Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-26988/2016

Требование: О возмещении ущерба, компенсации морального вреда.

Разделы:
Банковский вклад (депозит); Банковские операции
Обстоятельства: Истец указал, что услуги по договору банковского счета ответчиком оказаны ненадлежащим образом, в связи с чем ему причинен ущерб.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. по делу N 33-26988/2016


Судья Шипикова А.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Грицких Е.А.,
судей Бузуновой Г.Н., Анашкина А.А.,
при секретаре М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бузуновой Г.Н.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя В. - Е. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 16 марта 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований В. к ПАО "Сбербанк России" о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, штрафа - отказать,
установила:

В. обратился в суд с иском к ПАО "Сбербанк России" о возмещении ущерба в размере.......... руб., компенсации морального вреда в размере...... руб., судебных расходов в размере....... руб., штрафа в пользу потребителя.
В обоснование требований истец указал на то, что...... года между ним и ответчиком заключен договор банковского счета N........... с валютой вклада - доллары США........ года на данном счете находилось......... долларов США, и с него было произведено списание 7000 долларов США на счет неизвестного истцу лица. При этом никаких договоров с ответчиком на проведение операций с использованием мобильных приложений и сети Интернет, по данному счету истец не заключал, одобрения на данную операцию не давал. Указанная сумма по курсу ЦБ РФ на 26 августа 2015 года составляла........ рублей, а на расчетный счет с использованием дебетовой карты "Маэстро" (пенсионный счет) поступило только....... рублей. На данной операции истец потерял......... рублей. К данной карте истца подключено СМС-информирование, заявления о подключении к данному счету услуги мобильного банка истец не подавал и соответствующего договора о предоставлении данной услуги не заключал. Истец получил сообщение о поступлении на его пенсионный счет суммы в размере............... рублей, о снятии с его пенсионного счета.......... рублей, из которых........ рублей были переведены на кредитную карту другого клиента с комиссией..... рублей, а........ рублей были переведены в счет оплаты услуг оператора мобильной связи, на телефон неизвестного истцу лица. В тот же день оставшиеся денежные средства в сумме..... рублей были переведены на счет истца с использованием карты Виза......... года истец сообщил ответчику по телефону, что указанных операций он не производил. При этом истец не знал, что денежные средства поступили на его пенсионный счет с его валютного счета. Сотрудник банка сообщил истцу, что деньги, видимо, были похищены и пригласил истца приехать в банк для написания заявления. Несмотря на указанные обстоятельства, в представленной истцу банковской выписке указано, что снятие денежных средств в размере....... рублей и перед денежных средств на карту Виза произведены......... года, т.е. на следующий день. На заявление истца о возврате денежных средств банк ответил отказом, указав на то, что денежные средства были переведены путем совершения операций с использованием системы Сбербанк Онлайн. Операции совершены с использованием номера кредитной карты и СМС-пароля, направленного истцу на его номер мобильного телефона. Денежные средства в размере........ рублей перечислены на карту другого клиента. В связи с тем, что истец ненадлежащим образом хранил переданные ему пароли, банк ответственности за проведенные операции не несет. Однако, истец указывает, что сетью Интернет не пользуется и не имеет компьютера; представленная ответчиком информация о дате производства операций не соответствует действительности, сообщение с паролем доступа в банк Онлайн истец если и получал, то сразу же удалил его с мобильного телефона и никогда не использовал. Таким образом, истец указывает, что услуги по договору банковского счета ответчиком оказаны ненадлежащим образом, в связи с чем, истцу причинен ущерб. 22.09.2015 года истец обращался в ОВД Фили-Давыдково г. Москвы с заявлением о совершении кражи денежных средств. До настоящего времени информация о возбуждении уголовного дела истцом не получена.
Представитель истца В. в судебном заседании первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО "Сбербанк России" в судебном заседании первой инстанции иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на него.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца В. - Е. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм процессуального и материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца В. - Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ПАО "Сбербанк России" - Л., возражавшую против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
При разрешении настоящего дела суд руководствовался ст. ст. 845, 847, 848 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что В. является владельцем счета вклада "Управляй" N............., счет которого открыт в долларах США (вклад "Управляй"), держателем банковской карты N..........., счет которой открыт в рублях РФ (далее - банковская карта N........), держателем банковской карты N........., счет которой открыт в рублях РФ (далее - банковская карта N........).
Порядок использования указанных счетов регулируется Условиями договора банковского обслуживания N........... от........... г.
..........г. через устройство самообслуживание N......... ПАО Сбербанк, расположенное по адресу: г............., ........... бульвар, дом......., с использованием банковской карты истца N......... была подключена услуга "Мобильный банк" к телефонному номеру истца, а также были получены идентификатор и пароль для доступа к банковскому обслуживанию в сети Интернет (для входа в систему Сбербанк ОнЛ@йн).
Согласно п. 3.16 Приложения N 1 Условий, держатель карты обязан выполнять Условия и правила, изложенные в Памятке Держателя, не сообщать ПИН-кода и не передавать карту (ее реквизиты) для совершения операций другими лицами, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения карты, нести ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода, кодов, сформированных на основании биометрических данных Держателя карты, постоянного пароля, одноразовых паролей.
Все операции, совершенные 26 августа 2015 г. были совершены с использованием системы Сбербанк ОнЛ@йн.
Также судом установлено, что 26 августа 2015 г. в безналичном порядке через систему Сбербанк ОнЛ@йн были совершены следующие операции:
Клиент перечислил со своего вклада "Управляй" на счет карты N........ долларов США, после конверсии сумма зачисления составила....... руб. по внутреннему курсу Банка на 25 августа 2015 г......... руб. за 1 доллар США.
Клиент перечислил......... руб. со своей карты N........... на карту третьего лица N **** 5026, при этом комиссия за перевод составила........ руб.
Клиент со своей карты N............ перечислил........... руб. в счет оплаты мобильного телефона третьего лица.
После этого клиент со своей карты N.......... перечислил.......... руб. на счет карты N............
Условиями и Приложением N 4 к Условиям установлено, что при осуществлении операций в сети Интернет с использованием системы Сбербанк ОнЛ@йн держатель обязуется хранить идентификатор Пользователя, Пароль и одноразовые пароли в недоступном для третьих лиц месте, не передавать их для совершения операций другим лицам; согласен, что несет ответственность по операциям, совершенным в сети Интернет с использованием получаемых одноразовых паролей, а также по операциям, совершенным через систему Сбербанк ОнЛ@йн; согласен, что документы в электронной форме, направляемые Клиентом банку через систему Сбербанк ОнЛ@йн, после положительных результатов аутентификации и идентификации клиента, считаются отправленными от имени клиента и признаются равнозначными, в том числе имеют равную юридическую и доказательственную силу, документам на бумажном носителе, подписанном собственноручной подписью клиента, и порождают аналогичные им права и обязанности сторон по настоящему договору. Сделки, заключенные путем передачи в банк распоряжений клиента, подтвержденных с применением средств аутентификации и идентификации клиента, предусмотренных договором удовлетворяют требованиям совершения сделок в простой письменной форме; согласен с тем, что осуществляет передачу распоряжений, поручений и/или информации через сеть Интернет, осознавая, что сеть Интернет не является безопасным каналом связи и соглашается нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности, возникающие вследствие использование такого канала связи.
Согласно п. 4.14 Условий, предоставление услуг, предусмотренных договором, осуществляется только в случае успешной идентификации и аутентификации клиента.
Идентификация клиента банком при проведении операций через систему Сбербанк ОнЛ@йн осуществляется на основании введенного идентификатора пользователя, аутентификация клиента банком при проведении операций через систему Сбербанк ОнЛ@йн осуществляется на основании постоянного пароля и/или одноразовых паролей.
Судом первой инстанции установлено, что при проведении операций в системе Сбербанк ОнЛ@йн были использованы правильный идентификатор/логин, пароль для регистрации, личный 5-значный код, которые являются аналогом собственноручной подписи клиентом бумажных документов/договоров с Банком (п. п. 2.9. 2.14, 2.21, 4.15, 5.3, 5.4 Условий, п. п. 3.7, 3.19, 3.20 Приложения 4 к Условиям, Руководство пользователя Мобильного приложения Сбербанк ОнЛ@йн).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о недоказанности ненадлежащего исполнения банком договора банковского обслуживания, неправомерного распоряжения принадлежащими истцу денежными средствами и выполнения ответчиком своих обязательств ненадлежащим образом, а также недоказанности того, что распоряжения на совершение оспариваемых операций выполнены не В., а иным лицом, учитывая, что при входе в систему были использованы персональные средства доступа к удаленным каналам обслуживания для распоряжения своими счетами (карта, реквизиты карты, идентификатор/логин), пароль для регистрации в Сбербанк ОнЛ@йн, 5-значный код, номер телефона, ПИН-код - средства аутентификации и идентификации истца, лицо, вошедшее в систему, было правомерно определено банком как клиент, распоряжения которого для банка обязательны к исполнению.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Банк действовал в соответствии с условиями, согласованными сторонами в заключенном между ними договоре, нарушений положений Закона РФ "О защите прав потребителей" при предоставлении услуги со стороны банка не допущено.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном распределении судом бремени доказывания судебная коллегия находит несостоятельным, основанном на ошибочном толковании норм процессуального права, поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания обстоятельств, на которые истец ссылается как на основание заявленных по иску требований, несет он сам, а не ответчик.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им в решении надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
При рассмотрении дела, суд верно применил нормы материального права, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределил бремя их доказывания между сторонами, всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал оценку доказательствам по делу с учетом положений ст. 67 ГПК РФ.
Оснований ставить под сомнение произведенную судом первой инстанции оценку доказательств у судебной коллегии не имеется.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 16 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя В. - Е. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)