Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2015 N 15АП-14619/2015 ПО ДЕЛУ N А53-15022/2015

Разделы:
Безналичные расчеты; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. N 15АП-14619/2015

Дело N А53-15022/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.07.2015 по делу N А53-15022/2015, принятое судьей Пименовым С.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - Управление Роскомнадзора по РО) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 29.07.2015 суд привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ФГУП "Почта России" имеется состав административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе ФГУП "Почта России" просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент составления протокола пункт 5 лицензии на оказание услуг почтовой связи утратил силу и уполномоченным органом не были внесены в лицензию соответствующие изменения. В жалобе также указано на непредставление административным органом приказа о проведении внеплановой проверки и акта проверки.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании переадресованного прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону обращения Халяпиной О.Н. в УФПС Ростовской области - филиале ФГУП "Почта России" была запрошена информация о вручении электронного перевода N 211168 с датой приема от 14.10.2014 на сумму 3500 руб. на имя Демченко И.Н.
Согласно информации, полученной из УФПС Ростовской области - филиала ФГУП "Почта России" (вх. от 27.05.2015 N 8950/61) и приложенных документов, установлено следующее.
Почтовый перевод N 211168 с датой подачи 14.10.2014 в сумме 3500 руб. адресом: 344064, г. Ростов-на-Дону, ул. Тоннельная, 4, ФКУ ИК-2, отр. 8, на имя Демченко И.Н., принятого отделением почтовой связи г. Воронеж (394055) поступил в отделение почтовой связи г. Ростов-на-Дону (344064) 17.10.2014. Бухгалтерией Ростовского-на-Дону почтамта УФПС Ростовской области - филиал ФГУП "Почта России" названный денежный перевод был перечислен на расчетный счет указанного учреждения только 23.04.2015 с нарушением установленных сроков на 188 дней.
Управлением Роскомнадзора был сделан вывод, что ФГУП "Почта России" не обеспечило контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежей, что является нарушением требований подпунктов "а", "в" пункта 46, пункта 23 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 234.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении от 02.06.2015 N 20151311 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ФГУП "Почта России", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 29.05.2015 телеграммы-извещения сотруднику предприятия (л.д. 60-61).
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Управление Роскомнадзора направило протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении предприятия к административной ответственности.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статьей 17 Федерального закона "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность на основании лицензии от 11.04.2013 N 108074 на оказание услуг почтовой связи.
В ходе проверки выявлены нарушения, допущенные предприятием при осуществлении деятельности по данной лицензии.
В соответствии с пунктом 5 требований к лицензии N 108074 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона "О почтовой связи" N 176-ФЗ от 17.07.1999 оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, договором, а также руководствоваться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи (связанные с этим расходы несут операторы связи).
Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также права и обязанности указанных операторов и пользователей регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 46 Правил, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В подпункте "в" пункта 46 Правил определено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области связи.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается допущение предприятием "Почта России" при осуществлении деятельности нарушений лицензионных требований в виде нарушения срока перечисления денежного перевода.
Таким образом, наличие в действиях ФГУП "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ФГУП "Почта России", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, ФГУП "Почта России" не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что на момент составления протокола пункт 5 лицензии на оказание услуг почтовой связи утратил силу и уполномоченным органом не были внесены в лицензию соответствующие изменения.
Утверждение новых правил оказания услуг почтовой связи Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а не Правительством России, не свидетельствует о недействительности пункта 5 лицензии вследствие невнесения в лицензию соответствующих изменений.
Фактически ФГУП "Почта России" не оспаривает необходимость соблюдения в своей деятельности утвержденных Министерством связи и массовых коммуникаций Правил оказания услуг почтовой связи как и действительность имеющейся у предприятия лицензии, на основании которой им осуществляется уставная деятельность.
Нарушение срока перечисления и выдачи денежного перевода почтой также не оспаривается.
Обстоятельства, исключающие вину предприятия в допущении выявленного нарушения, судом не установлены.
Судом также не принимаются во внимание ссылки предприятия на нарушения Федерального закона N 294-ФЗ, в частности отсутствие приказа о проведении внеплановой проверки и акта проверки.
В силу статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В настоящем случае достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, были выявлены лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, были обнаружены при рассмотрении обращения отправителя денежного перевода, по поручению прокурора.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России" возбуждено в соответствии с законом.
Протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрены с соблюдением процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для признания допущенного предприятием правонарушения малозначительным, в том числе с учетом значительного периода нарушения срока перечисления денежного перевода и пренебрежительного отношения предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей (с учетом позиции предприятия о том, что до внесения в лицензию соответствующих изменений пункт 5 лицензионных требований является недействующим).
При таких обстоятельствах, судом апелляционной не установлено оснований для отмены решения суда от 29.07.2015 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности.
Решение принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, административное наказание назначено с учетом требований ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ в пределах санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29 июля 2015 года по делу А53-15022/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Т.Г.ГУДЕНИЦА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)