Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2017 N 15АП-18088/2017 ПО ДЕЛУ N А32-33883/2017

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2017 г. N 15АП-18088/2017

Дело N А32-33883/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
- от истца - представитель не явился, извещен;
- от ответчика - представитель Дончевский В.С. по доверенности от 20.06.2017, паспорт;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.09.2017 по делу N А32-33883/2017
по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
к ответчику - ООО "Басик"
о взыскании субсидии
принятое в составе судьи Дуб С.Н.
установил:

Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края к ООО "Басик" о взыскании 592 600 руб. суммы субсидии.
Решением суда от 22.09.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в нарушение требований, установленных подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования, указанных выше пунктов приказа Уполномоченного органа N 167, а также принятых на себя обязательств согласно пунктам 4.3 - 4.4, 4.6 - 4.8 и 6.3 договора субсидирования, ответчик не выполнил условие предоставления поддержки - в установленные сроки информационное письмо, заверенное организацией-лизингодателем в письменной форме в уполномоченный орган не представил. Информационное письмо, заверенное организацией-лизингодателем, было представлено ответчиком 06.06.2017, в связи с чем, нарушение срока составило три месяца.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил суду для приобщения к материалам дела дополнительных документов. Документы приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года Уполномоченным органом осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 года N 1201.
В сентябре 2014 года общество с ограниченной ответственностью "Басик" обратилось в Уполномоченный орган с заявлениями на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования).
Ответчиком были предоставлены в Уполномоченный орган документы по договорам лизинга от 95/14-КРС от 30.07.2014, 105/14-КРС от 08.08.2014, 96/14-КРС от 30.07.2014.
Уполномоченный орган в соответствии с разделом 2 Порядка субсидирования рассмотрел заявление ответчика на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также приложенные к нему документы. Приказом от 19 декабря 2014 года N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" Уполномоченным органом было принято решение утвердить список субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий, в который также был включен ответчик.
23 декабря 2014 года между истцом и ответчиком заключен договор N 7/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства договор субсидирования).
Денежные средства в размере 592 600 руб. перечислены ответчику 29 декабря 2014 года (платежное поручение N 7443 от 24.12.2014).
Отчетность, указанная в пунктах 1.2 и 1.3 приказа Уполномоченного органа N 167, предоставляется субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом, лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте.
Согласно пункту 4.3 Договора "Субъект предпринимательства" по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), указанного в пункте 2.1 Договора, обязан предоставить в Уполномоченный орган информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), указанный в пункте 2.1 Договора, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись условия договора.
Обязательства по предоставлению указанной выше отчетной документации Ответчиком, ее состав сроки и порядок предоставления предусмотрены в пунктах 4.3 - 4.4, 4.6 - 4.7 договора субсидирования.
Сроки предоставления сведений об анкетных данных определены пунктом 2.3 приказа Уполномоченного органа N 168, согласно которому сведения в анкете указываются субъектом малого и среднего предпринимательства на момент оказания поддержки, далее ежегодно в течение последующих двух календарных лет по состоянию на 1 января за соответствующий отчетный период (январь - декабрь) и предоставляются до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Анкета получателя поддержки в письменной форме предоставляется в Уполномоченный орган субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте (пункт 2.4 приказа Уполномоченного органа N 168).
Однако, в нарушение требований, установленных подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования, указанных выше пунктов приказа Уполномоченного органа N 167, а также принятых на себя обязательств согласно пунктам 4.3 - 4.4, 4.6 - 4.8 и 6.3 договора субсидирования, ответчик не выполнил условие предоставления поддержки - в установленные сроки информационное письмо, заверенное организацией-лизингодателем в письменной форме в Уполномоченный орган не предоставил.
Истец указывает, что ответчиком информационное письмо, заверенное организацией-лизингодателем было представлено 06.06.2017. Таким образом, нарушение срока составило три месяца.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка субсидирования ответственность за соблюдение целей и условий, установленных при предоставлении субсидий, за достоверность представляемых документов и сведений несут субъекты малого и среднего предпринимательства.
Общий размер субсидии по договору субсидирования составил 592 600 руб., что подтверждается Расчетами по договору субсидирования суммы субсидий на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
Истец направил ответчику уведомление от 12.05.2017 N 333-2945/17-03-03-12 о возврате субсидии в краевой бюджет.
Однако ответчик по настоящее время субсидию в краевой бюджет не вернул.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Придя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Договор субсидирования соответствует императивным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 209-ФЗ и Порядка субсидирования. Как видно Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно ч. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в Уполномоченный орган:
- - копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; - копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора);
- - копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование);
- - копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке;
- - копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1.2 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в Уполномоченный орган информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования:
- - срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет;
- - в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В соответствии с пунктом 1.3 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в Уполномоченный орган информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в Уполномоченный орган. Согласно пункту 1.4 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 отчетность, указанная в пунктах 1.2, 1.3, предоставляется в Уполномоченный орган субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий.
По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Подтверждение указанных обстоятельств из материалов дела и доводов истца не подтверждается.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом Департаментом поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края, было принято решение о признании ООО "БАСИК" прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления ему бюджетных средств в форме субсидий. В связи с чем, между уполномоченным органом и ООО "БАСИК" был заключен договор N 7/14С от 23.12.2014 г. о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга.
Согласно п. 4.3. настоящего договора, субъект предпринимательства - ООО "БАСИК" по окончании финансового года в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения действия договора обязан предоставлять в "Министерство" информацию о том, что договоры лизинга не расторгались, не были признаны недействительными, не изменялись условия договоров.
Согласно материалам дела, данная информация была предоставлена в департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края своевременно и в письменном виде - исх. NN 22 от 13.02.2017 г., 23 от 13.02.2017 г., 24 и 25 от 16.02.2017 г., а также исх. N 31 от 06.04.2017 г., направленное в дополнение к исх. N 24 и 25, приложением к которым являются копии договоров купли-продажи NN 34529760-КП/КРД-14 от 15.04.2014 г., а также 954860-ПР/КРД-17 и 949154-ПР/КРД-17 от 08.02.2017 года, предметом которых являлась купля-продажа имущества приобретаемое ООО "БАСИК" в соответствии и субсидируемыми договорами лизинга.
Судом установлено, что данные копии договоров были заверены как ООО "БАСИК" (субъектом предпринимательства), так и организацией-лизингодателя, что соответствует требованиям п. 4.3. договора N 7/14С от 23.12.2014 г., о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о том, что истец необоснованно ссылается на п. 3.5. Порядка субсидирования и п. 6.1. договора субсидирования, так как согласно п. 6.1. указанного договора N 7/14С от 23.12.2014 г., сумма полученных субсидий подлежит возврату в краевой бюджет только если не предоставляется необходимая информация о действительности субсидируемого договора лизинга, в то время как такая информация направлялась в департамент в письменном виде исх. NN 22 от 13.02.2017 г., 23 от 13.02.2017 г., 24 и 25 от 16.02.2017 г. Таким образом, информация предоставлялась в срок, установленный п. 4.6. данного договора, т.е. не позднее 15 марта года следующего за отчетным.
Подаваемая информация заверялась организацией-лизингодателем ООО "Балтийский лизинг" путем заверения копий договора лизинга, также письмами исх. N 31 от 06.04.2017, и N 52 от 02.06.2017 г., сообщалась дополнительная информация по запросам департамента.
Таким образом, субсидируемые договоры лизинга действовали и продолжают действовать.
Непредставление предпринимателем установленной договором отчетности не влечет обязанности последнего возвратить субсидию. В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии. Из предоставленных истцом в материалы дела документов, а также исходя из предоставленных предпринимателем в материалы дела доказательств следует, что ответчик является лицом, имеющим право на получение субсидии.
Ответчиком представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга), а именно платежные поручения и договор выкупа предметов лизинга, подтверждающие переход права собственности на спорное транспортное средство.
Таким образом, субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) была направлена по целевому назначению. Обстоятельств подтверждающих нецелевое использование субсидии, а также выдача субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований департамента о возврате субсидии в краевой бюджет в размере 592 600 руб. отказано правомерно.
Указанная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.09.2016 по делу N A32-28228/2015, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2017 по делу N А32-22257/2016.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2017 по делу N А32-33883/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
И.В.ПОНОМАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)