Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7332/14

Требование: О взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.

Разделы:
Банковский вклад (депозит); Банковские операции
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что в связи с совершением им покупки по карте произошло излишнее списание денежных средств с его счета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N 33-7332/14


Судья: Абрамова Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей И.И. Багаутдинова, Э.С. Каминского,
при секретаре судебного заседания И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи И.И. Багаутдинова гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 марта 2014 года. Этим решением постановлено:
в иске С. к закрытому акционерному обществу "Банк Русский Стандарт" о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и штрафа отказать.
Заслушав Н. и Е. - представителей ЗАО "Банк Русский Стандарт", проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

С. (далее - истец) обратился в суд с иском к ЗАО "Банк Русский Стандарт" (далее - ответчик, банк) о взыскании неосновательного обогащения в размере 111026 рублей 15 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2188 рублей 14 копеек, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, штрафа.
В обоснование исковых требований истец указал, что 12 октября 2013 года произвел покупку в Эмиратах (ОАЭ) по банковской карте "Русский Стандарт". Однако в магазине терминал выдал чек о том, что покупка не прошла, хотя на телефон истца пришло смс-сообщение от ЗАО "Банк Русский Стандарт" об успешном переводе денежных средств.
На следующий день, из магазина истцу сообщили, что денежные средства по данной транзакции не поступили, после чего, истец проверил свой счет в системе интернет-банка, и увидел, что действительно денежные средства на карту были возвращены.
15 октября 2013 года истцом была произведена повторная покупка, того же товара, в том же магазине. Покупка была совершена успешно. В дальнейшем, истцом было обнаружено, что по карте произошло излишнее списание денежных средств, в связи с чем истец предьявил иск к банку о взыскании неосновательного обогащения в сумме 111026 рублей 15 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами 3485 рублей 76 копеек, компенсации морального вреда 50000 рублей, штрафа за неудовлетворения требования в добровольном порядке, расходов на услуги представителя в размере 5000 рублей.
Истец в суд не явился, о слушании дела извещен.
Представитель ответчика иск не признала.
Суд в удовлетворении исковых требований истцу отказал, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился истец, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что ответчик признал требования истца и добровольно удовлетворил их 03 марта 2014 года, однако денежная сумма была заморожена 15 октября 2013 года, соответственно, на основании статьи 856 Гражданского кодекса Российской Федерации за период просрочки с 15 октября 2013 года по 03 марта 2014 года (137 дней) сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 3485 рублей 76 копеек.
Поскольку истец открывал счет для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, на возникшие правоотношения распространяются положения законодательства о защите прав потребителей, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию моральный вред в размере 50000 рублей и штраф за неудовлетворение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя.
Судебная коллегия оснований для отмены решение суда первой инстанции не находит.
Судом первой инстанции установлено, что 30 мая 2013 года между С. и банком был заключен договор банковского обслуживания карт "Банк в кармане Gold" / Банк в кармане Platinum N.... (далее - договор банковского обслуживания), составными и неотъемлемыми частями которого являются заявление от 30 мая 2013 года, Условия банковского обслуживания карт Банк в кармане Gold/ Банк в кармане Platinum (далее - Условия банковского обслуживания) и Тарифы по банковскому обслуживанию карт Банка кармане Gold / Банк в кармане Platinum (далее - Тарифы по банковскому обслуживанию) (пункт.... Условий банковского обслуживания), открыт банковский счет N.... и выпущена банковская карта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О национальной платежной системе" в осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О национальной платежной системе" платежная система - совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств.
Таким образом, при осуществлении клиентом 12 октября 2013 года действий по оплате покупки в магазине EGO Trading LLC - переводе денежных средств со своего банковского счета в пользу EGO Trading LLC участвовали три субъекта: ЗАО "Банк Русский Стандарт" - банк-эмитент, обслуживающий банковскую карту и счет клиента, являющийся оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика - истца; платежная система MasterCard; NationalBankofAbuDhabi - банк-эквайер, являющийся оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств - EGO Trading LLC.
Из представленных в материалы дела документов следует, что основанием для списания денежных средств послужило распоряжение Клиента.
Порядок осуществления кредитными организациями операций с платежными картами установлен в Положении ЦБ Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение).






































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)