Судебные решения, арбитраж
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии от истца - Лымарь Ю.В. (доверенность от 09.01.2047 N Э-Ю-01), от ответчика - Горбачева К.Н. (доверенность от 10.07.2017 N 10/07-1), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента экономического развития Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.08.2017 по делу N А09-8107/2017 (судья Азаров Д.В.),
следующее.
Департамент экономического развития Брянской области (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спецтехника" (далее - ответчик, общество) о взыскании 408 750 руб. В судебном заседании 11 июля 2017 года судом принято заявление истца об уточнении правового статуса: Департамент экономического развития Брянской области выступает в данном деле от имени и в интересах Брянской области.
Определением от 11 июля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального казначейства по Брянской области.
Решением исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд с апелляционной жалобой о его отмене.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что в соответствии с протоколом заседания комиссии по представлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Брянской области от 22.12.2015 N 10 победителем конкурса с правом на заключение договора по мероприятию "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)" признано ООО "Спецтехник".
На основании приказа департамента экономического развития Брянской области "О перечислении субсидий" от 23.12.2015 N 312-к между департаментом экономического развития Брянской области и ООО "Спецтехника" (получатель) заключен договор о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования N 19-Л/15, предметом которого является предоставление департаментом субсидии на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, заключенного субъектом предпринимательства, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим свою деятельность на территории Брянской области, с лизинговой организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, включая затраты на монтаж оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) получателю в размере 408 750 руб. (п. п. 2.1, 2.2 договора). Платежным поручением от 25.12.2015 N 335454 денежные средства были перечислены в указанном размере на расчетный счет ответчика.
По результатам проверки УФК по Брянской области (представление от 03.11.2016 N 27-47-04/3088) установлены нарушения, допущенные при предоставлении субсидии, Бюджетного кодекса Российской Федерации, условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167, Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 15.10.2015 N 496-п.
На основании предписания УФК по Брянской области департаментом экономического развития Брянской области в адрес ООО "Спецтехника" направлено уведомление (о возврате бюджетных средств) от 01.02.2017 N Э-3-463. ООО "Спецтехника" письмом от 10.05.2017 N 24 отказало о возврате бюджетных средств.
Поскольку ответчиком денежные средства, полученные в качестве субсидии на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, в размере 408 750 руб. в добровольном порядке не возвращены в областной бюджет, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявленными требованиями.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства Брянской области от 15.10.2015 N 496-п утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году.
В соответствии с п. 4.4 Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 15.10.2015 N 496-п, поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в следующие разделы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в том числе G - торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов.
Согласно пункту 1.11 Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Брянской области N 496-п, в случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления, установленных указанным положением, выявления недостоверных сведений в документах, представленных получателями субсидий, на основании письменных требований департамента сумма выплаченной субсидии подлежит возврату в областной бюджет путем перечисления на лицевой счет департамента в течение 14 дней со дня направления департаментом соответствующего уведомления о возврате бюджетных денежных средств.
Как было указано выше, между департаментом экономического развития Брянской области и ООО "Спецтехника" (получатель) заключен договор о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 23.12.2015 N 19-Л/15.
В соответствии с п. 3.2.4 договора, заключенного между Департаментом экономического развития Брянской области и ООО "Спецтехника", получатель обязуется при выявлении недостоверности предоставленных получателем сведений и документов, а также в случае не представления ответов и (или) документов, возвратить бюджетные средства, предоставленные по настоящему договору, путем их перечисления на лицевой счет департамента, в течение 14 дней со дня направления департаментом соответствующего уведомления о возврате бюджетных средств.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ООО "Спецтехника" имеет основной вид деятельности - 45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов, который включен в раздел G - торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Как следует из материалов дела, между АО "Европлан" и ООО "Спецтехника" заключен договор лизинга от 08.09.2015 N 1306793-ФЛ/БРК-15 на приобретение транспортного средства Камаз 6520-6012-43 (тип ТС: грузовой самосвал) с перечислением авансового платежа в сумме 817 500 руб. Указанное транспортное средство передано ответчику по акту о приеме-передачи объекта основных средств от 21.10.2015 N БРК0001214. Авансовый платеж осуществлен на общую сумму 817 500 руб. по платежным поручениям от 24.09.2015 N 145, от 12.10.2015 N 175.
Таким образом, размер субсидии, предоставленной ответчику по договору о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 23.12.2015 N 19-Л/15 в размере 408 750 руб. составил 50% авансового платежа по договору лизинга от 08.09.2015 N 1306793-ФЛ/БРК-15.
Судом также установлено, что сведения об основном виде деятельности ответчика, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не соответствуют действительности. Так, в соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика по состоянию на 15.06.2017, в графе "Сведения об основном виде деятельности" указаны код и наименование вида деятельности "45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов", фактически же ответчиком осуществляется деятельность автомобильного грузового транспорта, что подтверждено материалами дела (т. 1, л.д. 46-47).
При таких обстоятельствах, нарушение, которое согласно п. 3.2.4 договора является основанием для возврата предоставленных по договору денежных средств, формально имеет место.
Вместе с тем, при вынесении решения суд верно исходил из того, что данное нарушение не повлекло нецелевого использования бюджетных средств. Субсидия была направлена на частичное погашение авансового платежа за приобретение автомобиля КАМАЗ 6520-6012-43, государственный регистрационный знак Н267ВЕ, который используется ответчиком в рамках выполнения основной деятельности - осуществления грузоперевозок.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно квалифицировал действия истца как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ), в связи с этим правомерно оставил без удовлетворения исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к немотивированному несогласию с его позицией, направлены на переоценку обстоятельств дела, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.08.2017 по делу N А09-8107/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2017 N 20АП-6381/2017 ПО ДЕЛУ N А09-8107/2017
Разделы:Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2017 г. по делу N А09-8107/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии от истца - Лымарь Ю.В. (доверенность от 09.01.2047 N Э-Ю-01), от ответчика - Горбачева К.Н. (доверенность от 10.07.2017 N 10/07-1), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента экономического развития Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.08.2017 по делу N А09-8107/2017 (судья Азаров Д.В.),
установил:
следующее.
Департамент экономического развития Брянской области (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спецтехника" (далее - ответчик, общество) о взыскании 408 750 руб. В судебном заседании 11 июля 2017 года судом принято заявление истца об уточнении правового статуса: Департамент экономического развития Брянской области выступает в данном деле от имени и в интересах Брянской области.
Определением от 11 июля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального казначейства по Брянской области.
Решением исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд с апелляционной жалобой о его отмене.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что в соответствии с протоколом заседания комиссии по представлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Брянской области от 22.12.2015 N 10 победителем конкурса с правом на заключение договора по мероприятию "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)" признано ООО "Спецтехник".
На основании приказа департамента экономического развития Брянской области "О перечислении субсидий" от 23.12.2015 N 312-к между департаментом экономического развития Брянской области и ООО "Спецтехника" (получатель) заключен договор о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования N 19-Л/15, предметом которого является предоставление департаментом субсидии на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, заключенного субъектом предпринимательства, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим свою деятельность на территории Брянской области, с лизинговой организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, включая затраты на монтаж оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) получателю в размере 408 750 руб. (п. п. 2.1, 2.2 договора). Платежным поручением от 25.12.2015 N 335454 денежные средства были перечислены в указанном размере на расчетный счет ответчика.
По результатам проверки УФК по Брянской области (представление от 03.11.2016 N 27-47-04/3088) установлены нарушения, допущенные при предоставлении субсидии, Бюджетного кодекса Российской Федерации, условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167, Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 15.10.2015 N 496-п.
На основании предписания УФК по Брянской области департаментом экономического развития Брянской области в адрес ООО "Спецтехника" направлено уведомление (о возврате бюджетных средств) от 01.02.2017 N Э-3-463. ООО "Спецтехника" письмом от 10.05.2017 N 24 отказало о возврате бюджетных средств.
Поскольку ответчиком денежные средства, полученные в качестве субсидии на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, в размере 408 750 руб. в добровольном порядке не возвращены в областной бюджет, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявленными требованиями.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства Брянской области от 15.10.2015 N 496-п утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году.
В соответствии с п. 4.4 Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 15.10.2015 N 496-п, поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в следующие разделы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в том числе G - торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов.
Согласно пункту 1.11 Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Брянской области N 496-п, в случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления, установленных указанным положением, выявления недостоверных сведений в документах, представленных получателями субсидий, на основании письменных требований департамента сумма выплаченной субсидии подлежит возврату в областной бюджет путем перечисления на лицевой счет департамента в течение 14 дней со дня направления департаментом соответствующего уведомления о возврате бюджетных денежных средств.
Как было указано выше, между департаментом экономического развития Брянской области и ООО "Спецтехника" (получатель) заключен договор о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 23.12.2015 N 19-Л/15.
В соответствии с п. 3.2.4 договора, заключенного между Департаментом экономического развития Брянской области и ООО "Спецтехника", получатель обязуется при выявлении недостоверности предоставленных получателем сведений и документов, а также в случае не представления ответов и (или) документов, возвратить бюджетные средства, предоставленные по настоящему договору, путем их перечисления на лицевой счет департамента, в течение 14 дней со дня направления департаментом соответствующего уведомления о возврате бюджетных средств.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ООО "Спецтехника" имеет основной вид деятельности - 45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов, который включен в раздел G - торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Как следует из материалов дела, между АО "Европлан" и ООО "Спецтехника" заключен договор лизинга от 08.09.2015 N 1306793-ФЛ/БРК-15 на приобретение транспортного средства Камаз 6520-6012-43 (тип ТС: грузовой самосвал) с перечислением авансового платежа в сумме 817 500 руб. Указанное транспортное средство передано ответчику по акту о приеме-передачи объекта основных средств от 21.10.2015 N БРК0001214. Авансовый платеж осуществлен на общую сумму 817 500 руб. по платежным поручениям от 24.09.2015 N 145, от 12.10.2015 N 175.
Таким образом, размер субсидии, предоставленной ответчику по договору о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 23.12.2015 N 19-Л/15 в размере 408 750 руб. составил 50% авансового платежа по договору лизинга от 08.09.2015 N 1306793-ФЛ/БРК-15.
Судом также установлено, что сведения об основном виде деятельности ответчика, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не соответствуют действительности. Так, в соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика по состоянию на 15.06.2017, в графе "Сведения об основном виде деятельности" указаны код и наименование вида деятельности "45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов", фактически же ответчиком осуществляется деятельность автомобильного грузового транспорта, что подтверждено материалами дела (т. 1, л.д. 46-47).
При таких обстоятельствах, нарушение, которое согласно п. 3.2.4 договора является основанием для возврата предоставленных по договору денежных средств, формально имеет место.
Вместе с тем, при вынесении решения суд верно исходил из того, что данное нарушение не повлекло нецелевого использования бюджетных средств. Субсидия была направлена на частичное погашение авансового платежа за приобретение автомобиля КАМАЗ 6520-6012-43, государственный регистрационный знак Н267ВЕ, который используется ответчиком в рамках выполнения основной деятельности - осуществления грузоперевозок.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно квалифицировал действия истца как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ), в связи с этим правомерно оставил без удовлетворения исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к немотивированному несогласию с его позицией, направлены на переоценку обстоятельств дела, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.08.2017 по делу N А09-8107/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
М.М.ДАЙНЕКО
Л.А.КАПУСТИНА
М.М.ДАЙНЕКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)