Судебные решения, арбитраж
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клята Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен (ходатайство в отсутствие)
от ответчика: не явился, извещен (ходатайство в отсутствие, отзыв)
от третьего лица: не явился, извещен (отзыв)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.11.2014 по делу N А32-32187/2014 (судья Нарышкина Н.В.)
по иску Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие"
при участии третьего лица Прокуратуры Краснодарского края
о возврате субсидии,
установил:
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие" (далее - ответчик, общество) о возврате субсидии в краевой бюджет в размере 649 576 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Краснодарского края (далее - прокуратура).
Решением от 14.11.2014 в удовлетворении иска отказано. Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что доказательств нарушения обществом условий получения субсидии в материалы дела не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 14.11.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что, как установлено контролирующими органами, ответчиком в нарушение Порядка субсидирования не предоставлена выписка банка, подтверждающая перечисление платежа на 01.07.2013, в связи с чем, по мнению истца, субсидия в размере 649576 руб. подлежит возврату в краевой бюджет.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. От ответчика и третьего лица поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу. От истца и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей. Ходатайства рассмотрены и удовлетворены судом. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество обратилось в министерство с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" (т. 1, л.д. 33-36).
Приказом министерства от 16.09.2013 N 113 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий ООО "Автотранспортное предприятие" заявление общества признано прошедшим отбор на право заключения соответствующего договора (т. 1, л.д. 19).
20 сентября 2013 года между министерством и обществом заключен договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства N 11/13С (далее - договор субсидирования) (т. 1, л.д. 23-31).
В соответствии с пунктом 2.1 предметом договора субсидирования является предоставление министерством бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат общества на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в том числе и по договору от 19.11.2012 N 22702-ФЛ/КД-12, заключенному с ООО "Сименс Финанс", в общей сумме 4 791 860,54 руб., а именно по договору от 19.11.2012 N 22702-ФЛ/КД-12 в сумме 649 579 руб. (т. 1, л.д. 254).
Пунктом 2.2 договора субсидирования предусмотрено, что субсидии предоставляются в размере 70% от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30% от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), в сумме не более 7 926 811 руб. за счет средств краевого бюджета.
Так, платежным поручением от 25.09.2013 N 437 обществу перечислены денежные средства в размере 7 926 811 руб. (т. 1, л.д. 32).
Согласно пункту 4.2 договора субсидирования общество обязалось не позднее 30 дней со дня оформления документов, указанных в данном пункте, предоставляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного обществом, по договору лизинга, прошитую, пронумерованную. Заверенную организацией - лизингодателем и обществом; копию договора купли-продажи предмета лизинга между продавцом и лизингодателем; копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга; копию паспорта транспортного средства; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины.
Подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Порядка субсидирования предусмотрено, что претенденты на получение субсидии предоставляют в уполномоченный орган, в том числе выписки банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), сшитые, пронумерованные (в случае представления более одного листа текста), заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке; реестр платежных поручений по договору финансовой аренды (лизинга) по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
Как следует из искового заявления, основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском послужило вынесенное прокуратурой представление от 25.07.2014 N 7/4-16-2014, которым установлено отсутствие в представленных обществом документах выписки из банка на 01.07.2013, подтверждающей уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), что является нарушением пункта 2.4 Порядка субсидирования.
Отказывая в удовлетворении заявленных министерством требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Региональная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, выполняемая в 2013 году, утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы".
Исполнителем мероприятий краевой целевой программы является министерство.
Названным постановлением также регламентирован Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Порядок принят в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае".
Согласно пункту 1.1 Порядка, данный Порядок определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края.
В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга:
- - машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы;
- - грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта).
Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка.
Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В пункте 1.7 (п. п. 1.7.1 - 1.7.7) Порядка определено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:
- - соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- - зарегистрированным в установленном порядке на территории Краснодарского края не менее чем за 12 месяцев до дня подачи (регистрации) заявления на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат;
- - не находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
- - не имеющим просроченной задолженности по лизинговым платежам по договору финансовой аренды (лизинга);
- - не имеющим неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
- - не имеющим задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- - уплачивающим в рамках применяемого режима налогообложения налог (и), зачисляемый(ые) в бюджеты бюджетной системы за предыдущий (отчетный, налоговый) период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат.
В силу подпункта 1.8.5 пункта 1.8 Порядка установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субсидии не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в разделе 2 Порядка.
Согласно пункту 2.2 Порядка оформление и подача документов для участия в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в следующем порядке.
Для получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган представляются документы, указанные в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 Порядка.
В соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 Порядка помимо документов, указанных в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 названного Порядка, уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в уполномоченных органах государственной власти следующие документы и сведения в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства:
- - информацию налогового органа о состоянии расчетов по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
- - выписку из единого государственного реестра налогоплательщиков;
- - сведения об отсутствии у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- - сведения о среднесписочной численности работников за год, предшествующий году подачи заявления.
Согласно подпункту 2.2.3 пункта 2.2 Порядка субъект малого и среднего предпринимательства вправе представить документы и сведения, указанные в подпункте 2.2.2 пункта 2.2 настоящего Порядка, и иные документы по собственной инициативе.
В подпункте 2.2.4 названного пункта Порядка определено, что представляемые субъектом малого и среднего предпринимательства документы и сведения должны соответствовать следующим требованиям:
- - справка налогового органа, подтверждающая отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, должна быть выдана по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней;
- - выписка из единого государственного реестра налогоплательщиков, должна быть выдана налоговым органом не ранее 30 дней до даты подачи заявления;
- - копия сведений о среднесписочной численности работников за год, предшествующий году подачи заявления (далее - копия сведений о среднесписочной численности), должна содержать отметку налогового органа о принятии и дате их получения (при представлении сведений в налоговый орган на бумажном носителе), либо к копии сведений о среднесписочной численности должна быть приложена копия квитанции налогового органа о приеме сведений в электронном виде (при представлении сведений в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи);
- - сведения об отсутствии у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество должны быть выданы уполномоченным органом, осуществляющим администрирование поступлений в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- - копия налоговой декларации субъекта малого и среднего предпринимательства за предыдущий (отчетный, налоговый) период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе, должна содержать отметку налогового органа о принятии и дате получения налоговой декларации (при представлении налоговой декларации в налоговый орган на бумажном носителе), либо должна прилагаться квитанция налогового органа о приеме налоговой декларации в электронном виде (при представлении налоговой декларации в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи);
- - копия патента за предыдущий налоговый период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе (в случае применения субъектом малого и среднего предпринимательства, являющимся индивидуальным предпринимателем, патентной системы налогообложения), должна представляться с оригиналом патента. Оригинал после сверки с копией возвращается.
В силу пункта 2.4 Порядка участнику отбора субъектов малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий в случае, если:
- - не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и настоящим Порядком;
- - не выполнены условия оказания поддержки;
- - ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- - с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Как следует из представленных в материалы дела документов, общество, обращаясь в министерство, предоставило реестр платежных поручений по договору финансовой аренды (лизинга) N 22702/02-ФЛ/КД-12 от 19.11.2012, содержащий перечень всех платежных поручений с указанием даты, номера, сумм; а также выписки по счету, сшитые, заверенные надлежащим образом.
В соответствующем реестре указано на платеж от 28.06.2013 N 846 на сумму 85 974,91 руб. (т. 1, л.д. 141), однако выписка в качестве приложения не указана.
В силу пункта 1.11 Порядка субсидирования условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства: договор финансовой аренды (лизинга), на основании которого субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, предусмотренная настоящим Порядком, должен соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1.4 Порядка; предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, в сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом; субъект малого и среднего предпринимательства до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, предусмотренная настоящим Порядком, должен осуществлять деятельность по производству (реализации) товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
В случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого и среднего предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.5 Порядка субсидирования).
Как следует из реестра платежных документов по договору финансовой аренды (лизинга) N 22702-ФЛ/КД-12 от 19.11.2012, удостоверенного лизингополучателем ООО "Сименс Финанс" 22.07.2013, содержащего ссылку на платеж от 28.06.2013 N 846 в размере 85 794,91 руб., организация - лизингодатель подтверждает, что по состоянию на 01 июля 2013 года просроченной задолженности по лизинговым платежам по договору финансовой аренды (лизинга) не имеется.
Сам факт не предоставления в пакете документов выписки из банка на 28.06.2013, при том, что лизингополучателем указано на получение очередного лизингового платежа, не может свидетельствовать об отсутствии данного платежа и наличия у общества задолженности по выплате лизинговых платежей.
Из представленной обществом в материалы дела выписки за период с 28.06.2013 по 28.06.2013 (л.д. 148, т. 1) видно, что 28.06.2013 общество перечислило на расчетный счет ООО "Сименс Финанс" денежные средства в размере 101 450,39 руб., в том числе НДС 18% - 15 475,48 руб., лизинговый платеж по договору финансовой аренды N 22702-ФЛ/КД-12 от 19.11.2012 (т. 1, л.д. 136-138). Также представлено само платежное поручение от 28.06.2013 N 846 (т. 1, л.д. 139).
Кроме того, обществом предоставлены выписки из банка, платежные поручения, согласно которым общество выплачивает лизингополучателю лизинговые платежи в порядке и сроки, установленные договором финансовой аренды (лизинга) от 19.11.2012 N 22702-ФЛ/КД-12.
Как указывает министерство, обществом предоставляется необходимая отчетная документация в составе и сроки, установленные Приказом министерства от 16.08.2013 N 79.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что сам факт того, что к документам не приложена выписка из банка, при наличии доказательств в деле осуществления реальных платежей и принятие министерством решения о предоставлении субсидии, не может служить основанием для возврата выданной субсидии, принимая во внимание то, что надлежащих доказательств нарушения обществом условий предоставления субсидий не представлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований министерства о возврате субсидии в краевой бюджет в размере 649 576 руб. отказано правомерно.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 по делу N А32-32187/2014 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.Г.ВЕЛИЧКО
Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
В.В.ВАНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 15АП-23587/2014 ПО ДЕЛУ N А32-32187/2014
Разделы:Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. N 15АП-23587/2014
Дело N А32-32187/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клята Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен (ходатайство в отсутствие)
от ответчика: не явился, извещен (ходатайство в отсутствие, отзыв)
от третьего лица: не явился, извещен (отзыв)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.11.2014 по делу N А32-32187/2014 (судья Нарышкина Н.В.)
по иску Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие"
при участии третьего лица Прокуратуры Краснодарского края
о возврате субсидии,
установил:
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие" (далее - ответчик, общество) о возврате субсидии в краевой бюджет в размере 649 576 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Краснодарского края (далее - прокуратура).
Решением от 14.11.2014 в удовлетворении иска отказано. Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что доказательств нарушения обществом условий получения субсидии в материалы дела не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 14.11.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что, как установлено контролирующими органами, ответчиком в нарушение Порядка субсидирования не предоставлена выписка банка, подтверждающая перечисление платежа на 01.07.2013, в связи с чем, по мнению истца, субсидия в размере 649576 руб. подлежит возврату в краевой бюджет.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. От ответчика и третьего лица поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу. От истца и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей. Ходатайства рассмотрены и удовлетворены судом. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество обратилось в министерство с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" (т. 1, л.д. 33-36).
Приказом министерства от 16.09.2013 N 113 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий ООО "Автотранспортное предприятие" заявление общества признано прошедшим отбор на право заключения соответствующего договора (т. 1, л.д. 19).
20 сентября 2013 года между министерством и обществом заключен договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства N 11/13С (далее - договор субсидирования) (т. 1, л.д. 23-31).
В соответствии с пунктом 2.1 предметом договора субсидирования является предоставление министерством бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат общества на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в том числе и по договору от 19.11.2012 N 22702-ФЛ/КД-12, заключенному с ООО "Сименс Финанс", в общей сумме 4 791 860,54 руб., а именно по договору от 19.11.2012 N 22702-ФЛ/КД-12 в сумме 649 579 руб. (т. 1, л.д. 254).
Пунктом 2.2 договора субсидирования предусмотрено, что субсидии предоставляются в размере 70% от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30% от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), в сумме не более 7 926 811 руб. за счет средств краевого бюджета.
Так, платежным поручением от 25.09.2013 N 437 обществу перечислены денежные средства в размере 7 926 811 руб. (т. 1, л.д. 32).
Согласно пункту 4.2 договора субсидирования общество обязалось не позднее 30 дней со дня оформления документов, указанных в данном пункте, предоставляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного обществом, по договору лизинга, прошитую, пронумерованную. Заверенную организацией - лизингодателем и обществом; копию договора купли-продажи предмета лизинга между продавцом и лизингодателем; копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга; копию паспорта транспортного средства; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины.
Подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Порядка субсидирования предусмотрено, что претенденты на получение субсидии предоставляют в уполномоченный орган, в том числе выписки банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), сшитые, пронумерованные (в случае представления более одного листа текста), заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке; реестр платежных поручений по договору финансовой аренды (лизинга) по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
Как следует из искового заявления, основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском послужило вынесенное прокуратурой представление от 25.07.2014 N 7/4-16-2014, которым установлено отсутствие в представленных обществом документах выписки из банка на 01.07.2013, подтверждающей уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), что является нарушением пункта 2.4 Порядка субсидирования.
Отказывая в удовлетворении заявленных министерством требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Региональная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, выполняемая в 2013 году, утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы".
Исполнителем мероприятий краевой целевой программы является министерство.
Названным постановлением также регламентирован Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Порядок принят в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае".
Согласно пункту 1.1 Порядка, данный Порядок определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края.
В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга:
- - машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы;
- - грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта).
Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка.
Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В пункте 1.7 (п. п. 1.7.1 - 1.7.7) Порядка определено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:
- - соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- - зарегистрированным в установленном порядке на территории Краснодарского края не менее чем за 12 месяцев до дня подачи (регистрации) заявления на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат;
- - не находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
- - не имеющим просроченной задолженности по лизинговым платежам по договору финансовой аренды (лизинга);
- - не имеющим неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
- - не имеющим задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- - уплачивающим в рамках применяемого режима налогообложения налог (и), зачисляемый(ые) в бюджеты бюджетной системы за предыдущий (отчетный, налоговый) период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат.
В силу подпункта 1.8.5 пункта 1.8 Порядка установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субсидии не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в разделе 2 Порядка.
Согласно пункту 2.2 Порядка оформление и подача документов для участия в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в следующем порядке.
Для получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган представляются документы, указанные в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 Порядка.
В соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 Порядка помимо документов, указанных в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 названного Порядка, уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в уполномоченных органах государственной власти следующие документы и сведения в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства:
- - информацию налогового органа о состоянии расчетов по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
- - выписку из единого государственного реестра налогоплательщиков;
- - сведения об отсутствии у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- - сведения о среднесписочной численности работников за год, предшествующий году подачи заявления.
Согласно подпункту 2.2.3 пункта 2.2 Порядка субъект малого и среднего предпринимательства вправе представить документы и сведения, указанные в подпункте 2.2.2 пункта 2.2 настоящего Порядка, и иные документы по собственной инициативе.
В подпункте 2.2.4 названного пункта Порядка определено, что представляемые субъектом малого и среднего предпринимательства документы и сведения должны соответствовать следующим требованиям:
- - справка налогового органа, подтверждающая отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, должна быть выдана по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней;
- - выписка из единого государственного реестра налогоплательщиков, должна быть выдана налоговым органом не ранее 30 дней до даты подачи заявления;
- - копия сведений о среднесписочной численности работников за год, предшествующий году подачи заявления (далее - копия сведений о среднесписочной численности), должна содержать отметку налогового органа о принятии и дате их получения (при представлении сведений в налоговый орган на бумажном носителе), либо к копии сведений о среднесписочной численности должна быть приложена копия квитанции налогового органа о приеме сведений в электронном виде (при представлении сведений в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи);
- - сведения об отсутствии у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по уплате в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество должны быть выданы уполномоченным органом, осуществляющим администрирование поступлений в краевой бюджет арендной платы за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней (при наличии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате арендной платы за землю и имущество перед краевым бюджетом);
- - копия налоговой декларации субъекта малого и среднего предпринимательства за предыдущий (отчетный, налоговый) период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе, должна содержать отметку налогового органа о принятии и дате получения налоговой декларации (при представлении налоговой декларации в налоговый орган на бумажном носителе), либо должна прилагаться квитанция налогового органа о приеме налоговой декларации в электронном виде (при представлении налоговой декларации в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи);
- - копия патента за предыдущий налоговый период, предшествующий дню подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления на участие в отборе (в случае применения субъектом малого и среднего предпринимательства, являющимся индивидуальным предпринимателем, патентной системы налогообложения), должна представляться с оригиналом патента. Оригинал после сверки с копией возвращается.
В силу пункта 2.4 Порядка участнику отбора субъектов малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий в случае, если:
- - не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и настоящим Порядком;
- - не выполнены условия оказания поддержки;
- - ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- - с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Как следует из представленных в материалы дела документов, общество, обращаясь в министерство, предоставило реестр платежных поручений по договору финансовой аренды (лизинга) N 22702/02-ФЛ/КД-12 от 19.11.2012, содержащий перечень всех платежных поручений с указанием даты, номера, сумм; а также выписки по счету, сшитые, заверенные надлежащим образом.
В соответствующем реестре указано на платеж от 28.06.2013 N 846 на сумму 85 974,91 руб. (т. 1, л.д. 141), однако выписка в качестве приложения не указана.
В силу пункта 1.11 Порядка субсидирования условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства: договор финансовой аренды (лизинга), на основании которого субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, предусмотренная настоящим Порядком, должен соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1.4 Порядка; предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, в сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом; субъект малого и среднего предпринимательства до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, предусмотренная настоящим Порядком, должен осуществлять деятельность по производству (реализации) товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
В случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого и среднего предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.5 Порядка субсидирования).
Как следует из реестра платежных документов по договору финансовой аренды (лизинга) N 22702-ФЛ/КД-12 от 19.11.2012, удостоверенного лизингополучателем ООО "Сименс Финанс" 22.07.2013, содержащего ссылку на платеж от 28.06.2013 N 846 в размере 85 794,91 руб., организация - лизингодатель подтверждает, что по состоянию на 01 июля 2013 года просроченной задолженности по лизинговым платежам по договору финансовой аренды (лизинга) не имеется.
Сам факт не предоставления в пакете документов выписки из банка на 28.06.2013, при том, что лизингополучателем указано на получение очередного лизингового платежа, не может свидетельствовать об отсутствии данного платежа и наличия у общества задолженности по выплате лизинговых платежей.
Из представленной обществом в материалы дела выписки за период с 28.06.2013 по 28.06.2013 (л.д. 148, т. 1) видно, что 28.06.2013 общество перечислило на расчетный счет ООО "Сименс Финанс" денежные средства в размере 101 450,39 руб., в том числе НДС 18% - 15 475,48 руб., лизинговый платеж по договору финансовой аренды N 22702-ФЛ/КД-12 от 19.11.2012 (т. 1, л.д. 136-138). Также представлено само платежное поручение от 28.06.2013 N 846 (т. 1, л.д. 139).
Кроме того, обществом предоставлены выписки из банка, платежные поручения, согласно которым общество выплачивает лизингополучателю лизинговые платежи в порядке и сроки, установленные договором финансовой аренды (лизинга) от 19.11.2012 N 22702-ФЛ/КД-12.
Как указывает министерство, обществом предоставляется необходимая отчетная документация в составе и сроки, установленные Приказом министерства от 16.08.2013 N 79.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что сам факт того, что к документам не приложена выписка из банка, при наличии доказательств в деле осуществления реальных платежей и принятие министерством решения о предоставлении субсидии, не может служить основанием для возврата выданной субсидии, принимая во внимание то, что надлежащих доказательств нарушения обществом условий предоставления субсидий не представлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований министерства о возврате субсидии в краевой бюджет в размере 649 576 руб. отказано правомерно.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 по делу N А32-32187/2014 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.Г.ВЕЛИЧКО
Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
В.В.ВАНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)