года, не соответствует весу, указанному в паспортах транспортных средств.
В соответствии со ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Для признания соответствующей сделки недействительной необходимо установление того факта, что волеизъявление потерпевшей стороны не соответствует ее действительной воле либо она вообще была лишена возможности действовать по своей воле и в своих интересах.
При этом обман представляет собой умышленное введение другой стороны в заблуждение с целью вступить в сделку. Под обманом подразумевается умышленное введение стороны в заблуждение с целью склонить другую сторону к совершению сделки. Заинтересованная в совершении сделки сторона преднамеренно создает у потерпевшего не соответствующее действительности представление о характере сделки, ее условиях, предмете, других обстоятельствах, влияющих на его решение.
При совершении сделки под влиянием обмана формирование воли потерпевшего происходит не свободно, а вынужденно, под влиянием недобросовестных действий контрагента, заключающихся в умышленном создании у потерпевшего ложного представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума ВАС РФ N 162 от 10 декабря 2013 г., обман при совершении сделки (статья 179 ГК РФ) может выражаться в намеренном умолчании лица об обстоятельствах, о которых оно должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота, и указывает на основания применения статьи 179 ГК РФ; наличие каких-либо иных возможностей защиты нарушенного права истца не исключает признание сделки недействительной при наличии оснований, предусмотренных статьями 178 и 179 ГК РФ; сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки.
Зная о намерениях ООО "ДВ-Транс" приобрести транспортные средства: IVECO STRALIS AS260S42Y/FP GV грузовместимостью 120 м куб., продавец намеренно умолчал о том, что конструкция указанных транспортных средств 2012 г. выпуска имеет особенности, препятствующие их использование в коммерческих целях на дорогах общего пользования в Российской Федерации без значительных дополнительных затрат (каждая перевозка груза более 13 тонн может осуществляться только при наличии разового разрешения на перевозку тяжеловесных грузов).
ООО "Ивеко Руссия" являясь представителем производителя транспортных средств IVECO в России, знало (должно было знать по условиям оборота) технико-экономические параметры ввезенных в РФ транспортных средств IVECO STRAUS AS260S42Y/FP GV 2012 года выпуска, но при оформлении паспортов транспортных средств заявляло недостоверные сведения: в ПТС на данные автомобили указана масса 11038 кг, при этом значение фактической массы представленного на испытание грузового фургона IVECO STRAUS AS2600542Y/FP GV, выпуска 2012 года, согласно данным "НАМИ" (протокол N 440/C0/W/W/12-14), составляет 11850 кг, т.е. фактическая масса грузового фургона IVECO STRAUS AS2600542Y/FP GV, выпуска 2012 года, на 810 кг превышает массу, указанную в ПТС.
Превышение массы грузового фургона на 810 кг влечет превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортных средств в составе автопоезда, установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272.
Данный факт установлен и подтверждается в экспертном заключении ЗАО "Независимая экспертная компания "Мосэкспертиза" N 0359а/23-06/14 от 27.06.2014 г.
Кроме того, для оформления ПТС предоставлен недействительный ОТТС N РОСС DEMT02.ED6617 от 25.12.2009 г., который не может применяться для указанных транспортных средств 2012 г. выпуска.
Согласно п. 106 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" выпущенное в обращение транспортное средство (шасси), имеющее одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси), считается не соответствующим требованиям настоящего Технического регламента в следующих случаях:
- - если одна характеристика указанного транспортного средства (один его компонент), в отношении которой установлены требования, не соответствует этим требованиям;
- - конструктивные параметры и характеристики транспортного средства (шасси) отличаются от зафиксированных в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси).
Исключение составляют изменения, вносимые в конструкцию транспортных средств (шасси), о которых заявитель проинформировал орган по сертификации и в отношении которых органом по сертификации было принято решение о сохранении действия выданных документов, удостоверяющих соответствие требованиям настоящего Технического регламента.
При ввозе на территорию Российской Федерации транспортных средств, транспортные средства подлежат декларированию и выпуску в соответствии с заявленной таможенной процедурой в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии со ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантом может быть лицо государства - члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена.
В обязанности декларанта при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру входит как сама процедура таможенного декларирования товаров, так и представление в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
Для транспортных средств кроме таможенного декларирования также является обязательным выдача таможенными органами паспортов транспортных средств - совместный приказ МВД РФ, Минпромэнерго РФ, ФТС РФ N 659/192/804 от 24.08.2006 г. "О внесении дополнений в Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N 496/192/134.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Одним из основных документов для выдачи ПТС на транспортное средство является ОТТС.
Согласно разделу I, п. 18 пп. 1 Регламента "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720, для получения ОТТС в орган по сертификации подается заявка, в которой указываются наименование заявителя, его реквизиты, тип транспортного средства, сведения о ранее выданных ОТТС. К заявке прилагаются документы по Перечню согласно приложению N 11.
При этом заявителем при проведении одобрения типа импортируемых в Российскую Федерацию транспортных средств (шасси) может быть только представитель иностранного изготовителя, удовлетворяющий критериям, предусмотренным пунктом 21 Регламента N 720, по которому изготовитель, не являющийся резидентом Российской Федерации, должен иметь единственного представителя в Российской Федерации, которым может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющееся ее резидентом.
Представитель изготовителя обеспечивает выпуск в обращение в Российской Федерации продукции, соответствующей требованиям настоящего Технического регламента. Представитель изготовителя транспортного средства указывается в ОТТС и одобрении типа шасси. В ОТТС N ОТТС N РОСС RUЮ0001.11МТ02 от 04.06.2009 г. представителем изготовителя/заявителем указано ООО "Ивеко Руссия".
Держатель ОТТС ООО "Ивеко Руссия" обязано подать заявку в орган сертификации об оформлении новой версии ОТТС.
Абзацем 2 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно п. 9 Положения, утвержденного совместным Приказом МВД, Минпромэнерго, Минэкономразвития N 496/192/134 от 23.06.2005 года наличие ПТС, оформленного в порядке, установленном главой II Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В силу п. 41 Положения о паспортах транспортных средств в строке 17 "Одобрение типа ТС" указываются номер, дата выдачи одобрения типа или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанный документ.
В соответствии с п. 23 Положения о паспортах транспортных средств при первичной выдаче паспортов внесение в них исправлений не допускается. При ошибочном заполнении паспортов они подлежат замене. При ошибочном заполнении реквизитов паспорта, когда в соответствующие разделы паспорта ранее внесены записи об изменении права собственности на транспортное средство, необходимые изменения и дополнения вносятся в раздел "Особые отметки" паспорта только организациями и предпринимателями, таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции, производящими оформление указанных паспортов в части касающейся.
Пунктом 72 Положения установлено, что выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Согласно п. 41 Положения о ПТС, в строке 17 "Одобрение типа ТС" указываются номер, под которым сведения об ОТТС или Свидетельство включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших данный документ.
Таким образом, указанные ПТС являются документами, содержащими недостоверную информацию, которые не могут подтвердить выпуск транспортных средств в свободное обращение в установленном действующим законодательством порядке.
При оформлении сделки ответчики умолчали о том, что параметры транспортных средств, поставленных ответчиками в адрес ООО "ДВ-Транс" по договору лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011 и договору купли-продажи транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011, не соответствуют параметрам, указанным в ПТС на переданные по указанным договорам транспортные средства, а также требованиям указанных правил, и не могут эксплуатироваться лизингополучателем с полной полезной нагрузкой по дорогам Российской Федерации общего пользования, т.к. информация об ограничениях в использовании указанных транспортных средств приведет к отказу лизингополучателя от заключения лизинговой сделки, как экономически нецелесообразной.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" предусмотрено, что данный Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В нарушение требований п. 106 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 г. Москва "Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", представитель производителя в РФ, являющийся держателем одобрения типа транспортного средства IVECO STRALIS AS260S42Y/FP GV 2012 года выпуска ООО "Ивеко Руссия", при вводе в обращение на территории РФ указанных транспортных средств, не подал заявку в орган сертификации об оформлении новой версии ОТТС, в которой должны быть указаны ограничения по весовым параметрам (увеличенной нагрузке на оси - на первую 350 кг и на вторую 460 кг), что необходимо для достоверной информации приобретателя (получателя) о технических характеристиках приобретаемых транспортных средств и данные обстоятельства находятся в причинной связи с решением лизингополучателя о заключении сделки.
Лизингополучатель понес значительные материальные потери из-за невозможности наладить эффективную производственную цепочку в связи с несоответствием предмета лизинга целям по использованию в деятельности предприятия лизингополучателя. Из 60 единиц транспортных средств в ООО "ДВ-Транс" использовалось 40 единиц IVECO STRAUS AS260S42Y/FP GV 2012 г. выпуска.
В рамках рассмотрения настоящего дела определением Арбитражного суда города Москвы от 03.07.2015 назначена судебная оценочная экспертиза, проведение экспертизы поручено: Органу сертификации "МАДИ_ФОНД" Некоммерческая организация "Фонд Поддержки Потребителей".
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
- 1. Определить соответствие одобрения типа транспортного средства РОСС DEMT02.ED6617 от 25.12.2009 ОС "САТР ФОНД", указанного в ПТС, параметрам грузовых фургонов IVECO STRALIS AS260S424/FP GV 2012 г. выпуска, с колесной формулой 6 x 2, переданным по договору лизинга транспортных средств N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.11 лизингополучателю;
- 2. Определить соответствие технических параметров автотранспортных средств грузовых фургонов IVECO STRALIS AS260S424/FP GV с колесной формулой 6 x 2, 2012 года выпуска, переданных истцу по договору лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.11, параметрам, указанным в ПТС на данные транспортные средства;
- 3. Определить идентичность транспортных средств, полученных по договору лизинга транспортных средств N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.11.
Кроме того, проведение экспертизы поручено: Государственный Научный Центр Российской Федерации Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "НАМИ", на разрешение которого поставлены следующие вопросы:
1. Имеется ли на транспортных средствах IVECO STRALIS AS260S424/FP GV (VIN WMJE2NSH404390890 и WJME2NSH404390996) дополнительное оборудование, не указанное в приложении N 2 (спецификации) к договору лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.11? Если имеется, то какое именно оборудование?
2. Какова масса снаряженных транспортных средств IVECO STRALIS S260S424/FP GV (VIN WMJE2NSH404390890 и WJME2NSH404390996) по ГОСТ Р 52051-2003 после демонтажа дополнительного оборудования, перечисленного в ответе на первый вопрос?
Согласно представленного в материалы дела заключения эксперта N 261-Фисх, составленного Некоммерческой организацией "Фонд Поддержки Потребителей" - орган сертификации "МАДИ ФОНД", в результате контрольного взвешивания, экспертного осмотра автомобиля фургонов IVECO IRALIS AS260S42Y/FP GV, 2012 г. выпуска, VIN номер WJME2NSH404390890, а также анализа имеющихся в материалах дела документов экспертом установлено, что автомобиль фургон IVECO STRAUS AS260S42Y/FP GV имеет фактическую снаряженную массу 11040 кг (протокол N 142/C0/W/W/130-15 от 17.09.2015), что не соответствует указанному в одобрении типа транспортного средства РОСС DE.MT02.E06617 на стр. 4 диапазону возможных значений снаряженной массы 7450 - 10900 кг.
Автомобиль фургон IVECO STRALIS AS260S42Y/FP GV имеет фактическую колесную формулу 6 x 2, что не соответствует указанному в одобрении типа транспортного средства РОСС DE.MT02.E06617 на стр. 4 вверху значению (для автомобилей AS260...) колесной формулы - 6 x 4/ведущие колеса средние и задние.
Тот факт, что сертифицированные согласно данного одобрения типа автомобили AS260... имеют колесную формулу 6 x 4, также подтверждается имеющейся на стр. 4, информацией об одинаковой колее и максимальной массе, приходящейся на среднюю и заднюю оси.
Никакой прямой или косвенной информации, о том, что прошедшие сертификацию автомобили модификации IVECO STRALIS AS260S42Y/FP GV имеют колесную формулу 6 x 2, в одобрении типа не содержится.
Письмом Органа по сертификации "САТР ФОНД" N 130 от 06 апреля 2015 сообщено, что на момент оформления ОТТС РОСС DE.MT02.E06617 модификация S260S42Y/FP GV имела колесную формулу только 6 x 4.
Таким образом, по мнению эксперта, наличие двух существенных отличий в конструктивных параметрах подвергнутого экспертизе автомобиля относительно параметров, зафиксированных в одобрении типа транспортного средства свидетельствует о необходимости применения в данной ситуации положения пункта 106 Технического регламента о безопасности конструкции транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 720, согласно которому при выявлении несоответствия, все автомобили IVECO STRALIS AS260S42Y/FP GV с колесной формулой 6 x 2, не считаются сертифицированными в Российской Федерации, все ПТС, оформленные на данные автомобили на основании ОТТС РОСС DE.MT02.E06617 должны быть отозваны (признаны недействительными), а автомобили, имеющие эти ПТС не могут быть допущенными для движения по дорогам в Российской Федерации с даты оформления ПТС.
В случае обнаружения несоответствия заявленных снаряженной массы и колесной формулы фактическим значениям представитель изготовителя должен был: инициировать процесс исправления текста (исправления ошибки) в ОТТС согласно п. 59 Технического регламента о безопасности конструкции транспортных средств или инициировать процедуру распространения ОТТС при внесении изменений в конструкцию транспортного средства на основании п. 56 Технического регламента о безопасности конструкции транспортных средств. Данные действия ООО "Ивеко Руссия" не предприняты.
В материалы дела представлено одобрение типа транспортного средства N E-DE.MT02.B.00707.P1, со сроком действия с 13 мая 2013 по 28 марта 2016 г. на транспортные средства IVECO STRALIS модификация AS260S42Y/FP GV, которое позволяет идентифицировать автомобили AS260S42Y/FP GV, как имеющие колесную формулу 6 x 2.
Однако, оформлено оно в 2013 году, т.е. значительно позже оформления лизингового договора N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.11 и ПТС на поставленные автомобили.
При таких обстоятельствах, экспертом сделаны следующие выводы: на основании анализа имеющихся в деле документов, требований и норм Технического регламента БКТС установлено, что грузовые фургоны IVECO STRAUS AS260S42Y/FP GV 2012 г переданные лизингополучателю по договору лизинга транспортных средств N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.11 не соответствуют одобрению типа транспортного средства РОСС DE.MT02.E06617 от 25.12.2009 ОС "САТР ФОНД" в части значений снаряженной массы и колесной формулы.
На основании анализа имеющихся в деле документов, требований и норм Правил оформления ПТС установлено, что грузовые фургоны IVECO STRALIS AS260S42Y/FP GV 2012 г., переданные лизингополучателю по договору лизинга транспортных средств N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.11 соответствуют паспортам транспортных средств.
При этом, сами паспорта не соответствуют одобрению типа транспортного средства РОСС DE.MT02.E06617 от 25.12.2009 ОС "САТР ФОНД", на основании которого они оформлены, в части значений снаряженной массы (11035 кг в ПТС и 7450 - 10900 кг - в ОТТС). Все грузовые фургоны IVECO STRALIS AS260S42Y/FP GV 2012 г выпуска, переданные лизингополучателю по договору лизинга транспортных средств N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.11 идентичны друг другу и соответствуют спецификации договора лизинга транспортных средств N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.11.
Однако, сама спецификация не соответствует одобрению 11 типа транспортного средства РОСС DE.MT02.E06617 от 25.12.2009 ОС "САТР ФОНД" в части колесной формулы для модификации AS260S42Y/FP GV.
Согласно заключения Центра Технической Экспертизы Федерального государственного Унитарного Предприятия "НАМИ" от 13.01.2016 N 117 Э/2015, экспертом сделаны следующие выводы: на транспортном средстве IVECO STRALIS AS260S424/FP GV(VIN - WMJE2NSH404390890) имеется набор дополнительных инструментов, не входящих в базовый набор.
На транспортном средстве IVECO STRALIS AS260S424/FP GV (VIN - WJME2NSH404390996) отсутствует штатный инструмент и домкрат, огнетушитель, запасное колесо. Кроме того, на момент взвешивания бак с жидкостью AdBlue заполнен на 50%.
На обоих автомобилях установлено сцепное устройство для буксировки прицепа Масса сцепного устройства с кронштейнами для его установки составляет около 50 кг. Наличие или отсутствие сцепного устройства не оговорено в явном виде в Приложении N 2 к договору лизинга транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011 г. (спецификация транспортного средства), в связи с чем, данная величина не принята во внимание и не принята в окончательном расчете.
Масса снаряженных транспортных средств IVECO STRALIS AS260S424/FP GV (VIN WMJE2NSH404390890 и WJME2NSH404390996) по ГОСТ Р 52051-2003 составляет - 10925 и 10940 кг соответственно, с учетом установленного сцепного устройства и наличием/отсутствием оборудования, запасного колеса, инструментов и технологических жидкостей.
Таким образом, выводы экспертов подтверждают, что реализованный товар не имел сертификацию.
Истцом ООО "ДВ-Транс" изменены основания заявленных требований - ст. 168 ГК РФ, в соответствии с которой сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Основанием заявленных требований является несоответствие транспортных средств IVECO STRALIS AS260S42Y/FP GV 2012 г. сертификату на транспортные средства, указанному в ПТС: ОТТС РОСС DE.MT02.E06617 JN 25/12/2009 ОС "САТР ФОНД", в связи с чем, согласно Пункту 106 Технического регламента о безопасности конструкции транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 720, данные автомобили запрещены для движения по дорогам Российской Федерации с даты оформления ПТС (28.02.2012 г.)
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что все автомобили IVECO STRALIS AS260S42Y/FP GV с колесной формулой 6 x 2, не считаются сертифицированными в Российской Федерации, все ПТС, оформленные на данные автомобили на основании ОТТС РОСС DE.МТ02.Е06617 должны быть отозваны (признаны недействительными), а автомобили, имеющие эти ПТС не могут быть допущенными для движения по дорогам в Российской Федерации с даты оформления ПТС.
Таким образом, договор лизинга транспортного средства N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011, заключенный между ООО "ДВ-ТРАНС" и ООО "Ивеко Капитал Руссия", и договор купли-продажи транспортного средства N AVSPRUS/229/2011 от 20.12.2011, заключенный между ООО "Ивеко Руссия", ООО "Ивеко Капитал Руссия" и ООО "ДВ-ТРАНС", недействительны в силу требований ст. 168 ГК РФ, что исключает факт обоснованности требований ООО "Ивеко Капитал Руссия" о взыскании с ООО "ДВ-Транс" задолженности в размере 479702,08 Евро и пени в размере 237437,2 Евро по договору N AVIVRUS/229/2011 от 20.12.2011 г.
Удовлетворение требования ООО "ДВ Транс" о применении последствий недействительности сделки не противоречит части 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о неизвещенности третьего лица Органа по сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования "САТР-ФОНД" Межотраслевого фонда "Сертификация автотранспорта САТР" (ОС "САТР-ФОНД") о настоящем судебном процессе не соответствуют материалам дела, поскольку в материалах дела имеются письменные пояснения указанного лица по существу спора (т. 8, л.д. 5 - 15).
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом первой инстанции при изготовлении решения, в том числе резолютивной его части, допущены отдельные процессуальные нарушения и технические ошибки не могут явиться основанием для отмены судебного акта в силу части 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которой предусмотрено, что "нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения".
Согласно ч. 3 ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания. Ограничений для исправления описок, опечаток, допущенных судом при изготовлении печатного текста судебных актов ни в ст. 176, ни ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ не предусмотрено.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит.
Госпошлина по апелляционным жалобам в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отнесению на заявителей.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 176, 110, пунктом 1 ст. 269, п. 1 ч. 4 ст. 272, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2016 года и определение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2016 года об исправлении опечаток по делу N А40-165461/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть в части определения суда обжаловано в течение одного месяца, в части решения суда в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Я.СУМАРОКОВА

Судьи
Б.С.ВЕКЛИЧ
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)