Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2014 N 05АП-9953/2014 ПО ДЕЛУ N А51-13261/2014

Разделы:
Брокерские и дилерские услуги; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. N 05АП-9953/2014

Дело N А51-13261/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 11 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.А. Бессчасной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС",
апелляционное производство N 05АП-9953/2014
на решение от 30.06.2014
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-13261/2014 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" (ИНН 2540055512, ОГРН 1022502265686, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.10.2002)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (ИНН 2536146622, ОГРН 1042502966330, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.07.2004)
о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2014 N 05-14/93П,
при участии:
от ООО "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" - представитель Кузнецов А.Н. по доверенности от 25.04.2014 N 11/2014 сроком на 1 год,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае - представитель Спешилова М.А. по доверенности от 29.11.2013 N 20-01-48/10, представитель Шемякина М.В. по доверенности от 28.01.2014 N 20-01-48/5,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее по тексту - административный орган, ТУ Росфиннадзора в Приморском крае) от 14.04.2014 N 05-14/93П, которым общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным и подлежащим отмене.
По мнению заявителя, судом неполно выяснены обстоятельства дела, дана неправильная им оценка. Заявитель считает, что нарушения к содержанию справки о валютных операциях не образуют состава административного правонарушения в виде нарушения порядка предоставления форм учета и отчетности.
Общество полагает, что правильно определило код валютной операции, сведения в справке о валютных операциях указаны им в полном соответствии с положениями Инструкции N 138-И, поскольку в рассматриваемом случае осуществлены расчеты за оказанные резидентом услуги, в связи с чем при заполнении справки о валютных операциях им не допущено нарушений порядка предоставления форм учета и отчетности.
Кроме того общество считает вменяемого ему правонарушение малозначительным ввиду того, что не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства.
Административный орган в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном в судебном заседании его представителями, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
24.11.2011 ООО "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" (Управляющий) и нерезидент - компания "АСА Finance Соrр.", Британские Виргинские острова (Судовладелец) заключили стандартное соглашение Балтийского и международного морского комитета (БИМКО) об эксплуатационном управлении судами (менеджменте) на фрахт т/х "CARBON М". Кодовое название: "ШИПМЕН" (далее - стандартное соглашение ("ШИПМЕН"). Соглашение вступает в силу с 24.11.2011 и прекращает действие 01.01.2012 плюс 6 месяцев согласно подтверждению Судовладельца. Годовое вознаграждение управляющего составляет 12 000 долл. США, выплачиваемое ежемесячными платежами по 1 000 долл. США (пункт 15 части I стандартного соглашения).
Подпунктом 15.1 пункта 15 части II стандартного соглашения стороны установили, что Судовладелец уплачивает управляющему за его работу в качестве управляющего основное годовое вознаграждение в сумме люмпсум, как оговорено в блоке 15, равными ежеквартальными авансовыми выплатами, при этом первая выплата производится в начале срока действия соглашения, а последующие выплаты производятся раз в три месяца.
Согласно подпункту 14.2 пункта 14 части II стандартного соглашения установлено, что все расходы, понесенные управляющим по условиям настоящего соглашения от имени судовладельца, в т.ч. расходы, предусмотренные в статье 15, могут быть записаны в дебет счета судовладельца, но в любом случае судовладелец обязан возместить их управляющему по требованию последнего.
11.01.2012 стороны заключили дополнение б/н к стандартному соглашению ("ШИПМЕН") б/н от 24.11.2011, в соответствии с которым подпункт 14.2 пункта 14 части II соглашения согласовали в следующей редакции: "...Судовладелец возмещает Управляющему расходы при исполнении им своих обязанностей согласно настоящему договору. Возмещение перечисляется на счет Управляющего авансовыми платежами. Каждый следующий авансовый платеж производится после предоставления отчета Управляющего по предыдущему. Денежные средства зачисляются по курсу реализации валюты".
18.04.2013 ООО "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" в счет исполнения обязательств по стандартному соглашению ("ШИПМЕН") б/н от 24.11.2011 выставило нерезиденту инвойс N 1804-14 на возмещение затрат управляющим менеджерам т/х "CARBON М" за март 2013 года на сумму 780,14 долл. США. За понесенные расходы управляющих менеджеров т/х "CARBON М" по стандартному соглашению ("ШИПМЕН") б/н от 24.11.2011 на банковский счет ООО "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" в уполномоченном банке 30.04.2013 поступили денежные средства на сумму 780,14 долл. США.
ООО "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" 07.05.2013 по указанной валютной операции представило в уполномоченный банк справку о валютных операциях, указав в графе 5 "Код вида валютной операции" - 20200 "Расчеты нерезидента за выполненные резидентом работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая выполнение указанных обязательств по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа).
Посчитав, что обществом были нарушены подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпункта 10 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон N 173-ФЗ), пункт 2.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", пункт 6 Приложения 1 Инструкции N 138-И, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, заместителем начальника отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в Приморском крае в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 02.04.2014 N 05-14/93.
В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела N 05-14/93 были направлены для рассмотрения в ТУ Росфиннадзора в Приморском крае.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания от 14.04.2014 N 05-14/93П, которым привлек общество к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 40 000 рублей.
Заявитель, полагая, что постановление от 14.04.2014 N 05-14/93П нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, являются отношения в области валютного законодательства.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета или резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, являются резиденты - должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпункт 9 пункта 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (подпункт 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ).
Согласно подпункту 10 пункта 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов: документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Пунктом 2.1 Инструкции N 138-И предусмотрено, что резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
Пунктами 2.2, 2.3 Инструкции N 138-И установлено, что справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции, при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях, представляются в уполномоченный банк одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки, регламентирован главой 9 Инструкции N 138-И.
Приложением N 1 к Инструкции N 138-И утвержден Порядок заполнения справки о валютных операциях, регламентирующий требования к содержанию справки о валютных операциях, к заполнению граф установленной формы данной справки.
Из материалов дела следует, что заявитель представил в уполномоченный банк по рассматриваемой валютной операции справку о валютных операциях от 07.05.2013 с указанием в графе 5 "Код валютной операции" - 20200 "Расчеты нерезидента за выполненные резидентом работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая выполнение указанных обязательств по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 22 настоящего Перечня, и расчетов, связанных с выплатой вознаграждения резиденту-брокеру по договору о брокерском обслуживании (группа 58 настоящего Перечня)".
Вместе с тем в соответствии с требованиями пункта 2.2 Инструкции N 138-И и пункта 6 Приложения 1 Инструкции N 138-И в редакции, действующий на момент предоставления справки о валютных операциях, ООО "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" должно было представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях от 07.05.2013 на сумму 780,14 долл. США, указав в графе 5 "Код вида валютной операции" - 35030 "Расчеты нерезидента в пользу резидента по прочим операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и прямо не указанным в группах 10-23 настоящего Перечня".
Согласно пунктам 15 разделов I и II стандартного соглашения ("ШИПМЕН") б/н от 24.11.2011 вознаграждение управляющим менеджерам за их работу в качестве управляющих выплачивается Судовладельцем как основное годовое вознаграждение в размере 12 000 долларов США равными ежеквартальными авансовыми выплатами в размере 1 000 долларов США.
Указанное вознаграждение подлежит отражению в представляемых справках по коду 20200 как непосредственный и прямой установленный заключенным внешнеторговым соглашением расчет инопартнера-нерезидента за оказанную резидентом услугу.
Стандартное соглашение ("ШИПМЕН") б/н от 24.11.2011 предусматривает и иные платежи, а именно: в пункте 14.2 раздела II стандартного соглашения ("ШИПМЕН") б/н от 24.11.2011 установлены расходы, понесенные управляющими (менеджерами), которые Судовладельцы обязаны возместить по требованию управляющих.
Указанные в пункте 14.2 раздела II стандартного соглашения ("ШИПМЕН") б/н от 24.11.2011 платежи не являются вознаграждением управляющих менеджеров и прямо не указаны в группах 10-23 Перечня валютных операций резидентов и нерезидентов в Приложении 2 к Инструкции N 138-И в редакции, действующий на момент предоставления справки о валютных операциях.
Следовательно, при представлении в уполномоченный банк справки о валютных операциях ООО "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" обязано было указать код вида валютной операции 35030 "Расчеты нерезидента в пользу резидента по прочим операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и прямо не указанным в группах 10-23 настоящего Перечня".
Системное толкование приведенных выше норм Инструкции N 138-И и части 6 статьи 15.25 КоАП РФ позволяет прийти к следующим выводам.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, применительно к обстоятельствам данного дела заключается в несоблюдении обществом установленного порядка представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по совершенным им валютным операциям, к числу которых относится и справка о валютных операциях.
Порядок представления в уполномоченный банк указанных форм учета и отчетности, в том числе справки о подтверждающих документах, исходя из буквального толкования слова "порядок" представляет собой процедуру представления в банк названных форм, которая регламентирована исключительно главой 9 Инструкции N 138-И.
В соответствии с главой 9 Инструкции N 138-И установлены требования к видам представляемых документов, количеству их экземпляров, их форме и к срокам представления. Нормы главы 9 Инструкции N 138-И не содержат требований к содержанию представляемых в уполномоченный банк форм отчетности, в том числе справки о валютных операциях. Требования к содержанию справки о валютных операциях, к заполнению граф бланка такой справки предусмотрены не главой 9 Инструкции N 138-И, а специальным Порядком заполнения справки о подтверждающих документах, установленным приложением N 1 к Инструкции N 138-И.
При этом из буквального грамматического толкования наименований названных частей Инструкции N 138-И следует вывод о том, что порядок заполнения справки о валютных операциях определяет правила совершения действий по заполнению граф бланка данной справки, а порядок представления справки о валютных операциях в уполномоченный банк определяет правила совершения действий по передаче названной заполненной справки в соответствующий банк.
С учетом изложенного объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ применительно к обстоятельствам данного дела будут образовывать действия (бездействие) резидента, нарушающие требования главы 9 Инструкции N 138-И.
Действия (бездействие) резидента, нарушающие правила, предусмотренные Порядком заполнения справки о валютных операциях, утвержденных приложением N 1 к Инструкции N 138-И (представление резидентом справки о валютных операциях с нарушением правил оформления), не охватываются объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция содержится и в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2012 N 41-АД12-3.
Таким образом, вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившихся в неправильном заполнение графы 5 справки о валютных операциях, является неправомерным.
Несмотря на наличие в справке о валютных операциях недостоверных сведений, данная справка была представлена обществом в уполномоченный банк в заполненном виде с соблюдением порядка, предусмотренного главой 9 Инструкции N 138-И, в связи с чем в действиях заявителя отсутствуют признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что неправильное заполнение графы 5 справки о валютных операциях не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, следовательно, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ООО "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" к административной ответственности по указанной выше норме права.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
В этой связи суд апелляционной инстанции признает оспариваемое постановление о назначении административного наказания N 05-14/93П от 14.04.2014 незаконным и подлежащим отмене.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были неправильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269, части 2 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 по делу N А51-13261/2014 - отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 14.04.2014 N 05-14/93П о привлечении общества с ограниченной ответственностью "НОРФЕС-МАРИН СЕРВИС" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Л.А.БЕССЧАСНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)