Судебные решения, арбитраж
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 (судья В.Н. Хазикова)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Доляева Эренцена Владимировича,
к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия,
третьи лица - Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство экономического развития Российской Федерации,
о признании бездействия незаконным и взыскании 580 765 руб. 87 коп.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
установил:
индивидуальный предприниматель Доляев Эренцен Владимирович (далее - истец, предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - ответчик, Министерство), третьи лица Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство экономического развития Российской Федерации, о признании бездействия, выразившегося в невыплате субсидии на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, незаконным и взыскании субсидии в размере 522 360 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 52313 руб. 27 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика субсидию в размере 522 360 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2013 по 23.06.2014 в размере 58374 руб. 28 коп., которые приняты судом к рассмотрению (том 1, л.д. 104).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 исковые требования индивидуального предпринимателя Доляева Эренцена Владимировича - удовлетворены. Взыскано с Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия в пользу предпринимателя Доляева Эренцена Владимировича субсидия в размере 522 360 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 58 374 руб. 28 коп., судебные расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 6 092 руб. 60 коп., всего - 586 826 руб. 88 коп. Судебный акт мотивирован неисполнением обязательств по договору о перечислении субсидии.
Не согласившись с принятым судебным актом от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014, Министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В связи с чем принято незаконное и необоснованное решение.
Определением от 07.08.2014 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 22.09.2014.
В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон, третьих лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Доляев Э.В. зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Калмыкия в качестве индивидуального предпринимателя 01.09.2010, ОГРНИП - 310081724400121, ИНН - 081400461513.
12.11.2012 между предпринимателем Доляевым Э.В. (лизингополучатель) и ООО "Каркаде" (лизингодатель) был заключен договор лизинга N 15990/2012 (баланс Лизингополучателя) о приобретении лизингодателем посредством заключения договора купли-продажи у выбранного лизингополучателем продавца имущества, указанного в спецификации предмета лизинга, и предоставлении лизингополучателю в лизинг по настоящему договору лизинга за плату во временное владение и пользование (том 1, л.д. 14-16).
12.11.2012 ООО "Каркаде" (покупатель) и ООО "Арконт" (продавец) заключили договор купли-продажи (поставки) N 15990/2012 согласно которому, продавец обязался передать в собственность покупателя легкий коммерческий транспорт иностранного производства российской сборки (товар) в соответствии с согласованной с лизингополучателем (ИП Доляевым Э.В.) спецификацией к настоящему договору. Покупатель в свою очередь обязался принять и оплатить товар (п. 1.1.).
Принятые на себя обязательства стороны выполнили надлежащим образом, данный факт подтверждается актом приемки-передачи к договору купли-продажи (поставки) N 15990/2012 от 12.11.2012 и договору лизинга N 15990/2012 от 12.11.2012, подписанным без замечаний ООО "Арконт", ООО "Каркаде" и ИП Доляевым Э.В. и заверенным печатями организаций и предпринимателя (том 1, л.д. 18).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 был утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
В соответствии с установленным законом порядком, предприниматель обратился в Министерство с заявлением на участие в отборе субъектов предпринимательства для предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
14 декабря 2012 года Министерство направило предпринимателю уведомление от 14.12.2012 г. N ЭБ-05-10-3795 о принятии решения о предоставлении ему субсидии и необходимости в возможно короткий срок заключить с Министерством договор о предоставлении субсидии.
25 декабря 2012 года между предпринимателем Доляевым Э.В. (получатель) и Министерство был заключен договор N 32 о предоставлении субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Договор N 32), согласно которому ответчик обязался предоставить истцу субсидию в размере 522 360 руб., а истец обязался ежеквартально в течение 1 года с даты предоставления субсидии в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять ответчику:
- - анкету согласно приложению к договору;
- - письмо лизинговой компании, подтверждающее отсутствие факта расторжения договора лизинга оборудования от 12 ноября 2012 года N 15990/2012 и возврата первого взноса в полном объеме (том 1, л.д. 9-11).
Пунктом 2.1.2 Договора N 32 предусмотрена обязанность Министерства осуществлять контроль за целевым использованием субсидии, принимать у Получателя поддержки отчеты и документы, определенные в пункте 2.2.2. Договора.
Информационным письмом ООО "Каркаде" от 20.05.2014 исх. N 12 подтверждается факт отсутствия расторжения договора лизинга оборудования от 12 ноября 2012 года N 15990/2012 и возврата первого взноса в полном объеме (том 1, л.д. 87).
В связи с неисполнением условий договора N 32 предприниматель направил Министерству претензию о перечислении субсидии в сумме 522 360 руб., в исполнении которой было отказано на том основании, что денежные средства небыли получены из федерального бюджета в связи с несогласованием справки-расчета с Министерством экономического развития Российской Федерации (том 1, л.д. 25, 26-28).
В связи с неисполнением Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия договорных обязательств по предоставлению предпринимателю субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, начинающему субъекту малого и среднего предпринимательства, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании долга и процентов, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельствах и норм действующего законодательства.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Следовательно, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В порядке статьи 10 Закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 N 463 утверждена Республиканская целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2013 годы".
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования).
Указанным постановлением Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия на предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.
Грант, предоставляемый в рамках реализации региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, является государственной поддержкой, оказываемой уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющему предпринимательскую деятельность, с целью предоставления доступа к финансовым ресурсам, предоставления возможности развития малого бизнеса и повышения конкурентоспособности.
Частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.1, 4.1.2 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования выплата субсидии производится в 2 этапа. В течение 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы. В течение 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 29.05.2009 N 198 "Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. Перечисление средств осуществляется с лицевого счета уполномоченного органа на расчетный счет субъекта предпринимательства, открытый в российской кредитной организации (пункт 4.2 Порядка).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предприниматель представил Министерству все необходимые документы для получения субсидии, Министерство заключило с предпринимателем договор N 32 о предоставлении субсидии, однако свои договорные обязательство не исполнило.
Министерство не оспаривает факт не исполнения договорных обязательств и не перечисления субсидии.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что заявленные предпринимателем требования являются законными и обоснованными, а поэтому подлежат удовлетворению.
Предпринимателем заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2013 по 23.06.2014 в размере 58374 руб. 28 коп.
В силу части 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами представляют собой ответственность за нарушение денежного обязательства, вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
Суд первой инстанции, установив неисполнение Министерством обязательства о предоставлении субсидии, пришел к правильному выводу о том, что требования предпринимателя о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также подлежат удовлетворению.
Проверив представленный предпринимателем расчет процентов, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет процентов произведен арифметически неверно, поскольку исходя из суммы долга 522 360 руб. за период с 01.02.2013 по 23.06.2014, ставки рефинансирования Центрального Банка РФ в размере 8,25%, проценты составляют в общей сумме 60 811 руб. 41 коп.
Вместе с тем, учитывая, что суд по своей инициативе не имеет право выйти за пределы заявленных требований, пришел к правильному выводу о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в пределах заявленной суммы 58 374 руб. 28 коп. за период с 01.02.2013 по 23.06.2014.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод Министерства о том, что обязательства не исполнены не по вине Министерства, а в связи с несогласованием справки-расчета и наличием письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2013 N Д05И-856, по следующим основаниям.
Подпунктом "в" пункта 6 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 (далее - постановление N 178), установлено, что Минэкономразвития России определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 176 "Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" субъектам Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, для получения субсидии необходимо представить перечень документов, в том числе справку-расчет на использование субсидии из федерального бюджета, утвержденную Приказом N 198.
Таким образом, из названных нормативных актов следует, что обязанность по согласованию справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета лежит на министерстве.
Суд первой инстанции, установив несогласованность Минэкономразвития России справки-расчета на использование субсидии из бюджета, предусмотренной Порядком N 400 и Приказом N 198, пришел к правильному выводу, что Минэкономразвития России не согласовало справку-расчет по спорной субсидии из-за неправомерных действий ответчика.
Случаи отказа в предоставлении субсидии предусмотрены в пункте 3.8.12. Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, согласно которому, в том числе в предоставлении субсидии отказывается в случае полного использования суммы бюджетных средств на соответствующий год; отсутствия лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Калмыкия на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий и иные.
Учитывая, что стороны подписали договор о предоставлении субсидии 25.12.2012, суммы бюджетных средств на соответствующий год были не использованы, лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Калмыкия на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий, также имелись, в связи с чем обязательства по договору обязательны для исполнения министерством в срок, предусмотренный в разделе 4 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (пункты 4.1, 4.1.1, 4.1.2).
Согласно частям 1 - 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ Министерство не представило доказательств, подтверждающих своевременное направление справки-расчета для согласования в соответствии с разделом 4 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что министерство не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины министерства в нарушении договорных обязательств министерством не доказано и материалами дела не подтверждено.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы министерства со ссылкой на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2013 N Д05И-856 о возврате в федеральный бюджет денежных средств, поскольку принятые министерством обязательства по предоставлению субсидии при отсутствии объективных причин нарушения обязательств должны были быть исполнены министерством до указанного письма.
Таким образом, суд первой инстанции, установив вину ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств по договору, причинно-следственная связь между действиями министерства и неполучением предпринимателем субсидии, правомерно удовлетворил заявленные требования о взыскании неполученной субсидии процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного кодекса РФ суд первой инстанции правомерно взыскал с министерства в пользу предпринимателя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6092 руб. 60 коп. и освободил от уплаты госпошлины в остальной части в силу закона.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Не представлено суду апелляционной инстанции и других доказательств в обоснование доводов апелляционной жалобы, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Г.В.КАЗАКОВА
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
О.В.МАРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2014 ПО ДЕЛУ N А22-1326/2014
Разделы:Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. по делу N А22-1326/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 (судья В.Н. Хазикова)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Доляева Эренцена Владимировича,
к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия,
третьи лица - Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство экономического развития Российской Федерации,
о признании бездействия незаконным и взыскании 580 765 руб. 87 коп.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
установил:
индивидуальный предприниматель Доляев Эренцен Владимирович (далее - истец, предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - ответчик, Министерство), третьи лица Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство экономического развития Российской Федерации, о признании бездействия, выразившегося в невыплате субсидии на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, незаконным и взыскании субсидии в размере 522 360 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 52313 руб. 27 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика субсидию в размере 522 360 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2013 по 23.06.2014 в размере 58374 руб. 28 коп., которые приняты судом к рассмотрению (том 1, л.д. 104).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 исковые требования индивидуального предпринимателя Доляева Эренцена Владимировича - удовлетворены. Взыскано с Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия в пользу предпринимателя Доляева Эренцена Владимировича субсидия в размере 522 360 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 58 374 руб. 28 коп., судебные расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 6 092 руб. 60 коп., всего - 586 826 руб. 88 коп. Судебный акт мотивирован неисполнением обязательств по договору о перечислении субсидии.
Не согласившись с принятым судебным актом от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014, Министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В связи с чем принято незаконное и необоснованное решение.
Определением от 07.08.2014 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 22.09.2014.
В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон, третьих лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Доляев Э.В. зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Калмыкия в качестве индивидуального предпринимателя 01.09.2010, ОГРНИП - 310081724400121, ИНН - 081400461513.
12.11.2012 между предпринимателем Доляевым Э.В. (лизингополучатель) и ООО "Каркаде" (лизингодатель) был заключен договор лизинга N 15990/2012 (баланс Лизингополучателя) о приобретении лизингодателем посредством заключения договора купли-продажи у выбранного лизингополучателем продавца имущества, указанного в спецификации предмета лизинга, и предоставлении лизингополучателю в лизинг по настоящему договору лизинга за плату во временное владение и пользование (том 1, л.д. 14-16).
12.11.2012 ООО "Каркаде" (покупатель) и ООО "Арконт" (продавец) заключили договор купли-продажи (поставки) N 15990/2012 согласно которому, продавец обязался передать в собственность покупателя легкий коммерческий транспорт иностранного производства российской сборки (товар) в соответствии с согласованной с лизингополучателем (ИП Доляевым Э.В.) спецификацией к настоящему договору. Покупатель в свою очередь обязался принять и оплатить товар (п. 1.1.).
Принятые на себя обязательства стороны выполнили надлежащим образом, данный факт подтверждается актом приемки-передачи к договору купли-продажи (поставки) N 15990/2012 от 12.11.2012 и договору лизинга N 15990/2012 от 12.11.2012, подписанным без замечаний ООО "Арконт", ООО "Каркаде" и ИП Доляевым Э.В. и заверенным печатями организаций и предпринимателя (том 1, л.д. 18).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 был утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
В соответствии с установленным законом порядком, предприниматель обратился в Министерство с заявлением на участие в отборе субъектов предпринимательства для предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
14 декабря 2012 года Министерство направило предпринимателю уведомление от 14.12.2012 г. N ЭБ-05-10-3795 о принятии решения о предоставлении ему субсидии и необходимости в возможно короткий срок заключить с Министерством договор о предоставлении субсидии.
25 декабря 2012 года между предпринимателем Доляевым Э.В. (получатель) и Министерство был заключен договор N 32 о предоставлении субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Договор N 32), согласно которому ответчик обязался предоставить истцу субсидию в размере 522 360 руб., а истец обязался ежеквартально в течение 1 года с даты предоставления субсидии в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять ответчику:
- - анкету согласно приложению к договору;
- - письмо лизинговой компании, подтверждающее отсутствие факта расторжения договора лизинга оборудования от 12 ноября 2012 года N 15990/2012 и возврата первого взноса в полном объеме (том 1, л.д. 9-11).
Пунктом 2.1.2 Договора N 32 предусмотрена обязанность Министерства осуществлять контроль за целевым использованием субсидии, принимать у Получателя поддержки отчеты и документы, определенные в пункте 2.2.2. Договора.
Информационным письмом ООО "Каркаде" от 20.05.2014 исх. N 12 подтверждается факт отсутствия расторжения договора лизинга оборудования от 12 ноября 2012 года N 15990/2012 и возврата первого взноса в полном объеме (том 1, л.д. 87).
В связи с неисполнением условий договора N 32 предприниматель направил Министерству претензию о перечислении субсидии в сумме 522 360 руб., в исполнении которой было отказано на том основании, что денежные средства небыли получены из федерального бюджета в связи с несогласованием справки-расчета с Министерством экономического развития Российской Федерации (том 1, л.д. 25, 26-28).
В связи с неисполнением Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия договорных обязательств по предоставлению предпринимателю субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, начинающему субъекту малого и среднего предпринимательства, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании долга и процентов, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельствах и норм действующего законодательства.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Следовательно, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В порядке статьи 10 Закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 N 463 утверждена Республиканская целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2013 годы".
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования).
Указанным постановлением Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия на предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.
Грант, предоставляемый в рамках реализации региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, является государственной поддержкой, оказываемой уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющему предпринимательскую деятельность, с целью предоставления доступа к финансовым ресурсам, предоставления возможности развития малого бизнеса и повышения конкурентоспособности.
Частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.1, 4.1.2 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования выплата субсидии производится в 2 этапа. В течение 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы. В течение 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 29.05.2009 N 198 "Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. Перечисление средств осуществляется с лицевого счета уполномоченного органа на расчетный счет субъекта предпринимательства, открытый в российской кредитной организации (пункт 4.2 Порядка).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предприниматель представил Министерству все необходимые документы для получения субсидии, Министерство заключило с предпринимателем договор N 32 о предоставлении субсидии, однако свои договорные обязательство не исполнило.
Министерство не оспаривает факт не исполнения договорных обязательств и не перечисления субсидии.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что заявленные предпринимателем требования являются законными и обоснованными, а поэтому подлежат удовлетворению.
Предпринимателем заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2013 по 23.06.2014 в размере 58374 руб. 28 коп.
В силу части 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами представляют собой ответственность за нарушение денежного обязательства, вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
Суд первой инстанции, установив неисполнение Министерством обязательства о предоставлении субсидии, пришел к правильному выводу о том, что требования предпринимателя о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также подлежат удовлетворению.
Проверив представленный предпринимателем расчет процентов, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет процентов произведен арифметически неверно, поскольку исходя из суммы долга 522 360 руб. за период с 01.02.2013 по 23.06.2014, ставки рефинансирования Центрального Банка РФ в размере 8,25%, проценты составляют в общей сумме 60 811 руб. 41 коп.
Вместе с тем, учитывая, что суд по своей инициативе не имеет право выйти за пределы заявленных требований, пришел к правильному выводу о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в пределах заявленной суммы 58 374 руб. 28 коп. за период с 01.02.2013 по 23.06.2014.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод Министерства о том, что обязательства не исполнены не по вине Министерства, а в связи с несогласованием справки-расчета и наличием письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2013 N Д05И-856, по следующим основаниям.
Подпунктом "в" пункта 6 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 (далее - постановление N 178), установлено, что Минэкономразвития России определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 176 "Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" субъектам Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, для получения субсидии необходимо представить перечень документов, в том числе справку-расчет на использование субсидии из федерального бюджета, утвержденную Приказом N 198.
Таким образом, из названных нормативных актов следует, что обязанность по согласованию справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета лежит на министерстве.
Суд первой инстанции, установив несогласованность Минэкономразвития России справки-расчета на использование субсидии из бюджета, предусмотренной Порядком N 400 и Приказом N 198, пришел к правильному выводу, что Минэкономразвития России не согласовало справку-расчет по спорной субсидии из-за неправомерных действий ответчика.
Случаи отказа в предоставлении субсидии предусмотрены в пункте 3.8.12. Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, согласно которому, в том числе в предоставлении субсидии отказывается в случае полного использования суммы бюджетных средств на соответствующий год; отсутствия лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Калмыкия на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий и иные.
Учитывая, что стороны подписали договор о предоставлении субсидии 25.12.2012, суммы бюджетных средств на соответствующий год были не использованы, лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Калмыкия на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий, также имелись, в связи с чем обязательства по договору обязательны для исполнения министерством в срок, предусмотренный в разделе 4 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (пункты 4.1, 4.1.1, 4.1.2).
Согласно частям 1 - 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ Министерство не представило доказательств, подтверждающих своевременное направление справки-расчета для согласования в соответствии с разделом 4 Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что министерство не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины министерства в нарушении договорных обязательств министерством не доказано и материалами дела не подтверждено.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы министерства со ссылкой на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2013 N Д05И-856 о возврате в федеральный бюджет денежных средств, поскольку принятые министерством обязательства по предоставлению субсидии при отсутствии объективных причин нарушения обязательств должны были быть исполнены министерством до указанного письма.
Таким образом, суд первой инстанции, установив вину ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств по договору, причинно-следственная связь между действиями министерства и неполучением предпринимателем субсидии, правомерно удовлетворил заявленные требования о взыскании неполученной субсидии процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного кодекса РФ суд первой инстанции правомерно взыскал с министерства в пользу предпринимателя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6092 руб. 60 коп. и освободил от уплаты госпошлины в остальной части в силу закона.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Не представлено суду апелляционной инстанции и других доказательств в обоснование доводов апелляционной жалобы, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.06.2014 по делу N А22-1326/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Г.В.КАЗАКОВА
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
О.В.МАРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)