Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4577/2015

Требование: О взыскании денежных средств.

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции
Обстоятельства: Истец ссылается, что ответчик не обеспечил безопасность предоставленной им услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N 33-4577/2015


Судья: Панкова М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.
судей Самодуровой Н.Н., Никоновой О.И.
при секретаре П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Б.М. - Б.Д. на заочное решение Кировского районного суда г. Самары от 27 февраля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Б.М. к ОАО "Сбербанк России" в лице Самарского отделения N 6991 о взыскании денежных средств отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самодуровой Н.Н., выслушав объяснение представителя Б.М. - Б.Д., поддержавшего доводы жалобы, представителя ОАО "Сбербанк РФ" в лице Самарского отделения N 6991 - В. возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Б.М. обратилась в суд с иском к ОАО "Сбербанк России" в лице Самарского отделения N 6991 о взыскании денежных средств, указав, что при оказании услуг по предоставлению системы "Сбербанк-Онлайн", ответчик не обеспечил безопасность предоставленной услуги, в результате пользования указанной услугой, был причинен вред имуществу истца, то есть, нарушен пп. 1, 2 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Судом постановлено указанное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель Б.М. просит заочное решение суда отменить, поскольку ответчиком не предоставлено доказательств отсутствия вины банка при проведении спорных операций, а также доказательств нарушения истцом правил пользования системой Сбербанк ОнЛайн.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Б.М. - Б.Д. поддержал доводы жалобы.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены заочного решения суда по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
В соответствии со ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
Согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Судом установлено, что между ОАО "Сбербанк России" в лице Самарского отделения N 6991 и Б.М. заключен договор на выпуск и обслуживание банковской карты и договор банковского обслуживания, которые являются юридическим основанием совершения операций в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" (указанные договоры являются договорами присоединения).
Банк выдал истцу банковскую карту и открыл счет для отражения операций, производимых с использованием карты, так же банком предоставлены услуги дистанционного доступа к счету карты с использованием мобильной связи - "Мобильный банк".
Из выписки лицевого счета следует, что на имя Б.М. ДД.ММ.ГГГГ открыт лицевой счет N и выпущена карта <данные изъяты>.
Согласно выпискам из лицевых счетов, представленных Б.М. со счета N произведено списание денежных средств в размере <данные изъяты> (комиссия), а также со счета N в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно распечатки, списания денежных средств, с карты истца, ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере <данные изъяты> рублей были перечислены на карту принадлежащую ФИО1 в <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в отдел полиции N 9 УМВД России по г. Самара с заявлением по факту мошенничества с картой ОАО "Сбербанк России.
Согласно сообщению Сбербанк России" от ДД.ММ.ГГГГ года, в системах "ServiceDesk" и "ServiceManager" отсутствуют инциденты, связанные с работой системы "Сбербанк Онлайн" ДД.ММ.ГГГГ года.
По условиям использования банковских карт ОАО Сбербанка России, (ОАО) "Сбербанк ОнЛ@йн" является интернет - системой банка, позволяющей проводить банковские операции и получать доступ к услугам банка через сеть интернет. Для доступа в систему держатель получает от банка идентификатор пользователя, постоянный пароль и одноразовые пароли. Держатель несет ответственность по операциям, совершенным в сети интернет с использованием полученных одноразовых паролей и соглашается с тем, что банк не несет ответственности за последствия компрометации идентификатора пользователя, пароля и одноразовых паролей, а также за убытки, понесенные клиентом в связи с использованием им системы интернет-банка (в том числе убытки, понесенные в связи с неправомерными действиями третьих лиц). В случаях необоснованного или ошибочного перечисления держателем средств получателям через "Сбербанк ОнЛ@йн" держатель самостоятельно урегулирует вопрос возврата средств с их получателя. Пунктом 1.1 Условий использования банковских карт ОАО "Сбербанк России", Условия использования банковских карт ОАО "Сбербанк России", памятка держателя карт ОАО "Сбербанк России", заявление на подключение к услуге, Тарифы ОАО "Сбербанк России", Руководство клиента по использованию системы "Сбербанк ОнЛ@йн", "Мобильного банка" в совокупности являются договором, заключенным между клиентом и ОАО "Сбербанк России" о выпуске и обслуживании банковских карт.
Установлено, что Б.М. заключила соответствующий договор с ОАО "Сбербанк России" и приняла на себя обязательства по хранению в недоступности для третьих лиц месте, а также обязалась не передавать другим лицам свой идентификатор, постоянный пароль и одноразовые пароли для совершения операций и настии ответственность по совершенным операциям в "Сбербанк ОнЛ@йн", что не оспаривалось представителем истца.
По условиям п. 11.3 Условий клиент соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи.
Согласно п. 11.7 Условий предоставления услуги "Сбербанк ОнЛ@йн" клиент соглашается с получением услуг "Сбербанк ОнЛ@йн" через сеть интернет, осознавая, что сеть интернет не является безопасным каналом связи, и соглашается нести все риски и связанные с возможным нарушением конфиденциальности и целостности информации при ее передаче через сеть интернет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлениями в ОАО "Сбербанк России" с требованием вернуть ей денежные средства, списанные с карты в размере <данные изъяты> рублей и в размере <данные изъяты> рублей, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ при попытке войти в "Сбербанк ОнЛайн" на официальном сайте Сбербанка РФ, открылось окно с информацией о технических проблемах. Затем появилось окно, где нужно было ввести номер телефона, чтобы на него пришло СМС-сообщение с паролем для ввода. После того, как она ввела номер телефона, поступил телефонный звонок, якобы от специалиста Сбербанка. Он сказал, что был технологический сбой на сайте. Все неверные операции, которые прошли по счетам истца необходимо удалить. Для этого с его слов, нужно было ввести СМС с паролем. С номера 900 пришли СМС-сообщения на телефон истца, которые она ввела, таким образом, с карт истца было списано две суммы <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей.
Между тем, перечень мер информационной безопасности, которые следует соблюдать пользователю услуг "Сбербанк ОнЛ@йн", подробно приведен в руководстве пользователя. Руководство пользователя системы "Сбербанк ОнЛ@йн" размещено на стартовой странице указанной системы для ознакомления клиентами еще до ввода идентификатора и пароля.
В соответствии с Памяткой по безопасности использования удаленных каналов обслуживания банка, являющейся Приложением 7 к условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России", банк никогда не запрашивает пароли для отмены операций или шаблонов в системе "Сбербанк ОнЛ@йн". Если клиенту предлагается ввести пароль для отмены операций, в том числе и той, которую он не совершал, то в соответствии с указанной памяткой необходимо прекратить сеанс работы в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" и обратиться в банк.
Таким образом, установлено, истец Б.М. совершила действия, противоречащие условиям банковского обслуживания и нарушающим предупреждения о безопасности в системе "Сбербанк ОнЛ@ин", а именно ввела пароль для отмены операций, высланных ей на принадлежащий номер мобильного телефона, и идентификации пользователя, чем подтвердила операции по распоряжению денежными средствами. К тому же, неоднократность поступления СМС-сообщения на номер телефона истца свидетельствуют об информировании Б.М. о производимых операциях на ее денежном счете, что подтверждается детализацией вызовов клиента Б.М.
Доводы жалобы о том, что в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" произошел сбой программы, и Б.М. действовала согласно инструкциям сотрудника банка, являются несостоятельными и в нарушении ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства в подтверждении своих доводов. Руководство пользователя системы "Сбербанк ОнЛ@ин" размещено на стартовой странице указанной системы для ознакомления клиентами еще до ввода идентификатора и пароля. Более того по условиям банковского обслуживания физических лиц банк никогда не запрашивает пароли для отмены операций и шаблонов в системе "Сбербанк ОнЛ@ин".
Ссылка в жалобе на то, что Б.М. не нарушала правила пользования системой Сбербанк ОнЛ@йн, не может быть принята во внимание, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что истцом не были предприняты необходимые меры безопасности, она не удостоверилась в подлинности сайта Сбербанка России, ввела идентификатор и пароль, тем самым в результате своих неосторожных и неосмотрительных действий передала конфиденциальные данные третьим лицам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины в действиях Сбербанка России, поскольку своими действиями истец нарушила установленные правила пользования системы "Сбербанк ОнЛ@ин".
По условиям банковского обслуживания физических лиц, при выдаче и перечислении денежных средств со счетов физических лиц в валюте РФ, осуществляется с взиманием комиссионного вознаграждения в размере 1% от выдаваемой суммы (п. 3.10 Приложения N 4).
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что действия банка по списанию суммы в размере <данные изъяты> рублей - комиссионного вознаграждения в размере 1% от суммы операции являются обоснованными.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Кировского районного суда г. Самары от 27 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)