Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2017 N 20АП-6381/2017 ПО ДЕЛУ N А09-8107/2017

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2017 г. по делу N А09-8107/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии от истца - Лымарь Ю.В. (доверенность от 09.01.2047 N Э-Ю-01), от ответчика - Горбачева К.Н. (доверенность от 10.07.2017 N 10/07-1), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента экономического развития Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.08.2017 по делу N А09-8107/2017 (судья Азаров Д.В.),
установил:

следующее.
Департамент экономического развития Брянской области (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спецтехника" (далее - ответчик, общество) о взыскании 408 750 руб. В судебном заседании 11 июля 2017 года судом принято заявление истца об уточнении правового статуса: Департамент экономического развития Брянской области выступает в данном деле от имени и в интересах Брянской области.
Определением от 11 июля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального казначейства по Брянской области.
Решением исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд с апелляционной жалобой о его отмене.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что в соответствии с протоколом заседания комиссии по представлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Брянской области от 22.12.2015 N 10 победителем конкурса с правом на заключение договора по мероприятию "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)" признано ООО "Спецтехник".
На основании приказа департамента экономического развития Брянской области "О перечислении субсидий" от 23.12.2015 N 312-к между департаментом экономического развития Брянской области и ООО "Спецтехника" (получатель) заключен договор о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования N 19-Л/15, предметом которого является предоставление департаментом субсидии на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, заключенного субъектом предпринимательства, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим свою деятельность на территории Брянской области, с лизинговой организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, включая затраты на монтаж оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) получателю в размере 408 750 руб. (п. п. 2.1, 2.2 договора). Платежным поручением от 25.12.2015 N 335454 денежные средства были перечислены в указанном размере на расчетный счет ответчика.
По результатам проверки УФК по Брянской области (представление от 03.11.2016 N 27-47-04/3088) установлены нарушения, допущенные при предоставлении субсидии, Бюджетного кодекса Российской Федерации, условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167, Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 15.10.2015 N 496-п.
На основании предписания УФК по Брянской области департаментом экономического развития Брянской области в адрес ООО "Спецтехника" направлено уведомление (о возврате бюджетных средств) от 01.02.2017 N Э-3-463. ООО "Спецтехника" письмом от 10.05.2017 N 24 отказало о возврате бюджетных средств.
Поскольку ответчиком денежные средства, полученные в качестве субсидии на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, в размере 408 750 руб. в добровольном порядке не возвращены в областной бюджет, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявленными требованиями.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства Брянской области от 15.10.2015 N 496-п утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году.
В соответствии с п. 4.4 Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 15.10.2015 N 496-п, поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в следующие разделы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в том числе G - торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов.
Согласно пункту 1.11 Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства Брянской области в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Брянской области N 496-п, в случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления, установленных указанным положением, выявления недостоверных сведений в документах, представленных получателями субсидий, на основании письменных требований департамента сумма выплаченной субсидии подлежит возврату в областной бюджет путем перечисления на лицевой счет департамента в течение 14 дней со дня направления департаментом соответствующего уведомления о возврате бюджетных денежных средств.
Как было указано выше, между департаментом экономического развития Брянской области и ООО "Спецтехника" (получатель) заключен договор о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 23.12.2015 N 19-Л/15.
В соответствии с п. 3.2.4 договора, заключенного между Департаментом экономического развития Брянской области и ООО "Спецтехника", получатель обязуется при выявлении недостоверности предоставленных получателем сведений и документов, а также в случае не представления ответов и (или) документов, возвратить бюджетные средства, предоставленные по настоящему договору, путем их перечисления на лицевой счет департамента, в течение 14 дней со дня направления департаментом соответствующего уведомления о возврате бюджетных средств.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ООО "Спецтехника" имеет основной вид деятельности - 45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов, который включен в раздел G - торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Как следует из материалов дела, между АО "Европлан" и ООО "Спецтехника" заключен договор лизинга от 08.09.2015 N 1306793-ФЛ/БРК-15 на приобретение транспортного средства Камаз 6520-6012-43 (тип ТС: грузовой самосвал) с перечислением авансового платежа в сумме 817 500 руб. Указанное транспортное средство передано ответчику по акту о приеме-передачи объекта основных средств от 21.10.2015 N БРК0001214. Авансовый платеж осуществлен на общую сумму 817 500 руб. по платежным поручениям от 24.09.2015 N 145, от 12.10.2015 N 175.
Таким образом, размер субсидии, предоставленной ответчику по договору о субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 23.12.2015 N 19-Л/15 в размере 408 750 руб. составил 50% авансового платежа по договору лизинга от 08.09.2015 N 1306793-ФЛ/БРК-15.
Судом также установлено, что сведения об основном виде деятельности ответчика, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не соответствуют действительности. Так, в соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика по состоянию на 15.06.2017, в графе "Сведения об основном виде деятельности" указаны код и наименование вида деятельности "45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов", фактически же ответчиком осуществляется деятельность автомобильного грузового транспорта, что подтверждено материалами дела (т. 1, л.д. 46-47).
При таких обстоятельствах, нарушение, которое согласно п. 3.2.4 договора является основанием для возврата предоставленных по договору денежных средств, формально имеет место.
Вместе с тем, при вынесении решения суд верно исходил из того, что данное нарушение не повлекло нецелевого использования бюджетных средств. Субсидия была направлена на частичное погашение авансового платежа за приобретение автомобиля КАМАЗ 6520-6012-43, государственный регистрационный знак Н267ВЕ, который используется ответчиком в рамках выполнения основной деятельности - осуществления грузоперевозок.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно квалифицировал действия истца как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ), в связи с этим правомерно оставил без удовлетворения исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к немотивированному несогласию с его позицией, направлены на переоценку обстоятельств дела, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 23.08.2017 по делу N А09-8107/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
М.М.ДАЙНЕКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)