Судебные решения, арбитраж
Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Сбербанк России" Загоскиной Анны Валерьевны (доверенность N 30-03/04 от 22.10.2013, паспорт), Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска Ушаренко Антона Михайловича (доверенность N 05/03 от 10.01.2014, удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2014 года по делу N А19-17119/2013 (суд первой инстанции: Гурьянов О.П.),
установил:
открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России", банк) (ОГРН 1027700132195, место нахождения: г. Москва) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - инспекция) (ОГРН 1043801065120, место нахождения: г. Иркутск) от 20.09.2013 N 143.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "Сбербанк России" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просило решение Арбитражного суда Иркутской области отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает выводы суда о совершении им налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации, основанными на неправильном применении норм материального права, поскольку законодательством обязанность по сообщению налоговому органу об открытии специального избирательного счета в силу особой правовой природы последнего на банки не возложена.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель банка поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил обжалуемый судебный акт отменить, представитель инспекции, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, считал ее не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекцией по результатам обнаружения факта несообщения банком в установленный законом срок сведений об открытии Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" специального избирательного счета N 407048107183350028302 принято решение от 20.09.2013 N 143, которым ОАО "Сбербанк России" привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ОАО "Сбербанк России", ссылаясь на нарушение решением от 20.09.2013 N 143 его прав и законных интересов, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность банков сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Для целей Налогового кодекса Российской Федерации и иных актов законодательства о налогах и сборах под счетом согласно положениям статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации понимается расчетный (текущий) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинет.
Руководствуясь положениями статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1, 1.2 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов политических партий и их региональных отделений при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12.05.2011 N 10/85-6, пунктами 1.1, 2.3 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12.05.2011 N 10/87-6, проанализировав условия договора специального избирательного счета избирательного объединения от 12.07.2013 N 40704810718350028302, заключенного между ОАО "Сбербанк России" и Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", суд установил, что специальный избирательный счет по своей правовой природе отвечает всем признакам счета, понятие которого приведено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку подразумевает заключение договора банковского счета, на основании которого подлежит открытию, возможность зачисления и расходования денежных средств с него.
На основании изложенного, а также учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения осуществляют налоговый учет и бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации для юридических лиц, суд обоснованно отклонил доводы банка о том, что специальный избирательный счет не подлежит налоговому контролю, и пришел к правильному выводу о наличии на стороне последнего и неисполнении им обязанности по сообщению в установленном положениями Налогового кодекса Российской Федерации порядке в инспекцию об открытии Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" специального избирательного счета N 407048107183350028302.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данный вывод арбитражного суда основан на оценке судом всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений изложенных выше нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в связи с чем является законным и обоснованным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании заявителем вышеприведенных норм законодательства, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2014 года по делу N А19-17119/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ЛЕВОШКО
Судьи
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
Н.Н.ПАРСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2014 ПО ДЕЛУ N А19-17119/2013
Разделы:Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу N А19-17119/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Сбербанк России" Загоскиной Анны Валерьевны (доверенность N 30-03/04 от 22.10.2013, паспорт), Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска Ушаренко Антона Михайловича (доверенность N 05/03 от 10.01.2014, удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2014 года по делу N А19-17119/2013 (суд первой инстанции: Гурьянов О.П.),
установил:
открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России", банк) (ОГРН 1027700132195, место нахождения: г. Москва) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - инспекция) (ОГРН 1043801065120, место нахождения: г. Иркутск) от 20.09.2013 N 143.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "Сбербанк России" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просило решение Арбитражного суда Иркутской области отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает выводы суда о совершении им налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации, основанными на неправильном применении норм материального права, поскольку законодательством обязанность по сообщению налоговому органу об открытии специального избирательного счета в силу особой правовой природы последнего на банки не возложена.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель банка поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил обжалуемый судебный акт отменить, представитель инспекции, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, считал ее не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекцией по результатам обнаружения факта несообщения банком в установленный законом срок сведений об открытии Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" специального избирательного счета N 407048107183350028302 принято решение от 20.09.2013 N 143, которым ОАО "Сбербанк России" привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ОАО "Сбербанк России", ссылаясь на нарушение решением от 20.09.2013 N 143 его прав и законных интересов, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность банков сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Для целей Налогового кодекса Российской Федерации и иных актов законодательства о налогах и сборах под счетом согласно положениям статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации понимается расчетный (текущий) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинет.
Руководствуясь положениями статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1, 1.2 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов политических партий и их региональных отделений при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12.05.2011 N 10/85-6, пунктами 1.1, 2.3 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12.05.2011 N 10/87-6, проанализировав условия договора специального избирательного счета избирательного объединения от 12.07.2013 N 40704810718350028302, заключенного между ОАО "Сбербанк России" и Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", суд установил, что специальный избирательный счет по своей правовой природе отвечает всем признакам счета, понятие которого приведено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку подразумевает заключение договора банковского счета, на основании которого подлежит открытию, возможность зачисления и расходования денежных средств с него.
На основании изложенного, а также учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения осуществляют налоговый учет и бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации для юридических лиц, суд обоснованно отклонил доводы банка о том, что специальный избирательный счет не подлежит налоговому контролю, и пришел к правильному выводу о наличии на стороне последнего и неисполнении им обязанности по сообщению в установленном положениями Налогового кодекса Российской Федерации порядке в инспекцию об открытии Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" специального избирательного счета N 407048107183350028302.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данный вывод арбитражного суда основан на оценке судом всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений изложенных выше нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в связи с чем является законным и обоснованным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании заявителем вышеприведенных норм законодательства, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2014 года по делу N А19-17119/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ЛЕВОШКО
Судьи
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
Н.Н.ПАРСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)