Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2013 ПО ДЕЛУ N А72-2601/2013

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N А72-2601/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкин В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от заинтересованного лица: МУП "Ульяновскдорремсервис" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2013 года апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 апреля 2013 года по делу N А72-2601/2013 (судья Тимофеев В.В.), принятое по заявлению комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, заинтересованное лицо: МУП "Ульяновскдорремсервис", г. Ульяновск,
о признании незаконными решения от 04 декабря 2012 года N 8378-04 по делу N 9016/04-2012, предписания от 04 декабря 2012 года N 100,

установил:

Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 04 декабря 2012 года N 8378-04 по делу N 9016/04-2012, предписания от 04 декабря 2012 года N 100.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП "Ульяновскдорремсервис".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30 апреля 2013 года заявленные требования комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что предписание антимонопольного органа об изъятии имущества (дорожной техники) противоречит положениям действующего законодательства. В материалы дела не представлено доказательств уклонения комитета от получения имущества, в связи с чем вина комитета в невозврате техники отсутствует. Кроме того, техника была возвращена 01 мая 2012 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 04 декабря 2012 года УФАС России по Ульяновской области в отношении комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска было вынесло решение о признании действий комитета, выразившихся в предоставлении с 01 мая 2012 года в фактическое безвозмездное пользование МУП "Ульяновскдорремсервис" без торгов дорожной техники, ранее предоставленной по договорам от 20 февраля 2012 года N 22, от 20 февраля 2012 года N 23, от 20 февраля 2012 года N 24, от 20 февраля 2012 года N 25, от 20 февраля 2012 года N 26 от 20 февраля 2012 года N 27, от 20 февраля 2012 года N 28, нарушающими пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). Антимонопольным органом комитету также выдано предписание от 04 декабря 2012 года N 100 об устранении нарушений части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Предписанием УФАС России по Ульяновской области предписало комитету в срок до 10 марта 2013 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства и изъять у МУП "Ульяновскдорремсервис" дорожную технику, ранее предоставленную по договорам от 20 февраля 2012 года N 22, от 20 февраля 2012 года N 23, от 20 февраля 2012 года N 24, от 20 февраля 2012 года N 25, от 20 февраля 2012 года N 26 от 20 февраля 2012 года N 27, от 20 февраля 2012 года N 28.
Комитет в обоснование заявленных требований пояснил следующее: 30 января 2012 года письмом глава администрации города Ульяновска обратился в УФАС России по Ульяновской области о предоставлении преференции МУП "Ульяновскдорремсервис" в виде передачи в безвозмездное пользование дорожно-уборочной техники в количестве 66 единиц на срок до 01 июня 2012 года.
Решением УФАС России по Ульяновской области от 13 февраля 2012 года МУП "Ульяновскдорремсервис" была предоставлена муниципальная преференция в виде передачи в безвозмездное пользование дорожно-уборочной техники в количестве 66 единиц в целях охраны окружающей природной среды на срок до 01 мая 2012 года. Договоры безвозмездного пользования прекратили свое действие 01 мая 2012 года.
Заявитель ссылается на невозможность исполнения предписания, поскольку оно противоречит требованиям гражданского законодательства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона N 135-ФЗ.
Комитетом по экономике, регулированию цен и тарифов и муниципального заказа мэрии г. Ульяновска 21 сентября 2010 года проведен открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) дорожной техники. Начальная цена контракта - 277 147 005 рублей 00 коп. По его результатам комитетом 08 октября 2010 года был заключен муниципальный контракт N 0198 с единственным участником аукциона ОАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (далее - ОАО "ГТЛК").
Полученная по договору лизинга техника комитетом в последующем была передана на основании договоров безвозмездного пользования имуществом МУП "Ульяновскдорремсервис": от 20 февраля 2012 года N 22, стоимость передаваемого имущества - 22 817 160,49 руб., срок безвозмездного пользования имуществом - с момента подписания до 01 мая 2012 года, количество транспортных средств - 7. Передача имущества оформлена актом приема-передачи имущества от 20 февраля 2012 года; от 20 февраля 2012 года N 23, стоимость передаваемого имущества - 93 638 018,96 руб., срок безвозмездного пользования имуществом - с момента подписания до 01 мая 2012 года, количество транспортных средств - 19. Передача имущества оформлена актом приема-передачи имущества от 20 февраля 2012 года N 24, стоимость передаваемого имущества - 22 885 553, 08 руб., срок безвозмездного пользования имуществом с момента подписания до 01 мая 2012 года, количество транспортных средств - 19. Передача имущества оформлена актом приема-передачи имущества от 20 февраля 2012 года N 25, стоимость передаваемого имущества - 47 294 923,65 руб., срок безвозмездного пользования имуществом- с момента подписания до 01 мая 2012 года, количество транспортных средств - 5. Передача имущества оформлена актом приема-передачи имущества от 20 февраля 2012 года N 26, стоимость передаваемого имущества - 52 546 174,24 руб., срок безвозмездного пользования имуществом - с момента подписания до 01 мая 2012 года, количество транспортных средств - 8. Передача имущества оформлена актом приема-передачи имущества от 20 февраля 2012 года N 27, стоимость передаваемого имущества - 23 539 364,49 руб., срок безвозмездного пользования имуществом - с момента подписания до 01 мая 2012 года; количество транспортных средств - 6. Передача имущества оформлена актами приема-передачи имущества от 20 февраля 2012 года N 28, стоимость передаваемого имущества - 14 425 809,84 руб., срок безвозмездного пользования имуществом - с момента подписания до 01 мая 2012 года, количество транспортных средств - 2. Передача имущества оформлена актом приема-передачи имущества от 20 февраля 2012 года.
В соответствии с пунктом 1.2 договоров имущество передано ссудополучателю согласно актам приема-передачи имущества; имущество должно быть возвращено ссудодателю согласно актам возврата имущества, подписанным уполномоченными представителями сторон.
Положением о комитете, утвержденному решением Ульяновской городской Думы от 24 мая 2006 года N 90, предусмотрено, что комитет участвует в размещении муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд для развития дорожного хозяйства, внешнего благоустройства и транспорта муниципального образования "город Ульяновск"; заключает договоры, обеспечивающие достижению целей и выполнение задач Комитета, в установленном законодательством порядке.
Согласно уставу МУП "Ульяновскдорремсервис" одним из видов деятельности предприятия является развитие всех элементов городского благоустройства за счет средств городской администрации (мэрии), средств предприятий и учреждений независимо от собственности и подчиненности, частных лиц, а также других средств и вложений, юридических и физических лиц; выполнение заданий по вводу в эксплуатацию объектов строительства, реконструкции и ремонта городских дорог и тротуаров; механизированная уборка улиц; выполнение работ по текущему содержанию объектов внешнего благоустройства г. Ульяновска.
Между комитетом и МУП "Ульяновскдоремсервис" 22 декабря 2010 года был заключен муниципальный контракт N 0274 по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования "город Ульяновск" (п. 1.1). Согласно п. 1.3 муниципального контракта исполнитель обязуется на свой риск выполнить весь комплекс работ с момента заключения контракта по 31 декабря 2013 года.
Комитетом 10 ноября 2010 года объявлен открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования "город Ульяновск".
Установлено, что аукционной документацией аукциона на право заключения муниципального контракта по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог не было предусмотрено предоставление прав на дорожную технику для целей исполнения муниципального контракта от 22 декабря 2010 года N 0274.
Согласно договору лизинга от 08 октября 2010 года N 0198 дорожная техника передана комитету во временное владение и пользование с правом выкупа, то есть по окончании срока договора лизинга (31 декабря 2013 года), данное имущество должно быть приобретено в муниципальную собственность.
Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Таким образом, поскольку оказание хозяйствующему субъекту государственной или муниципальной помощи предоставляет ему определенные преимущества по сравнению с другими участниками рынка, при предоставлении такой помощи подлежит соблюдению установленный антимонопольным законодательством порядок.
УФАС России по Ульяновской области полагает, что не осуществив действий по возвращению имущества, ранее предоставленного в безвозмездное пользование МУП "Ульяновскдорремсервис", комитет предоставил предприятию муниципальную преференцию, ставящую предприятие в преимущественное положение по отношению к иным субъектам, действующим на данном товарном рынке, что, в свою очередь, может повлечь нарушение прав неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности на добросовестную конкуренцию.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Порядок предоставления муниципальной преференции установлен главой 5 Закона о защите конкуренции. При этом данный порядок предусматривает согласование такой преференции с антимонопольным органом путем подачи ходатайства о предоставлении государственной или муниципальной преференции.
Антимонопольным органом было согласовано предоставление муниципальной преференции МУП "Ульяновскдорремсервис" в виде предоставления в безвозмездное пользование дорожной техники в количестве 66 единиц на срок до 01 мая 2012 года.
Однако по истечении указанного срока дорожная техника не была возвращена заявителю. Подписание актов приема-передачи от 01 мая 2012 года не свидетельствует о фактическом возврате техники. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель своим бездействием по возврату имущества допустил нарушение антимонопольного законодательства, предоставив с 01 мая 2012 года МУП "Ульяновскдорремсервис" в фактическое безвозмездное пользование без торгов дорожную технику.
Доводы заявителя о несогласии с формулировкой резолютивной части обжалуемого предписания судом первой инстанции отклонены, так как в предписании, в том числе в резолютивной части, не содержится неясностей, предписание исполнимо в целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, учитывая требования законодательства о защите конкуренции, суд первой инстанции не усмотрел обстоятельств, свидетельствующих о наличии объективной невозможности соблюдения заявителем требований законодательства и исполнения предписания.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска нарушил часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предоставив дорожную технику в фактическое безвозмездное пользование МУП "Ульяновскдорремсервис" без проведения торгов, то есть предоставил предприятию преимущественные условия деятельности по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги.
Мер по возврату дорожной техники заявителем от МУП "Ульяновскдорремсервис" не предпринималось, доказательств обратного суду не представлено.
Видом деятельности МУП "Ульяновскдоремсервис", по которому предприятие отчитывается в налоговые органы, является "производство земляных работ" (код ОКВЭД 45.1 1.2).
На территории Ульяновской области зарегистрировано более 500 хозяйствующих субъектов, осуществляющих такой вид деятельности как "производство общестроительных работ". Кроме того, по виду деятельности "уборка территории, аналогичная деятельность" (код ОКВЭД 90.00.3) в Ульяновской области зарегистрировано более 300 хозяйствующих субъектов.
Из представленных в материалы дела доказательств и документов, следует что антимонопольный орган доказал наличие правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решения и предписания.
Процессуальных нарушений со стороны УФАС России по Ульяновской области, допущенных при рассмотрении им дела, судом первой инстанции не усматривается.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно в удовлетворении требований заявителя отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предписание антимонопольного органа об изъятии имущества (дорожной техники) противоречит положениям гражданского законодательства, не принимаются. Ссылки заявителя на то, что уполномоченные органы не вправе изымать у муниципального предприятия имущества, имущество может быть изъято у учреждения и казенного предприятия только в случае неиспользования имущества или использования не по назначению в соответствии со ст. 296 ГК РФ, несостоятельны. В данном случае оспариваемые решение и предписание антимонопольным органом вынесены в связи с нарушением Закона о защите конкуренции, а не на основании норм гражданского законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении в материалы дела доказательств уклонения комитета от получения имущества, в связи с чем вина комитета в невозврате техники отсутствует, необоснованны. Фактическое возвращение муниципальным предприятием комитету техники 01 мая 2012 года или в иные сроки надлежащими доказательствами комитет не подтвердил. Подписание актов 01 мая 2012 года в данном случае не свидетельствует о возвращении техники, поскольку представленными в материалы дела МУП "Ульяновскдорремсервис" путевыми листами, журналами регистрации путевых листов, сменными рапортами подтверждается фактическое использование МУП "Ульяновскдоремсервис" дорожной техники (т. 1, л.д. 90-146, т. 2, л.д. 1-55).
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 30 апреля 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 апреля 2013 года по делу N А72-2601/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)