Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Банковский счет; Банковские операции
Обстоятельства: Истец был признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий, за ним признано право на социальную выплату, выдано свидетельство. Однако в последующем истцу создавались препятствия в получении социальной выплаты, что привело к истечению годичного срока и фактическому лишению истца права на получение данной выплаты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Джабраилова А.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего: Устаевой Н.Х.
судей: Абдуллаева М.К.и Загирова Н.В.
при секретаре М.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по М.Т. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан о взыскании <.> рублей социальных выплат на строительство жилья, судебных расходов и транспортных расходов по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 30 сентября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования М.Т. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан о взыскании <.> рублей социальных выплат на строительство жилья, судебных расходов и транспортных расходов, удовлетворить частично.
Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан выплатить М.Т. социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности перечислив на банковский счет М.Т. <.> рублей на строительство индивидуального жилого дома хозспособом в с. Тагиркент-Казмаляр за счет средств федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по муниципальному району "Магарамкентский район" Республики Дагестан.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в пользу М.Т. <.> рублей государственной пошлины.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителя ответчика по доверенности А., просившего отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, представителя истца - М.Н., просившего решение оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
М.Т. обратился в суд к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан с иском о взыскании <.> рублей социальных выплат на строительство жилья, судебных и транспортных расходов.
Исковые требования мотивировал тем, что ему как участнику Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", в соответствии с условиями программы и "Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности РД, в том числе молодым семьям и молодым специалистам", Министерство сельского хозяйства и продовольствия выдало свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности 6 сентября 2013 года за N 128 М.
Согласно этому свидетельству он мог реализовать свое право на предоставленную социальную выплату в течение года с даты выдачи, то есть до 06 сентября 2014 года.
По рекомендации Министерства сельского хозяйства и продовольствия, он обратился в отделение банка г. Каспийска для открытия банковского счета.
Однако, там ему предложили подписать готовый договор от его имени с неизвестной базой стройматериалов о переводе только что предоставленной социальной выплаты в размере <.> рублей на счет базы, как за полученные им стройматериалы, от чего он отказался.
Он считал незаконным расписываться за стройматериалы, которые он не выписывал.
До конца 2013 года он несколько раз пытался получить социальную выплату, но каждый раз ему отказывали под различными предлогами.
В январе 2014 года он был у начальника отдела социального развития села в Министерстве сельского хозяйства, который показал им письмо администрации Магарамкентского района от <дата> <.>, в котором сообщалось о его отказе участвовать в программе "Социальное развитие села" и об аннулировании свидетельства на его имя. Заявление об отказе от социальной выплаты он никогда не писал.
Для решения создавшейся ситуации он обратился к 1-му заместителю МСХ и продовольствия К., который пригласил начальника отдела социального развития села для выяснения вопроса.
Ему предложили предоставить письмо Магарамкентской районной администрации министру Б. об ошибочности того отказного письма от <дата> N <.>.
28 января 2014 года он представил требуемое письмо райадминистрации в МСХ и продовольствия.
Не дождавшись ответа от МСХ и продовольствия свыше 1,5 месяца, его отец 17 марта 2014 года, был на приеме у министра МСХ и продовольствия. Из-за болезни 1-го заместителя, министр адресовал письмо П..
Еще через 1,5 месяца, а именно 29 апреля 2014 года с копией первого письма министру от <дата>, на которое не получил ответа, его отец вновь был на приеме у министра, который адресовал письмо 1-му заместителю К. с визой "Прошу рассмотреть положительно".
Спустя месяц, в конце мая, ему предложили принести очередное письмо Магарамкентской райадминистрации о включении его дополнительно в данный список участников мероприятий - получателей социальных выплат на 2014 год, что он и сделал. Через некоторое время из МСХ и продовольствия позвонили его отцу и известили, что социальная выплата не положена.
Основанием для такого ответа послужил фальсифицированный акт проверки его жилищных условий, инициированный работниками отдела сельского хозяйства Магарамкентского района от <дата>.
20 июня 2014 года он обратился с заявлением к Главе МОСП "Сельсовет Тагиркент - Казмалярский" для объективной проверки его жилищных условий образовать комиссию с его участием.
Результатом этой проверки стал акт от <дата> с план-схемой и экспликацией (прил. N <.>), опровергающий акт от <дата>.
13 августа 2014 года его отец со всеми письмами и актами вновь (который раз) был на приеме министра Б., который адресовал все это 1-му заместителю К.
В результате бюрократической волокиты он лишился возможности получить социальные выплаты на строительство жилья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министр сельского хозяйства и продовольствия Б. просит решение суда отменить по следующим основаниям.
Из решения суда следует, что М.Т. предъявил в отделение Сбербанка г. Каспийск вместе со свидетельством от <дата> N договор на реализацию товаров, заключенный между М.Т. и ООО "ОТЕГ" для открытия банковского счета, но в открытии банковского счета ему было отказано.
При этом истцом не представлены доказательства, подтверждающие отказ отделения Сбербанка г. Каспийск в открытии счета, а лишь имеются голословные высказывания его представителя.
Также в решении суда отражен тот факт, что согласно пояснениям сотрудников отделения Сбербанка г. Каспийск счет не может быть открыт, поскольку Министерство дало указание не открывать счета в связи с отсутствием средств на выплату социальной выплаты.
Пунктом 17 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодым семьям и молодым специалистам республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 года N 114 (Приложение N 1 к Приложению N 15) предусмотрено, что Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения с получателем социальной выплаты договора банковского счета, условия зачисления социальной выплаты на банковский счет и ее списания, а также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат.
В данном случае Министерство действует лишь в рамках заключенного соглашения и не может давать указания об открытии или закрытии счета получателя социальной выплаты.
Также следует отметить, что судом не ставится под сомнение тот факт, что все граждане, в том числе и лица, проживающие в Магарамкентском районе, которым были выданы свидетельства на получение социальной выплаты открыли банковские счета в отделении Сбербанка г. Каспийск, а лишь М.Т. было отказано в открытии банковского счета.
В декабре 2013 года, согласно письму администрации Магарамкентского района, М.Т. отказался от получения социальной выплаты.
В период действия свидетельства от <дата> N и до направления администрацией муниципального образования "Магарамкентский район" письма об отказе от получения социальной выплаты, М.Т. не заключил договор банковского счета и не открыл банковский счет для зачисления социальной выплаты, как это предусмотрено пунктом 18 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодым семьям и молодым специалистам республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 года N 114.
Судом не принят во внимание тот факт, что основанием для перечисления социальной выплаты является наличие заключенного договора банковского счета и банковского счета, открытого получателем социальной выплаты в кредитной организации.
М.Т. в период действия свидетельства от <дата> года не представил в Министерство договор банковского счета и реквизиты банковского счета для перечисления социальной выплаты.
Решение суда в части взыскания государственной пошлины полагают также незаконным, так как Министерство как государственный орган, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 N 598 (ред. от 29 апреля 2014) "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением.
Право граждан на получение указанной социальной выплаты удостоверяется свидетельством по установленной форме.
Гражданин, имеющий право на получение указанной социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующее заявление.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, предусмотренной приложением N 5 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (далее - Программа), которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении социальной выплаты прилагаются:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном подпунктом "б" пункта 5 настоящего Типового положения, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления определяются органом исполнительной власти;
г) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
д) копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
е) иных документов, предусматривающих разрешительные документы на строительство жилья, а также документы, подтверждающие стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению). Перечень таких документов, сроки и порядок их представления определяется органом исполнительной власти.
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных гражданином, указанным в пункте 17 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в органы исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия, указанные в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением N 3 к Программе, утверждают сводные списки по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.
Орган исполнительной власти заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения с получателями социальных выплат договора банковского счета, условия зачисления социальных выплат на банковские счета и их списания, а также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат.
Орган исполнительной власти обязан уведомить получателя социальной выплаты о поступлении денежных средств.
Получатель социальной выплаты в срок, установленный органом исполнительной власти, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты.
Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:
а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;
б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома для получателя социальной выплаты;
в) застройщику, указанному в договоре участия в долевом строительстве жилых домов (квартир), в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленном в соответствии с требованиями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты;
д) кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) о предоставлении гражданину кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья, в том числе ипотечного.
Из материалов дела усматривается, что истец был признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках вышеуказанной целевой программы.
Признав за истцом право на социальную выплату, истец ему 6 сентября 2013 года выдал свидетельство за N.
Однако, в последующем, в силу различных причин, которые судом первой инстанции тщательно исследованы и, которым дана правильная оценка, истцу создавались препятствия в получении социальной выплаты, что привело к истечению годичного срока и фактического лишения истца права на получение в 2014 году указанной выплаты.
По поводу создаваемых препятствий истец неоднократно обращался к министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, к его первому заместителю, которые реальных мер для реализации права истца не приняли.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
В решении суда в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 30 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 15.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4058/2014
Требование: О взыскании социальных выплат на строительство жилья.Разделы:
Банковский счет; Банковские операции
Обстоятельства: Истец был признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий, за ним признано право на социальную выплату, выдано свидетельство. Однако в последующем истцу создавались препятствия в получении социальной выплаты, что привело к истечению годичного срока и фактическому лишению истца права на получение данной выплаты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N 33-4058/2014
Судья Джабраилова А.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего: Устаевой Н.Х.
судей: Абдуллаева М.К.и Загирова Н.В.
при секретаре М.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по М.Т. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан о взыскании <.> рублей социальных выплат на строительство жилья, судебных расходов и транспортных расходов по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 30 сентября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования М.Т. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан о взыскании <.> рублей социальных выплат на строительство жилья, судебных расходов и транспортных расходов, удовлетворить частично.
Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан выплатить М.Т. социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности перечислив на банковский счет М.Т. <.> рублей на строительство индивидуального жилого дома хозспособом в с. Тагиркент-Казмаляр за счет средств федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по муниципальному району "Магарамкентский район" Республики Дагестан.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в пользу М.Т. <.> рублей государственной пошлины.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителя ответчика по доверенности А., просившего отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, представителя истца - М.Н., просившего решение оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
М.Т. обратился в суд к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан с иском о взыскании <.> рублей социальных выплат на строительство жилья, судебных и транспортных расходов.
Исковые требования мотивировал тем, что ему как участнику Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", в соответствии с условиями программы и "Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности РД, в том числе молодым семьям и молодым специалистам", Министерство сельского хозяйства и продовольствия выдало свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности 6 сентября 2013 года за N 128 М.
Согласно этому свидетельству он мог реализовать свое право на предоставленную социальную выплату в течение года с даты выдачи, то есть до 06 сентября 2014 года.
По рекомендации Министерства сельского хозяйства и продовольствия, он обратился в отделение банка г. Каспийска для открытия банковского счета.
Однако, там ему предложили подписать готовый договор от его имени с неизвестной базой стройматериалов о переводе только что предоставленной социальной выплаты в размере <.> рублей на счет базы, как за полученные им стройматериалы, от чего он отказался.
Он считал незаконным расписываться за стройматериалы, которые он не выписывал.
До конца 2013 года он несколько раз пытался получить социальную выплату, но каждый раз ему отказывали под различными предлогами.
В январе 2014 года он был у начальника отдела социального развития села в Министерстве сельского хозяйства, который показал им письмо администрации Магарамкентского района от <дата> <.>, в котором сообщалось о его отказе участвовать в программе "Социальное развитие села" и об аннулировании свидетельства на его имя. Заявление об отказе от социальной выплаты он никогда не писал.
Для решения создавшейся ситуации он обратился к 1-му заместителю МСХ и продовольствия К., который пригласил начальника отдела социального развития села для выяснения вопроса.
Ему предложили предоставить письмо Магарамкентской районной администрации министру Б. об ошибочности того отказного письма от <дата> N <.>.
28 января 2014 года он представил требуемое письмо райадминистрации в МСХ и продовольствия.
Не дождавшись ответа от МСХ и продовольствия свыше 1,5 месяца, его отец 17 марта 2014 года, был на приеме у министра МСХ и продовольствия. Из-за болезни 1-го заместителя, министр адресовал письмо П..
Еще через 1,5 месяца, а именно 29 апреля 2014 года с копией первого письма министру от <дата>, на которое не получил ответа, его отец вновь был на приеме у министра, который адресовал письмо 1-му заместителю К. с визой "Прошу рассмотреть положительно".
Спустя месяц, в конце мая, ему предложили принести очередное письмо Магарамкентской райадминистрации о включении его дополнительно в данный список участников мероприятий - получателей социальных выплат на 2014 год, что он и сделал. Через некоторое время из МСХ и продовольствия позвонили его отцу и известили, что социальная выплата не положена.
Основанием для такого ответа послужил фальсифицированный акт проверки его жилищных условий, инициированный работниками отдела сельского хозяйства Магарамкентского района от <дата>.
20 июня 2014 года он обратился с заявлением к Главе МОСП "Сельсовет Тагиркент - Казмалярский" для объективной проверки его жилищных условий образовать комиссию с его участием.
Результатом этой проверки стал акт от <дата> с план-схемой и экспликацией (прил. N <.>), опровергающий акт от <дата>.
13 августа 2014 года его отец со всеми письмами и актами вновь (который раз) был на приеме министра Б., который адресовал все это 1-му заместителю К.
В результате бюрократической волокиты он лишился возможности получить социальные выплаты на строительство жилья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министр сельского хозяйства и продовольствия Б. просит решение суда отменить по следующим основаниям.
Из решения суда следует, что М.Т. предъявил в отделение Сбербанка г. Каспийск вместе со свидетельством от <дата> N договор на реализацию товаров, заключенный между М.Т. и ООО "ОТЕГ" для открытия банковского счета, но в открытии банковского счета ему было отказано.
При этом истцом не представлены доказательства, подтверждающие отказ отделения Сбербанка г. Каспийск в открытии счета, а лишь имеются голословные высказывания его представителя.
Также в решении суда отражен тот факт, что согласно пояснениям сотрудников отделения Сбербанка г. Каспийск счет не может быть открыт, поскольку Министерство дало указание не открывать счета в связи с отсутствием средств на выплату социальной выплаты.
Пунктом 17 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодым семьям и молодым специалистам республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 года N 114 (Приложение N 1 к Приложению N 15) предусмотрено, что Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения с получателем социальной выплаты договора банковского счета, условия зачисления социальной выплаты на банковский счет и ее списания, а также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат.
В данном случае Министерство действует лишь в рамках заключенного соглашения и не может давать указания об открытии или закрытии счета получателя социальной выплаты.
Также следует отметить, что судом не ставится под сомнение тот факт, что все граждане, в том числе и лица, проживающие в Магарамкентском районе, которым были выданы свидетельства на получение социальной выплаты открыли банковские счета в отделении Сбербанка г. Каспийск, а лишь М.Т. было отказано в открытии банковского счета.
В декабре 2013 года, согласно письму администрации Магарамкентского района, М.Т. отказался от получения социальной выплаты.
В период действия свидетельства от <дата> N и до направления администрацией муниципального образования "Магарамкентский район" письма об отказе от получения социальной выплаты, М.Т. не заключил договор банковского счета и не открыл банковский счет для зачисления социальной выплаты, как это предусмотрено пунктом 18 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодым семьям и молодым специалистам республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 года N 114.
Судом не принят во внимание тот факт, что основанием для перечисления социальной выплаты является наличие заключенного договора банковского счета и банковского счета, открытого получателем социальной выплаты в кредитной организации.
М.Т. в период действия свидетельства от <дата> года не представил в Министерство договор банковского счета и реквизиты банковского счета для перечисления социальной выплаты.
Решение суда в части взыскания государственной пошлины полагают также незаконным, так как Министерство как государственный орган, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 N 598 (ред. от 29 апреля 2014) "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением.
Право граждан на получение указанной социальной выплаты удостоверяется свидетельством по установленной форме.
Гражданин, имеющий право на получение указанной социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующее заявление.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, предусмотренной приложением N 5 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (далее - Программа), которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении социальной выплаты прилагаются:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном подпунктом "б" пункта 5 настоящего Типового положения, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления определяются органом исполнительной власти;
г) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
д) копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
е) иных документов, предусматривающих разрешительные документы на строительство жилья, а также документы, подтверждающие стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению). Перечень таких документов, сроки и порядок их представления определяется органом исполнительной власти.
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных гражданином, указанным в пункте 17 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в органы исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия, указанные в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением N 3 к Программе, утверждают сводные списки по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.
Орган исполнительной власти заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения с получателями социальных выплат договора банковского счета, условия зачисления социальных выплат на банковские счета и их списания, а также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат.
Орган исполнительной власти обязан уведомить получателя социальной выплаты о поступлении денежных средств.
Получатель социальной выплаты в срок, установленный органом исполнительной власти, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты.
Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:
а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;
б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома для получателя социальной выплаты;
в) застройщику, указанному в договоре участия в долевом строительстве жилых домов (квартир), в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленном в соответствии с требованиями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты;
д) кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) о предоставлении гражданину кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья, в том числе ипотечного.
Из материалов дела усматривается, что истец был признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках вышеуказанной целевой программы.
Признав за истцом право на социальную выплату, истец ему 6 сентября 2013 года выдал свидетельство за N.
Однако, в последующем, в силу различных причин, которые судом первой инстанции тщательно исследованы и, которым дана правильная оценка, истцу создавались препятствия в получении социальной выплаты, что привело к истечению годичного срока и фактического лишения истца права на получение в 2014 году указанной выплаты.
По поводу создаваемых препятствий истец неоднократно обращался к министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, к его первому заместителю, которые реальных мер для реализации права истца не приняли.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
В решении суда в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 30 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)