Судебные решения, арбитраж
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Альфа-строй" (ИНН 2317051329, ОГРН 1082367001034) - Савинской А.А. (доверенность от 11.03.2015), от заинтересованного лица - правопреемника Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края - Шашковой Ю.С. (доверенность от 08.04.2015), в отсутствие третьих лиц: Министерства финансов Краснодарского края, Министерства экономического развития Российской Федерации, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-строй" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 (судьи Смотровая Н.Н., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-11152/2014, установил следующее.
ООО "Альфа-строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительными приказов от 23.12.2013 N 931 и от 23.12.2013 N 892 "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Краснодарского края, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением суда от 24.07.2014 исковые требования удовлетворены, приказы министерства признаны незаконными.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.01.2015 решение суда первой инстанции от 24.07.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт обоснован тем, что министерство правомерно отказало обществу в предоставлении субсидии путем вынесения оспариваемых приказов.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда. В жалобе приведены следующие доводы:
- - суд не учел, что факт отказа в предоставлении субсидий должен фиксироваться министерством путем вынесения решения и направлением субъекту предпринимательства уведомления;
- - министерство не могло отказать обществу в предоставлении субсидий в форме приказа;
- - вывод суда о том, что общество не представило с заявлениями ряда документов, а также что некоторые документы оформлены не в соответствии с приложениями N 2 и 3 к постановлению Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606, не соответствует фактическим обстоятельствам дела;
- - приказы министерства об отказе в представлении обществу субсидий не мотивированы и не обоснованы.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что судебный акт надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.10.2013 общество обратилось к министерству с заявлениями о предоставлении компенсации части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизингу) от 19.11.2010 N KDB/YUG/007, от 25.08.2011 N KDB/YUG/006, от 19.11.2010 N KDB/YUG/004, от 19.11.2010 N KDB/YUG/003, от 19.11.2010 N KDB/YUG/002 и от 19.11.2010 N KDB/YUG/001. К заявлениям приложена опись документов, передаваемых министерству.
По результатам рассмотрения заявлений общества министерство приняло решение об отказе заявлениям общества о предоставлении субсидий по причине непрохождения отбора на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий. Решения министерства оформлены в форме приказов от 23.12.2013 N 931 и N 892.
Министерство направило обществу письма от 24.12.2013 N 201-5981/13-01-05/12 и от 26.12.2013 N 201-6085/13-01-05/12 с уведомлениями об отказе в предоставлении обществу субсидий и причинах данного решения.
Основанием для принятия данных решений об отказе в предоставлении субсидий послужило то, что общество с заявлениями о предоставлении субсидий не предоставило ряд документов, предусмотренных пунктами 2.2.1 и 2.2 Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок N 1) и Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства (далее Порядок N 2), утвержденных постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606, и некоторые документы оформлены не в соответствии с данными подпунктами Порядков N 1 и N 2, а именно:
- - отсутствуют выписки банка, подтверждающие уплату истцом лизинговых платежей за октябрь 2013 года;
- - в реестрах платежных поручений не содержатся сведения об отсутствии просроченной задолженности у общества по лизинговым платежам на момент его обращения с заявлением к министерству, т.е. по состоянию на 30.10.2013;
- - реестры платежных поручений не соответствуют утвержденной форме, установленной приложениями N 3 и N 4 к Порядкам субсидирования;
- - не предоставлены оригиналы свидетельств о регистрации транспортных средств и оригиналы технической документации (за исключением заявки N 463-л);
- - заявления на получение субсидий оформлены не по форме, установленной приложениями N 1 к Порядкам субсидирования (отсутствует дата его подписания).
Не согласившись с данными отказами в предоставлении субсидий, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказы от 23.12.2013 N 931 и от 23.12.2013 N 892 являются незаконными и нарушают права заявителя.
Отменяя решение, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 3 названной статьи нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 (далее - постановление N 606). Исполнителем мероприятий краевой целевой программы определено министерство. Кроме того, постановлением N 606 в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Законом N 209-ФЗ и Законом Краснодарского края от 04.04.2008 N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" утверждены Порядок N 1 и Порядок N 2. Как следует из пункта 1.1 Порядка N 1, он определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края. В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта). Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству (уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка. Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, закреплены в пункте 1.7 Порядка N 1 и Порядка N 2. Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены в разделе 2 Порядков. В разделе перечислены документы, которые должны предоставить субъекты малого и среднего предпринимательства для получения субсидии, а также регламентированы право министерства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать в уполномоченных органах государственной власти ряд документов и сведений в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства. В частности, на основании подпункта 2.2.1 указанных Порядков субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны представить в уполномоченный орган копию паспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; оригиналы и копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт). Оригиналы после сверки с копиями возвращаются. При этом подпунктом 2.2.5 Порядков установлено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и содержать опись с указанием страниц расположения документов. Согласно подпункту 2.2.6 Порядков прием заявлений и документов от субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в отборе прекращается с даты полного освоения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу на финансовый год, но не позднее 31 октября текущего финансового года (впоследствии названный срок продлен до 20 ноября). Несвоевременное представление документов является основанием для отказа в их приеме. В соответствии с пунктом 2.3 Порядков уполномоченный орган проверяет полноту сведений, содержащихся в документах субъекта малого и среднего предпринимательства, и соблюдение условий оказания поддержки. В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока отбора, предусмотренного подпунктом 2.3.1 Порядков, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. В течение 5 дней со дня принятия названного решения уполномоченный орган направляет субъекту малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятом решении о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. Случаи, в которых субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий, перечислены в пункте 2.4 Порядков. В том числе в предоставлении субсидии должно быть отказано, если не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 Порядков, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и названными Порядками.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд апелляционной инстанции оценил представленные доказательства и с учетом непредставления документов, предусмотренных подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Порядков, или представления недостоверных сведений и документов, а также документов, оформленных с нарушением требований, установленных законодательством и Порядками, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований. Согласно имеющимся в материалах дела заявкам на получение субсидий и приложенных к ним описям при сдаче документов представителем общества не представлялись подлинники документов на транспортные средства, о чем имеется рукописная отметка на описях.
Доводы заявителя жалобы о том, что в реестрах платежных поручений не содержатся сведения об отсутствии просроченной задолженности у общества по лизинговым платежам на момент его обращения с заявлением к министерству, т.е. по состоянию на 30.10.2013, надлежит отклонить. Согласно условиям раздела 2 Порядков при подаче заявления на получение субсидий заявитель должен представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности по лизинговым платежам на момент обращения. Указанное требование направлено на исключение возможности получения субсидий лицами, имеющими просрочки по лизинговым платежам, с целью недопущения использования субсидий на погашение задолженности, и предусмотрено в целях оказания помощи добросовестным участникам оборота. Общество, подавая заявление о предоставлении субсидий 30.10.2013 года, представило данные об отсутствии задолженности по состоянию на 25.09.2013, данных об оплате лизинговых платежей за октябрь документы, приложенные к заявлению, не содержат. На основании изложенного суд правомерно пришел к выводу об обоснованности отказа в предоставлении субсидий, поскольку на дату подачи пакета документов общество не представило министерству доказательств отсутствия просроченной задолженности за октябрь 2013 года, поэтому решение об отказе в предоставлении субсидии было принято на основании анализа представленных документов на дату их подачи. Довод заявителя жалобы о том, что составить документы об отсутствии задолженности общество могло только в ноябре 2013 года, не обоснован, поскольку общество как клиент банка могло на следующий день после платежа получить подлинник платежного поручения об оплате очередного лизингового платежа и получить распечатку банка. Нормативные положения Порядков не предусматривают возможности предоставления дополнительных документов после даты их подачи в министерство.
Ссылки заявителя жалобы о том, что факт отказа в предоставлении субсидий должен фиксироваться министерством путем вынесения решения и направлением субъекту предпринимательства уведомления, в связи с чем неправомерно выражен в форме приказа, несостоятельны.
Деятельность министерства в спорный период осуществлялась в соответствии с Положением о министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 N 748 "О министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края".
Согласно пунктам 5.4.7 п. 5.7 раздела 5 положения о министерстве, в рамках установленной компетенции министром издаются приказы. Исходя из смысла данного правового акта, все решения принимаются в форме приказов, иные формы принятия решения министерством законодательством не предусмотрены.
Выражение принятых решений в форме приказов не нарушает права и обязанности общества. Существенного значения форма выражения решений министерства не имеет правового значения. Министерством соблюден порядок рассмотрения заявлений о предоставлении субсидий, приняты решения, оформленные приказами, и направлены обществу уведомления о принятых решениях письмами от 24.12.2013 N 201-5981/13-01-05/12 и от 26.12.2013 N 201-6085/13-01-05/12. Отсутствие в письмах указаний, что они являются уведомлениями, не является основанием для признания министерства не выполнившим свои обязательства по рассмотрению заявлений общества. Указанными письмами министерство не только сообщило обществу о принятых решениях, но и подробно обосновало причины, по которым заявления признаны не прошедшими отбор на получение субсидий. Кроме того, в Порядках N 1 и N 2 указано на принятие министерством решения без указания, в какой форме министерство должно выразить свое решение (приказа, решения, постановления и т.д.).
В кассационной жалобе общество не опровергло правильности выводов суда апелляционной инстанций, а лишь выразило несогласие с оценкой доказательств, данной судебной инстанцией.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 по делу N А32-11152/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2015 N Ф08-2146/2015 ПО ДЕЛУ N А32-11152/2014
Разделы:Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. по делу N А32-11152/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Альфа-строй" (ИНН 2317051329, ОГРН 1082367001034) - Савинской А.А. (доверенность от 11.03.2015), от заинтересованного лица - правопреемника Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края - Шашковой Ю.С. (доверенность от 08.04.2015), в отсутствие третьих лиц: Министерства финансов Краснодарского края, Министерства экономического развития Российской Федерации, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-строй" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 (судьи Смотровая Н.Н., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-11152/2014, установил следующее.
ООО "Альфа-строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительными приказов от 23.12.2013 N 931 и от 23.12.2013 N 892 "Об отказе в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Краснодарского края, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением суда от 24.07.2014 исковые требования удовлетворены, приказы министерства признаны незаконными.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.01.2015 решение суда первой инстанции от 24.07.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт обоснован тем, что министерство правомерно отказало обществу в предоставлении субсидии путем вынесения оспариваемых приказов.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда. В жалобе приведены следующие доводы:
- - суд не учел, что факт отказа в предоставлении субсидий должен фиксироваться министерством путем вынесения решения и направлением субъекту предпринимательства уведомления;
- - министерство не могло отказать обществу в предоставлении субсидий в форме приказа;
- - вывод суда о том, что общество не представило с заявлениями ряда документов, а также что некоторые документы оформлены не в соответствии с приложениями N 2 и 3 к постановлению Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606, не соответствует фактическим обстоятельствам дела;
- - приказы министерства об отказе в представлении обществу субсидий не мотивированы и не обоснованы.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что судебный акт надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.10.2013 общество обратилось к министерству с заявлениями о предоставлении компенсации части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизингу) от 19.11.2010 N KDB/YUG/007, от 25.08.2011 N KDB/YUG/006, от 19.11.2010 N KDB/YUG/004, от 19.11.2010 N KDB/YUG/003, от 19.11.2010 N KDB/YUG/002 и от 19.11.2010 N KDB/YUG/001. К заявлениям приложена опись документов, передаваемых министерству.
По результатам рассмотрения заявлений общества министерство приняло решение об отказе заявлениям общества о предоставлении субсидий по причине непрохождения отбора на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий. Решения министерства оформлены в форме приказов от 23.12.2013 N 931 и N 892.
Министерство направило обществу письма от 24.12.2013 N 201-5981/13-01-05/12 и от 26.12.2013 N 201-6085/13-01-05/12 с уведомлениями об отказе в предоставлении обществу субсидий и причинах данного решения.
Основанием для принятия данных решений об отказе в предоставлении субсидий послужило то, что общество с заявлениями о предоставлении субсидий не предоставило ряд документов, предусмотренных пунктами 2.2.1 и 2.2 Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок N 1) и Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства (далее Порядок N 2), утвержденных постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606, и некоторые документы оформлены не в соответствии с данными подпунктами Порядков N 1 и N 2, а именно:
- - отсутствуют выписки банка, подтверждающие уплату истцом лизинговых платежей за октябрь 2013 года;
- - в реестрах платежных поручений не содержатся сведения об отсутствии просроченной задолженности у общества по лизинговым платежам на момент его обращения с заявлением к министерству, т.е. по состоянию на 30.10.2013;
- - реестры платежных поручений не соответствуют утвержденной форме, установленной приложениями N 3 и N 4 к Порядкам субсидирования;
- - не предоставлены оригиналы свидетельств о регистрации транспортных средств и оригиналы технической документации (за исключением заявки N 463-л);
- - заявления на получение субсидий оформлены не по форме, установленной приложениями N 1 к Порядкам субсидирования (отсутствует дата его подписания).
Не согласившись с данными отказами в предоставлении субсидий, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказы от 23.12.2013 N 931 и от 23.12.2013 N 892 являются незаконными и нарушают права заявителя.
Отменяя решение, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 3 названной статьи нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 (далее - постановление N 606). Исполнителем мероприятий краевой целевой программы определено министерство. Кроме того, постановлением N 606 в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Законом N 209-ФЗ и Законом Краснодарского края от 04.04.2008 N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" утверждены Порядок N 1 и Порядок N 2. Как следует из пункта 1.1 Порядка N 1, он определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края. В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта). Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству (уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка. Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, закреплены в пункте 1.7 Порядка N 1 и Порядка N 2. Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены в разделе 2 Порядков. В разделе перечислены документы, которые должны предоставить субъекты малого и среднего предпринимательства для получения субсидии, а также регламентированы право министерства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать в уполномоченных органах государственной власти ряд документов и сведений в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства. В частности, на основании подпункта 2.2.1 указанных Порядков субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны представить в уполномоченный орган копию паспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; оригиналы и копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт). Оригиналы после сверки с копиями возвращаются. При этом подпунктом 2.2.5 Порядков установлено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и содержать опись с указанием страниц расположения документов. Согласно подпункту 2.2.6 Порядков прием заявлений и документов от субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в отборе прекращается с даты полного освоения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу на финансовый год, но не позднее 31 октября текущего финансового года (впоследствии названный срок продлен до 20 ноября). Несвоевременное представление документов является основанием для отказа в их приеме. В соответствии с пунктом 2.3 Порядков уполномоченный орган проверяет полноту сведений, содержащихся в документах субъекта малого и среднего предпринимательства, и соблюдение условий оказания поддержки. В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока отбора, предусмотренного подпунктом 2.3.1 Порядков, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. В течение 5 дней со дня принятия названного решения уполномоченный орган направляет субъекту малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятом решении о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. Случаи, в которых субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий, перечислены в пункте 2.4 Порядков. В том числе в предоставлении субсидии должно быть отказано, если не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 Порядков, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и названными Порядками.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд апелляционной инстанции оценил представленные доказательства и с учетом непредставления документов, предусмотренных подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Порядков, или представления недостоверных сведений и документов, а также документов, оформленных с нарушением требований, установленных законодательством и Порядками, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований. Согласно имеющимся в материалах дела заявкам на получение субсидий и приложенных к ним описям при сдаче документов представителем общества не представлялись подлинники документов на транспортные средства, о чем имеется рукописная отметка на описях.
Доводы заявителя жалобы о том, что в реестрах платежных поручений не содержатся сведения об отсутствии просроченной задолженности у общества по лизинговым платежам на момент его обращения с заявлением к министерству, т.е. по состоянию на 30.10.2013, надлежит отклонить. Согласно условиям раздела 2 Порядков при подаче заявления на получение субсидий заявитель должен представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности по лизинговым платежам на момент обращения. Указанное требование направлено на исключение возможности получения субсидий лицами, имеющими просрочки по лизинговым платежам, с целью недопущения использования субсидий на погашение задолженности, и предусмотрено в целях оказания помощи добросовестным участникам оборота. Общество, подавая заявление о предоставлении субсидий 30.10.2013 года, представило данные об отсутствии задолженности по состоянию на 25.09.2013, данных об оплате лизинговых платежей за октябрь документы, приложенные к заявлению, не содержат. На основании изложенного суд правомерно пришел к выводу об обоснованности отказа в предоставлении субсидий, поскольку на дату подачи пакета документов общество не представило министерству доказательств отсутствия просроченной задолженности за октябрь 2013 года, поэтому решение об отказе в предоставлении субсидии было принято на основании анализа представленных документов на дату их подачи. Довод заявителя жалобы о том, что составить документы об отсутствии задолженности общество могло только в ноябре 2013 года, не обоснован, поскольку общество как клиент банка могло на следующий день после платежа получить подлинник платежного поручения об оплате очередного лизингового платежа и получить распечатку банка. Нормативные положения Порядков не предусматривают возможности предоставления дополнительных документов после даты их подачи в министерство.
Ссылки заявителя жалобы о том, что факт отказа в предоставлении субсидий должен фиксироваться министерством путем вынесения решения и направлением субъекту предпринимательства уведомления, в связи с чем неправомерно выражен в форме приказа, несостоятельны.
Деятельность министерства в спорный период осуществлялась в соответствии с Положением о министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 N 748 "О министерстве стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края".
Согласно пунктам 5.4.7 п. 5.7 раздела 5 положения о министерстве, в рамках установленной компетенции министром издаются приказы. Исходя из смысла данного правового акта, все решения принимаются в форме приказов, иные формы принятия решения министерством законодательством не предусмотрены.
Выражение принятых решений в форме приказов не нарушает права и обязанности общества. Существенного значения форма выражения решений министерства не имеет правового значения. Министерством соблюден порядок рассмотрения заявлений о предоставлении субсидий, приняты решения, оформленные приказами, и направлены обществу уведомления о принятых решениях письмами от 24.12.2013 N 201-5981/13-01-05/12 и от 26.12.2013 N 201-6085/13-01-05/12. Отсутствие в письмах указаний, что они являются уведомлениями, не является основанием для признания министерства не выполнившим свои обязательства по рассмотрению заявлений общества. Указанными письмами министерство не только сообщило обществу о принятых решениях, но и подробно обосновало причины, по которым заявления признаны не прошедшими отбор на получение субсидий. Кроме того, в Порядках N 1 и N 2 указано на принятие министерством решения без указания, в какой форме министерство должно выразить свое решение (приказа, решения, постановления и т.д.).
В кассационной жалобе общество не опровергло правильности выводов суда апелляционной инстанций, а лишь выразило несогласие с оценкой доказательств, данной судебной инстанцией.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 по делу N А32-11152/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Л.И.САВЕНКО
Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
О.В.БАБАЕВА
К.К.АЙБАТУЛИН
О.В.БАБАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)