Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 01.10.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8747/2015

Разделы:
Доверительное управление имуществом; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. по делу N 33-8747/2015


Судья Кротова Л.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Егоровой Е.С. и Корсаковой Ю.М.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Е.С. дело по апелляционной жалобе администрации города Евпатория Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 июля 2015 года. По делу
установлено:

прокурор г. Евпатории обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым в порядке статьи 251 ГПК РФ с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановление администрации г. Евпатория "Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым" N 304-п от 15.05.2015 (с учетом уточненных требований от 23.07.2015).
В обоснование заявления указал, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречит положениям частей 1 и 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которым заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом. Приложением N 2 к Приказу ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" - "Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" установлен исчерпывающий перечень видов имущества, в отношении которого предусмотрено проведение торгов в форме конкурса. Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям действующего законодательства и существенно нарушает права субъектов хозяйствования, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Евпаторийского региона при участии в конкурсе на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора <адрес> об оспаривании нормативного правового акта N от ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 251 ГПК РФ удовлетворены. Признано недействующим с момента принятия постановление администрации <адрес> "Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым" N от ДД.ММ.ГГГГ как противоречащее действующему законодательству. В решении суда указано, что торги на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования не могут осуществляться в форме конкурса.
На указанное решение администрацией г. Евпатории подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе прокурору г. Евпатории в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что главой V.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Так, согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Исходя из данных норм, для размещения нестационарного торгового объекта, рекламных конструкций не требуется оформление земельного участка в установленном порядке. Таким образом, перехода права на муниципальное имущество, каковым является земельный участок, у хозяйствующего субъекта не возникает.
Прокурором г. Евпатории представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых повторяется позиция, изложенная прокурором в уточненном заявлении от 23.07.2015.
Представители администрации г. Евпатории в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены. Присутствовали при оглашении резолютивной части апелляционного определения.
Прокурор ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, заслушав явившееся лицо, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Прокурором г. Евпатории оспорено постановление администрации г. Евпатория "Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым" N 304-п от 15.05.2015, которым предусмотрено заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов путем проведения конкурса для всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые намерены осуществлять торговлю и оказывать услуги на территории городского округа. Согласно пункту 1.9 порядка, перечень нестационарных торговых объектов и размер платы за право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельной участке, находящемся в муниципальной собственности утверждается постановлением администрации г. Евпатории Республики Крым.
Судом первой инстанции настоящее дело было рассмотрено в рамках главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 4 статьи 251 ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ, Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", согласно статье 27 ГПК РФ.
15 сентября 2015 года вступил в законную силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 приведенного Закона, не рассмотренные до ДД.ММ.ГГГГ апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Статьей 20 КАС РФ определено, что Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований (п. 2).
Таким образом, в момент рассмотрения настоящего дела (27.07.2015), оно было подсудно Евпаторийскому городскому суду Республики Крым и правила подсудности нарушены не были.
Апелляционная жалоба на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым подлежит рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ.
Судом первой инстанции применено Приложения N 2 к Приказу ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" - "Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", которым установлен исчерпывающий перечень видов имущества, в отношении которого предусмотрено проведение торгов в форме конкурса:
1) объекты железнодорожного транспорта;
2) объекты трубопроводного транспорта;
3) морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
4) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
5) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
6) гидротехнические сооружения;
7) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
8) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод;
9) метрополитен и другой транспорт общего пользования;
10) нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предоставляемые бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Доводы апеллянта преимущественно сводятся к тому, что договор на размещение нестационарного торгового объекта не может быть отнесен к договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иным договорам, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (земельного участка), поэтому действие приведенного Приказа на него не распространяется.
В то же время, заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта предполагает предоставление физическому либо юридическому лицу права пользования муниципальным земельным участком (его частью) за плату для определенной цели (размещение торгового объекта). Исходя из этого, данный договор может быть отнесен к "иным договорам, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (земельного участка)".
Доводы жалобы в целом не опровергают правильности выводов суда и оснований для отмены или изменения решения не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

Председательствующий
З.И.КУРАПОВА

Судьи

Е.С.ЕГОРОВА
Ю.М.КОРСАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)