Судебные решения, арбитраж
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель Скотникова Е.А. по доверенности от 12.01.2015 г.,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Потопахина Александра Валентиновича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.11.2014 по делу N А32-40979/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Потопахина Александра Валентиновича
к заинтересованному лицу Министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края
при участии третьих лиц Министерства финансов Краснодарского края; Министерства экономического развития Российской Федерации
о признании незаконным приказа,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
установил:
Потопахин Александр Валентинович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края о признании недействительным приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий индивидуальному предпринимателю Потопахину Александру Валентиновичу" и взыскании 573 258 руб.
К участию в деле в качестве третьих ли, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Краснодарского края; Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением суда от 26.11.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем представлен неполный пакет документов для получения субсидии.
Не согласившись с принятым решением, Потопахин Александр Валентинович обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что заявитель предоставил в министерство документы, подтверждающие его соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ, указанным законом не предусмотрена возможность отказа по причине оформления документов с нарушением требований, установленных законодательством и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Министерство экономического развития Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Потопахин А.В. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края поддержал доводы жалобы.
Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заявителя и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель Потопахин А.В. (лизингополучатель) и ОАО "ВЭБ-лизинг" (лизингодатель) заключили договор лизинга N Р12-02031-ДЛ от 22 февраля 2012 года.
5 августа 2013 года предприниматель Потопахин А.В. обратился в министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок субсидирования), Краевой целевой программы (приложение N 3 к Краевой целевой программе).
В соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 Порядка субсидирования министерством проведена проверка полноты сведений, содержащихся в представленных документах и соблюдения предпринимателем условий оказания поддержки, в результате которой выявлены нарушения требований, установленных законодательством и Порядком субсидирования.
Приказом от 30 сентября 2013 года N 249 "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий индивидуальному предпринимателю Потопахину Александру Валентиновичу" министерство приняло решение об отказе заявителю в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий.
Основанием для отказа послужил вывод министерства о несоответствии заявки предпринимателя требованиям подпункта 2 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункта 2.4 Порядка, а именно: заявление N 337 и документы, указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5 Порядка не пронумерованы, не содержат опись с указанием страниц расположения документов; отсутствуют копии документов, подтверждающих уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) (платежные поручения, составленные на дату каждого платежа, заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке); отсутствуют выписки банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), сшитые, пронумерованные (в случае представления более одного листа текста), заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке; общие условия договора лизинга N Р12-02031-ДЛ от 22.02.2013, не заверены субъектом малого и среднего предпринимательства лизингополучателем в установленном законодательством порядке.
Считая отказ в предоставлении субсидий незаконным, предприниматель Потопахин обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 3 названной статьи нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 (далее - постановление N 606). Исполнителем мероприятий краевой целевой программы определено министерство. Кроме того, постановлением N 606 в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Законом N 209-ФЗ и Законом Краснодарского края от 04.04.2008 N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" утвержден Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Как следует из пункта 1.1 Порядка, он определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края. В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта). Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству (уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка. Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, закреплены в пункте 1.7 Порядка. Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены в разделе 2 Порядка. В разделе перечислены документы, которые должны предоставить субъекты малого и среднего предпринимательства для получения субсидии, а также регламентированы право министерства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать в уполномоченных органах государственной власти ряд документов и сведений в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства.
В частности, на основании подпункта 2.2.1 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны представить в уполномоченный орган копию паспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; оригиналы и копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт). Оригиналы после сверки с копиями возвращаются.
При этом подпунктом 2.2.5 Порядка установлено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 данного Порядка, должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и содержать опись с указанием страниц расположения документов.
Согласно подпункту 2.2.6 Порядка прием заявлений и документов от субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в отборе прекращается с даты полного освоения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу на финансовый год, но не позднее 31 октября текущего финансового года (впоследствии названный срок продлен до 20 ноября). Несвоевременное представление документов является основанием для отказа в их приеме.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка уполномоченный орган проверяет полноту сведений, содержащихся в документах субъекта малого и среднего предпринимательства, и соблюдение условий оказания поддержки. В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока отбора, предусмотренного подпунктом 2.3.1 Порядка, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. В течение 5 дней со дня принятия названного решения уполномоченный орган направляет субъекту малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятом решении о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий.
Случаи, в которых субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий, перечислены в пункте 2.4 Порядка. В том числе в предоставлении субсидии должно быть отказано, если не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и названным Порядком. В соответствии с пунктом 2.5 Порядка участник отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, которому отказано в предоставлении субсидий по основаниям, указанным в пункте 2.4 данного Порядка, имеет право повторно подать заявление после устранения (окончания действия) данных обстоятельств.
Названный Порядок (утративший силу с 01.01.2014) не противоречит требованиям норм Закона N 209-ФЗ и не признан недействующим.
Суд первой инстанции установил, что документы, приложенные предпринимателем к заявлению, не были пронумерованы, не содержат опись с указанием страниц расположения документов, отсутствуют копии документов, подтверждающих уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга); отсутствуют выписки банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), общие условия договора лизинга не заверены субъектом малого и среднего предпринимательства, что является нарушением подпунктов 2.2.5, 2.4 Порядка.
При таких обстоятельствах администрация правомерно отказала предпринимателю в предоставлении субсидии; указанный отказ соответствует требованиям действующего законодательства. Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя, а доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований к отмене которой апелляционный суд не усматривает.
Ссылка заявителя жалобы на то, что положениями статьи 14 Закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. не предусмотрена возможность отказа в предоставлении субсидии по причине оформления документов с нарушением требований законодательства, основана на неверном толковании положений действующего законодательства РФ и субъектов РФ, в связи с чем подлежит отклонению.
Пунктом 1 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы. Представление предпринимателем Потопахиным документов, не отвечающих требованиям Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, фактически означает непредставление этих документов, а потому основания к выдаче предпринимателю субсидии у уполномоченного органа отсутствовали.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2014 по делу N А32-40979/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2015 N 15АП-23852/2014 ПО ДЕЛУ N А32-40979/2013
Разделы:Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N 15АП-23852/2014
Дело N А32-40979/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель Скотникова Е.А. по доверенности от 12.01.2015 г.,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Потопахина Александра Валентиновича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.11.2014 по делу N А32-40979/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Потопахина Александра Валентиновича
к заинтересованному лицу Министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края
при участии третьих лиц Министерства финансов Краснодарского края; Министерства экономического развития Российской Федерации
о признании незаконным приказа,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
установил:
Потопахин Александр Валентинович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края о признании недействительным приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий индивидуальному предпринимателю Потопахину Александру Валентиновичу" и взыскании 573 258 руб.
К участию в деле в качестве третьих ли, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Краснодарского края; Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением суда от 26.11.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем представлен неполный пакет документов для получения субсидии.
Не согласившись с принятым решением, Потопахин Александр Валентинович обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что заявитель предоставил в министерство документы, подтверждающие его соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ, указанным законом не предусмотрена возможность отказа по причине оформления документов с нарушением требований, установленных законодательством и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Министерство экономического развития Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Потопахин А.В. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края поддержал доводы жалобы.
Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заявителя и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель Потопахин А.В. (лизингополучатель) и ОАО "ВЭБ-лизинг" (лизингодатель) заключили договор лизинга N Р12-02031-ДЛ от 22 февраля 2012 года.
5 августа 2013 года предприниматель Потопахин А.В. обратился в министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок субсидирования), Краевой целевой программы (приложение N 3 к Краевой целевой программе).
В соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 Порядка субсидирования министерством проведена проверка полноты сведений, содержащихся в представленных документах и соблюдения предпринимателем условий оказания поддержки, в результате которой выявлены нарушения требований, установленных законодательством и Порядком субсидирования.
Приказом от 30 сентября 2013 года N 249 "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий индивидуальному предпринимателю Потопахину Александру Валентиновичу" министерство приняло решение об отказе заявителю в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий.
Основанием для отказа послужил вывод министерства о несоответствии заявки предпринимателя требованиям подпункта 2 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункта 2.4 Порядка, а именно: заявление N 337 и документы, указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5 Порядка не пронумерованы, не содержат опись с указанием страниц расположения документов; отсутствуют копии документов, подтверждающих уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) (платежные поручения, составленные на дату каждого платежа, заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке); отсутствуют выписки банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), сшитые, пронумерованные (в случае представления более одного листа текста), заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке; общие условия договора лизинга N Р12-02031-ДЛ от 22.02.2013, не заверены субъектом малого и среднего предпринимательства лизингополучателем в установленном законодательством порядке.
Считая отказ в предоставлении субсидий незаконным, предприниматель Потопахин обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 3 названной статьи нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 (далее - постановление N 606). Исполнителем мероприятий краевой целевой программы определено министерство. Кроме того, постановлением N 606 в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Законом N 209-ФЗ и Законом Краснодарского края от 04.04.2008 N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" утвержден Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Как следует из пункта 1.1 Порядка, он определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края. В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта). Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству (уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка. Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, закреплены в пункте 1.7 Порядка. Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены в разделе 2 Порядка. В разделе перечислены документы, которые должны предоставить субъекты малого и среднего предпринимательства для получения субсидии, а также регламентированы право министерства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать в уполномоченных органах государственной власти ряд документов и сведений в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства.
В частности, на основании подпункта 2.2.1 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны представить в уполномоченный орган копию паспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; оригиналы и копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт). Оригиналы после сверки с копиями возвращаются.
При этом подпунктом 2.2.5 Порядка установлено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 данного Порядка, должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и содержать опись с указанием страниц расположения документов.
Согласно подпункту 2.2.6 Порядка прием заявлений и документов от субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в отборе прекращается с даты полного освоения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу на финансовый год, но не позднее 31 октября текущего финансового года (впоследствии названный срок продлен до 20 ноября). Несвоевременное представление документов является основанием для отказа в их приеме.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка уполномоченный орган проверяет полноту сведений, содержащихся в документах субъекта малого и среднего предпринимательства, и соблюдение условий оказания поддержки. В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока отбора, предусмотренного подпунктом 2.3.1 Порядка, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. В течение 5 дней со дня принятия названного решения уполномоченный орган направляет субъекту малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятом решении о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий.
Случаи, в которых субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий, перечислены в пункте 2.4 Порядка. В том числе в предоставлении субсидии должно быть отказано, если не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и названным Порядком. В соответствии с пунктом 2.5 Порядка участник отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, которому отказано в предоставлении субсидий по основаниям, указанным в пункте 2.4 данного Порядка, имеет право повторно подать заявление после устранения (окончания действия) данных обстоятельств.
Названный Порядок (утративший силу с 01.01.2014) не противоречит требованиям норм Закона N 209-ФЗ и не признан недействующим.
Суд первой инстанции установил, что документы, приложенные предпринимателем к заявлению, не были пронумерованы, не содержат опись с указанием страниц расположения документов, отсутствуют копии документов, подтверждающих уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга); отсутствуют выписки банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), общие условия договора лизинга не заверены субъектом малого и среднего предпринимательства, что является нарушением подпунктов 2.2.5, 2.4 Порядка.
При таких обстоятельствах администрация правомерно отказала предпринимателю в предоставлении субсидии; указанный отказ соответствует требованиям действующего законодательства. Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя, а доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований к отмене которой апелляционный суд не усматривает.
Ссылка заявителя жалобы на то, что положениями статьи 14 Закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. не предусмотрена возможность отказа в предоставлении субсидии по причине оформления документов с нарушением требований законодательства, основана на неверном толковании положений действующего законодательства РФ и субъектов РФ, в связи с чем подлежит отклонению.
Пунктом 1 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы. Представление предпринимателем Потопахиным документов, не отвечающих требованиям Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, фактически означает непредставление этих документов, а потому основания к выдаче предпринимателю субсидии у уполномоченного органа отсутствовали.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2014 по делу N А32-40979/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)