Судебные решения, арбитраж
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.11.2013 по делу N А22-1500/2013 (судья Джамбинова Л.Б.)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Мацаковой Ирины Николаевны (ИНН 081400472040, ОГРНИП 309081717000063)
к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (ИНН 0814055440, ОГРН 1020800748605),
третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации (ИНН 7710349494, ОГРН 1027700575385),
Министерство финансов Республики Калмыкия (ИНН 0814026720, ОГРН 1020800769208)
о взыскании субсидии в сумме 317 340 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 377 руб. 77 коп.,
без участия представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
индивидуальный предприниматель Мацакова Ирина Николаевна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - министерство) о взыскании субсидии в размере 317 340 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8 377 руб. 77 коп. (уточненные требования).
Решением суда от 05.11.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взысканы с ответчика в пользу истца субсидии в размере 317 340 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8377 руб. 77 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем принят незаконный и необоснованный судебный акт. По мнению ответчика, судом не принято во внимание, что министерством обязательства по перечислению субсидии предпринимателю не выполнены по независящим от него обстоятельствам
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили. Истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Проверив правильность решения от 05.11.2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Мацакова И.Н. зарегистрирована в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте 19.06.2009 в качестве индивидуального предпринимателя.
14 ноября 2012 года между предпринимателем (лизингополучатель) и ООО "Каркаде" (лизингодатель) заключен договор лизинга N 16121/2012 (баланс лизингополучателя), о приобретении лизингодателем посредством заключения договора купли-продажи у выбранного лизингополучателем продавца имущества, указанного в спецификации предмета лизинга, и предоставлении лизингополучателю в лизинг по настоящему договору лизинга за плату во временное владение и пользование.
В установленном законом порядке предприниматель обратился в министерство с заявлением на участие в отборе субъектов предпринимательства для предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
Министерством в адрес индивидуального предпринимателя направлено уведомление от 14.12.2012 N ЭБ-05-10-3795 о принятии решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю субсидии, предпринимателю предложено подписать договор о предоставлении субсидии.
25 декабря 2012 года между министерством и предпринимателем (получатель) заключен договор N 18 о предоставлении субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, по условиям которого министерство обязалось предоставить предпринимателю субсидию в размере в размере 317 340 руб., а предприниматель обязался ежеквартально в течение 1 года с даты в срок до 20 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом предоставлять анкету согласно приложения к договору, письмо лизинговой компании, подтверждающее отсутствие факта расторжения договора лизинга оборудования от 14.11.2012 N 16121/2012 и возврата первого взноса в полном объеме согласно пункту 2.2. договора.
Согласно пункту 2.1.2 договора министерство обязано осуществлять контроль за целевым использованием субсидии, принимать у Получателя поддержки отчеты и документы, определенные в пункте 2.2.2 Договора.
Неисполнение министерством договорных обязательств по предоставлению предпринимателю субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, начинающему субъекту малого и среднего предпринимательства, явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями части 1 статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Следовательно, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 10 Закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 N 463 утверждена Республиканская целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы".
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования). Указанным постановлением Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия на предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.
Грант, предоставляемый в рамках реализации региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, является государственной поддержкой, оказываемой уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющему предпринимательскую деятельность, с целью предоставления доступа к финансовым ресурсам, предоставления возможности развития малого бизнеса и повышения конкурентоспособности.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.1, 4.1.2 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования выплата субсидии производится в 2 этапа. В течение 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы. В течение 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 29.05.2009 N 198 "Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. Перечисление средств осуществляется с лицевого счета уполномоченного органа на расчетный счет субъекта предпринимательства, открытый в российской кредитной организации (пункт 4.2 Порядка).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что предпринимателем представлены все необходимые для получения субсидии документы, в том время как министерством договорные обязательства по перечислению субсидии не исполнены. Факт не перечисления субсидии министерством не оспаривается ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Доказательств не выделения из соответствующего бюджета средств для указанных целей министерством не предоставлено.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, установив ненадлежащие исполнение ответчиком обязательств по перечислению субсидий, правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере и взыскал с ответчика в пользу истца субсидии в размере 317 340 руб.
В связи с неисполнением ответчиком договорных обязательств истцом заявлено требование о взыскании 8 377 руб. 77 коп. процентов за пользования чужими денежными средствами за период с 01.02.2013 по 31.05.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами представляют собой ответственность за нарушение денежного обязательства, вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
В связи с неисполнением ответчиком условий договора истец правомерно начислил проценты за пользование чужими денежными средствами.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами представленный истцом судом проверен и признан обоснованным, соразмерным последствиям нарушения обязательств, в связи с чем иск в данной части удовлетворен в полном объеме, взыскано с истца в пользу ответчика 8 377 руб. 77 коп. процентов.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязательства не исполнены министерством не по его вине, а в связи с несогласованием справки-расчета и наличием письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2013 N Д05И-856 отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Случаи отказа в предоставлении субсидии предусмотрены в пункте 3.8.12 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, согласно которому в т.ч. в предоставлении субсидии отказывается в случае полного использования суммы бюджетных средств на соответствующий год; отсутствия лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Калмыкия на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий и иные.
Следовательно, поскольку 25.12.2012 сторонами подписан договор о предоставлении субсидии суммы бюджетных средств на соответствующий год были не использованы лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Калмыкия на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий также имелись, в связи с чем обязательства по договору обязательны для исполнения министерством в срок предусмотренный в разделе 4 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (пункты 4.1, 4.1.1, 4.1.2).
Согласно частям 1 - 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму министерства от 17.06.2013 направленному в Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации справка - расчет на использование субсидии направлена только 17.06.2013, в то время как договор заключен сторонами 25.12.2012.
При этом иных документов подтверждающих своевременное направление справки-расчета для согласования в соответствии с разделом 4 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в материалы дела не представлено.
Таким образом, министерство не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины министерства в нарушении договорных обязательств министерством не доказано и материалами дела не подтверждено.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По указанным основаниям ссылка министерства на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2013 N Д05И-856 также не принимается судом, поскольку обязательства по предоставлению субсидии при отсутствии объективных причин нарушения обязательств должны были быть исполнены министерством до указанного письма.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела и не влекут отмену судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в соответствии со статьей 110 АПК РФ правомерно отнесены на ответчика, но не взысканы, поскольку министерство освобождено от ее уплаты в силу закона, а истцу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение от 05.11.2013 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.11.2013 по делу N А22-1500/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2014 ПО ДЕЛУ N А22-1500/2013
Разделы:Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. по делу N А22-1500/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.11.2013 по делу N А22-1500/2013 (судья Джамбинова Л.Б.)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Мацаковой Ирины Николаевны (ИНН 081400472040, ОГРНИП 309081717000063)
к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (ИНН 0814055440, ОГРН 1020800748605),
третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации (ИНН 7710349494, ОГРН 1027700575385),
Министерство финансов Республики Калмыкия (ИНН 0814026720, ОГРН 1020800769208)
о взыскании субсидии в сумме 317 340 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 377 руб. 77 коп.,
без участия представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
индивидуальный предприниматель Мацакова Ирина Николаевна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - министерство) о взыскании субсидии в размере 317 340 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8 377 руб. 77 коп. (уточненные требования).
Решением суда от 05.11.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взысканы с ответчика в пользу истца субсидии в размере 317 340 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8377 руб. 77 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем принят незаконный и необоснованный судебный акт. По мнению ответчика, судом не принято во внимание, что министерством обязательства по перечислению субсидии предпринимателю не выполнены по независящим от него обстоятельствам
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили. Истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Проверив правильность решения от 05.11.2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Мацакова И.Н. зарегистрирована в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте 19.06.2009 в качестве индивидуального предпринимателя.
14 ноября 2012 года между предпринимателем (лизингополучатель) и ООО "Каркаде" (лизингодатель) заключен договор лизинга N 16121/2012 (баланс лизингополучателя), о приобретении лизингодателем посредством заключения договора купли-продажи у выбранного лизингополучателем продавца имущества, указанного в спецификации предмета лизинга, и предоставлении лизингополучателю в лизинг по настоящему договору лизинга за плату во временное владение и пользование.
В установленном законом порядке предприниматель обратился в министерство с заявлением на участие в отборе субъектов предпринимательства для предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
Министерством в адрес индивидуального предпринимателя направлено уведомление от 14.12.2012 N ЭБ-05-10-3795 о принятии решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю субсидии, предпринимателю предложено подписать договор о предоставлении субсидии.
25 декабря 2012 года между министерством и предпринимателем (получатель) заключен договор N 18 о предоставлении субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, по условиям которого министерство обязалось предоставить предпринимателю субсидию в размере в размере 317 340 руб., а предприниматель обязался ежеквартально в течение 1 года с даты в срок до 20 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом предоставлять анкету согласно приложения к договору, письмо лизинговой компании, подтверждающее отсутствие факта расторжения договора лизинга оборудования от 14.11.2012 N 16121/2012 и возврата первого взноса в полном объеме согласно пункту 2.2. договора.
Согласно пункту 2.1.2 договора министерство обязано осуществлять контроль за целевым использованием субсидии, принимать у Получателя поддержки отчеты и документы, определенные в пункте 2.2.2 Договора.
Неисполнение министерством договорных обязательств по предоставлению предпринимателю субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, начинающему субъекту малого и среднего предпринимательства, явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями части 1 статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Следовательно, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 10 Закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 N 463 утверждена Республиканская целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы".
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования). Указанным постановлением Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия на предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.
Грант, предоставляемый в рамках реализации региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, является государственной поддержкой, оказываемой уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющему предпринимательскую деятельность, с целью предоставления доступа к финансовым ресурсам, предоставления возможности развития малого бизнеса и повышения конкурентоспособности.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.1, 4.1.2 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования выплата субсидии производится в 2 этапа. В течение 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы. В течение 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 29.05.2009 N 198 "Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. Перечисление средств осуществляется с лицевого счета уполномоченного органа на расчетный счет субъекта предпринимательства, открытый в российской кредитной организации (пункт 4.2 Порядка).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что предпринимателем представлены все необходимые для получения субсидии документы, в том время как министерством договорные обязательства по перечислению субсидии не исполнены. Факт не перечисления субсидии министерством не оспаривается ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Доказательств не выделения из соответствующего бюджета средств для указанных целей министерством не предоставлено.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, установив ненадлежащие исполнение ответчиком обязательств по перечислению субсидий, правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере и взыскал с ответчика в пользу истца субсидии в размере 317 340 руб.
В связи с неисполнением ответчиком договорных обязательств истцом заявлено требование о взыскании 8 377 руб. 77 коп. процентов за пользования чужими денежными средствами за период с 01.02.2013 по 31.05.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами представляют собой ответственность за нарушение денежного обязательства, вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
В связи с неисполнением ответчиком условий договора истец правомерно начислил проценты за пользование чужими денежными средствами.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами представленный истцом судом проверен и признан обоснованным, соразмерным последствиям нарушения обязательств, в связи с чем иск в данной части удовлетворен в полном объеме, взыскано с истца в пользу ответчика 8 377 руб. 77 коп. процентов.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязательства не исполнены министерством не по его вине, а в связи с несогласованием справки-расчета и наличием письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2013 N Д05И-856 отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Случаи отказа в предоставлении субсидии предусмотрены в пункте 3.8.12 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, согласно которому в т.ч. в предоставлении субсидии отказывается в случае полного использования суммы бюджетных средств на соответствующий год; отсутствия лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Калмыкия на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий и иные.
Следовательно, поскольку 25.12.2012 сторонами подписан договор о предоставлении субсидии суммы бюджетных средств на соответствующий год были не использованы лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Калмыкия на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий также имелись, в связи с чем обязательства по договору обязательны для исполнения министерством в срок предусмотренный в разделе 4 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (пункты 4.1, 4.1.1, 4.1.2).
Согласно частям 1 - 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму министерства от 17.06.2013 направленному в Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации справка - расчет на использование субсидии направлена только 17.06.2013, в то время как договор заключен сторонами 25.12.2012.
При этом иных документов подтверждающих своевременное направление справки-расчета для согласования в соответствии с разделом 4 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в материалы дела не представлено.
Таким образом, министерство не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины министерства в нарушении договорных обязательств министерством не доказано и материалами дела не подтверждено.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По указанным основаниям ссылка министерства на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2013 N Д05И-856 также не принимается судом, поскольку обязательства по предоставлению субсидии при отсутствии объективных причин нарушения обязательств должны были быть исполнены министерством до указанного письма.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела и не влекут отмену судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в соответствии со статьей 110 АПК РФ правомерно отнесены на ответчика, но не взысканы, поскольку министерство освобождено от ее уплаты в силу закона, а истцу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение от 05.11.2013 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.11.2013 по делу N А22-1500/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)