Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.05.2016 ПО ДЕЛУ N А60-9107/2016

Разделы:
Безналичные расчеты; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу N А60-9107/2016


Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О. Ивановой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.В. Плакатиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "ВУЗ-банк" (ИНН 6608007473, ОГРН 1026600001042) ОАО "ВУЗ-банк", заявитель
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014, ОГРН 1126625000017) далее - заинтересованное лицо, налоговый орган
о признании недействительным решения N 14-08/2 от 15.09.2015 года
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Лихачев К.С. - представитель по доверенности 66АА 3611146 от 10.03.2016, паспорт;
- от заинтересованного лица. М.А. Богомолова главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности N 05-01 от 12.01.2015, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

ОАО "ВУЗ-банк", просит признать недействительным решение N 14-08/2 от 15.09.2015 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области о привлечении к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, а также обязать налоговый орган вернуть из бюджета сумму уплаченного штрафа в размере 10000 рублей 00 копеек.
Заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав сторон, суд
установил:

Как следует из материалов дела, в адрес заявителя налоговым органом направлено решение о приостановлении операций по счетам в банке от 04.02.2015 N 2 в отношении хозяйствующего субъекта - налогоплательщика в связи с неисполнением последним обязанности по передаче налоговому органу документов.
Указанное решение было направлено Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области в адрес заявителя на бумажном носителе 05.02.2015 и получено им 10.02.2015.
В установленный п. 5 ст. 76 НК РФ срок (не позднее 13.02.2015) банк не представил налоговому органу необходимые сведения, что явилось основанием для составления в отношении заявителя 21.07.2015 акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, на основании которого вынесено решение от 15.09.2015 N 14-08/2 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, которым ОАО "ВУЗ-банк" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135.1 НК РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 19.11.2015 N 1391/15 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в суд.
При этом, в обоснование заявленных требований, банк ссылается на то, что обязанность по представлению сведений об остатках денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, возникает исключительно при направлении решения о приостановлении операций по счетам в электронном виде. Соответственно, полагает, что поскольку решение о приостановлении операций инспекцией направлено в адрес Банка на бумажном носителе, постольку обязанность по представлению сведений отсутствует, равно как и отсутствуют основания для исполнения решения о приостановлении операций по счетам.
При принятии решения суд приходит к следующим выводам:
Основания для приостановления операций по счетам и порядок исполнения соответствующих решений со стороны банков регламентированы ст. 76 НК РФ.
Так, п. 5 ст. 76 НК РФ установлено, что банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.
В п. 4 ст. 76 НК РФ закреплено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме. Однако, в соответствии с п. 1 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@ в случае невозможности направления в банк указанных решений в электронном виде, они направляются на бумажном носителе по формам, утвержденным ФНС России.
Порядком информационного взаимодействия налоговых органов при направлении в банк электронных документов (утвержден Приказом ФНС России от 29.11.2011 N ММВ-7-6-901@) предусмотрены случаи направления налоговым органом в банк документов на бумажном носителе (п. п. 2.2.3, 2.2.6, 2.2.7 Порядка), а именно: при невозможности их направления в электронном виде.
Кроме того, письмом Управления ФНС России по Свердловской области от 13.02.2015 N 19-12/03957@, до инспекции доведен порядок направления "Решений о приостановлении операций по счетам за непредставление квитанций за документы, полученные по ТКС" на бумажном носителе в банки.
Так, из вышеуказанного письма следует, что вступивший в силу с 01.01.2015 пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ расширил список оснований для принятия решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков новым (четвертым по счету) основанием - "за неисполнение обязанности, предусмотренной п. 5.1 ст. 23 НК РФ, по передаче налоговому органу квитанций о приеме документов, полученных по ТКС".
Действующими форматами 2.01 задачи "Банк-Обмен" не предусмотрена передача в банки в электронном виде решений о приостановлении операций по счетам, принятым налоговым органом в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, находится в стадии разработки, поэтому решения о приостановлении операций по счетам, принятым на основании пп. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ в банки необходимо направлять на бумажных носителях.
Как сказано в письме, направление решений о приостановлении операций по счетам на бумажном носителе, не противоречит п. 2.1.2 Порядка информационного взаимодействия налоговых органов при направлении в банк (филиал банка), учреждение Банка России электронных документов, утвержденного Приказом ФНС России от 29.11.2011 N ММВ-7-6/901@: "Налоговый орган вправе направлять документы, установленные настоящим порядком, на бумажном носителе в банки, заключившие соглашение, только в случае возникновения обстоятельств непреодолимого характера, не позволяющих направить документ в электронном виде".
Таким образом, до внесения изменений в действующие форматы электронного обмена задачи "Банк-Обмен" и соответствующих дополнений в ПК СЭОД решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков за непредставление квитанций за документы, полученные по ТКС, и решения об их отмене направляются в банки в бумажной форме.
На момент направления инспекцией решения от 04.02.2015 N 2 о приостановлении операций по счетам в отношении хозяйствующего субъекта - налогоплательщика в адрес банка (05.02.2015), инспекция не имела возможности направлять такие решения в электронном виде, а соответственно, банк должен был исполнить свою обязанность, возложенную на него НК РФ, однако, этого не сделал.
В связи с чем, суд полагает, что факт совершения банком вменяемого налогового правонарушения и его вина в совершении правонарушения доказаны, следовательно, общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 135.1 НК РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого решения недействительным, у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.О.ИВАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)