Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 31.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2598

Требование: Об истребовании документов.

Разделы:
Банковский кредит; Банковские операции
Обстоятельства: Между сторонами был заключен кредитный договор. Заемщик направил претензию в банк об истребовании копий документов по кредитному делу, ответа на которую не последовало.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. по делу N 33-2598


Судья Веригина И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Стрюкова Д.А., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к ОАО "Роял Кредит Банк" об истребовании документов по апелляционной жалобе В. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 30.10.2014, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., пояснения представителя ОАО "Роял Кредит Банк" - П., судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с иском к ОАО "Роял Кредит Банк" об истребовании документов, указав, что 04.09.2012 заключила с ответчиком кредитный договор на сумму... рублей сроком до 04.09.2017 под... годовых.
15.05.2014 направила в ОАО "Роял Кредит Банк" претензию об истребовании копий документов по ее кредитному делу: приложения к договору и расширенной выписки по лицевому счету за весь период, ответа на которую не последовало. Считая, что действиями банка нарушены права, предусмотренные ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", просила обязать ОАО "Роял Кредит Банк" предоставить копии документов по ее кредитному делу.
В судебном заседании представитель ОАО "Роял Кредит Банк" иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие В.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась В., ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что 04.09.2012 между В. и ОАО "Роял Кредит Банк" был заключен кредитный договор на сумму... рублей сроком до 04.09.2017 под... годовых.
В. ссылалась на то, что ею в адрес банка была направлена претензия об истребовании копий документов по ее кредитному делу: приложения к договору и расширенной выписки по лицевому счету за весь период, ответа на которую не последовало.
Возражая против заявленных требований, представитель ответчика указал, что истец с указанным выше заявлением по месту заключения кредитного договора не обращался.
Проверяя доводы сторон, суд проанализировал представленные доказательства, в том числе реестр почтовой корреспонденции и квитанцию о покупке почтовых марок, и пришел к выводу, что доводы истца о направлении претензии в адрес ответчика достаточными доказательствами не подтверждены.
Между тем, к документам, представленным ответчиком суду первой инстанции к возражениям на исковое заявление В., приложена в том числе претензия истца от 15.05.2014 об истребовании копий документов по ее кредитному делу: приложения к договору и расширенной выписки по лицевому счету за весь период (л. д. 15-21).
Однако у суда имелись основания для отказа в иске. Разрешая спор, суд также исходил из того, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком ее прав, как потребителя финансовой услуги, а также доказательств, подтверждающих, что она лично обращалась в отделение банка за предоставлением копий документов.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и ст. 857 ГК РФ под банковской тайной понимается информация о банковском счете, банковском вкладе, операциях по счету, сведения о клиенте, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией.
Положениями указанных норм определен объем предоставляемой информации и установлен круг лиц, которым кредитные организации и банки могут предоставлять информацию по счетам и вкладам физических лиц, в том числе к кругу таких лиц отнесены физические лица - заемщики.
С учетом положений ст. 39 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Указанное правило в совокупности с содержанием п. 1 ст. 845 ГК РФ свидетельствуют о наличии у потребителя права знать о состоянии его лицевого счета - количестве и движении денежных средств по счету, в том числе условиях своего кредитования, расчетном графике гашения. При этом указанное право не обусловлено обстоятельствами того заключен кредитный договор либо находится в стадии исполнения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что истец, являясь потребителем банковских услуг и клиентом банка, имеет право на получение информации о состоянии ее лицевого счета, судебная коллегия признает обоснованными.
Однако у суда имелись основания для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не был соблюден порядок обращения за получением требуемых сведений.
В соответствии с п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые определены законом.
Предоставляя соответствующие сведения, банк должен надлежащим образом идентифицировать лицо, имеющее право на их получение, поскольку в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
Соблюдение процедуры идентификации личности клиента, обратившегося с заявлением о выдаче соответствующих документов, является необходимым условием обеспечения и гарантией банковской тайны.
Так как запрос направлен в кредитное учреждение посредством почтового отправления, у ОАО "Роял Кредит Банк" имелись основания к отказу в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, поскольку, в указанном случае, у банка отсутствует возможность идентификации клиента.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 30.10.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)