Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу отказано в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий со ссылкой на невыполнение условий оказания поддержки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Рогальского С.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тамань Спецстрой" (ст. Вышестеблиевская, ИНН 2352037542, ОГРН 1052329072070) - Букина А.В. (доверенность от 01.10.2014), от Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края - Скотниковой Е.А. (доверенность от 20.03.2014), от третьего лица - Министерства финансов Краснодарского края - Вострокнутова А.С. (доверенность от 13.01.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамань Спецстрой" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А32-37519/2013 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.), установил следующее.
ООО "Тамань Спецстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство) от 18.09.2013 N 133, которым отказано в предоставлении обществу бюджетных средств в форме субсидий. Заявитель также просил взыскать за счет средств краевого бюджета 1 754 210 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Краснодарского края (далее - минфин края).
Решением от 21.05.2014 (судья Погорелов И.А.) приказ от 18.09.2013 N 133 признан недействительным. Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выплаты за счет средств краевого бюджета 1 754 210 рублей в счет возмещения затрат общества на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) от 25.02.2011, 12.05.2012, 10.08.2012 и 03.04.2013. Суд пришел к выводу о том, что отказ министерства в предоставлении субсидии обществу является неправомерным. Вследствие этого министерство обязано перечислить заявителю 1 754 210 рублей в счет возмещения убытков, причиненных названным отказом.
Постановлением апелляционного суда от 30.09.2014 решение от 21.05.2014 отменено, в удовлетворении требований общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что основания для признания приказа от 18.09.2013 N 133 недействительным отсутствуют. Необходимую совокупность состава элементов убытков заявитель не доказал. Кроме того, не доказано наличие бюджетных лимитов на предоставление соответствующей субсидии.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление, оставив в силе решение суда. Заявитель указывает, что нормами статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Внесение в региональную программу поддержки субъектов предпринимательства иных оснований для отказа в оказании поддержки, по мнению общества, неправомерно. Заявитель полагает, что при подаче заявления на участие в отборе представил все необходимые документы, вследствие чего отказ министерства в предоставлении субсидии является неправомерным.
В отзывах на жалобу министерство и минфин края просят оставить постановление без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 24.07.2013 общество, желая принять участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства", подало в министерство 4 заявления (договоры финансовой аренды (лизинга) от 25.02.2011 N АХ_ЭЛ/Крд-28208/ДЛ, от 12.05.2012 N АХ_ЭЛ/Крд-35512/ДЛ, от 10.08.2012 N АХ_ЭЛ/Крд-37182/ДЛ и от 03.04.2013 N АХ_ЭЛ/Крд-42044/ДЛ).
Приказом от 18.09.2013 N 133 министерство отказало обществу в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий.
В уведомлении от 23.09.2013 министерство обосновало причины данного отказа тем, что общество не выполнило следующие условия оказания поддержки: в приложенной к заявлению (договор от 03.04.2013 N АХ_ЭЛ/Крд-42044/ДЛ) копии паспорта транспортного средства отсутствуют какие-либо сведения о владельце (пользователе) имущества; в представленных к заявлениям (договоры от 10.08.2012 N АХ_ЭЛ/Крд-37182/ДЛ и от 03.04.2013 N АХ_ЭЛ/Крд-42044/ДЛ) копиях паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и других видов техники не указаны сведения о свидетельствах о регистрации транспортного средства; приложенные ко всем четырем заявлениям копии паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и других видов техники не заверены в установленном порядке; комплекты документов, сданные на субсидирование (по всем четырем заявлениям), не содержат описей с указанием страниц расположения документов.
Полагая, что в предоставлении субсидии отказано неправомерно, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании приказа от 18.09.2013 N 133 недействительным и взыскании 1 754 210 рублей за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ от 18.09.2013 N 133 является незаконным и нарушает права заявителя.
Отменяя решение, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 3 названной статьи нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 (далее - постановление N 606). Исполнителем мероприятий краевой целевой программы определено министерство. Кроме того, постановлением N 606 в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Законом N 209-ФЗ и Законом Краснодарского края от 04.04.2008 N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" утвержден Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Как следует из пункта 1.1 Порядка, он определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края. В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта). Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству (уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка. Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, закреплены в пункте 1.7 Порядка. Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены в разделе 2 Порядка. В разделе перечислены документы, которые должны предоставить субъекты малого и среднего предпринимательства для получения субсидии, а также регламентированы право министерства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать в уполномоченных органах государственной власти ряд документов и сведений в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства. В частности, на основании подпункта 2.2.1 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны представить в уполномоченный орган копию паспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; оригиналы и копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт). Оригиналы после сверки с копиями возвращаются. При этом подпунктом 2.2.5 Порядка установлено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 данного Порядка, должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и содержать опись с указанием страниц расположения документов. Согласно подпункту 2.2.6 Порядка прием заявлений и документов от субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в отборе прекращается с даты полного освоения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу на финансовый год, но не позднее 31 октября текущего финансового года (впоследствии названный срок продлен до 20 ноября). Несвоевременное представление документов является основанием для отказа в их приеме. В соответствии с пунктом 2.3 Порядка уполномоченный орган проверяет полноту сведений, содержащихся в документах субъекта малого и среднего предпринимательства, и соблюдение условий оказания поддержки. В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока отбора, предусмотренного подпунктом 2.3.1 Порядка, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. В течение 5 дней со дня принятия названного решения уполномоченный орган направляет субъекту малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятом решении о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. Случаи, в которых субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий, перечислены в пункте 2.4 Порядка. В том числе в предоставлении субсидии должно быть отказано, если не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и названным Порядком. В соответствии с пунктом 2.5 Порядка участник отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, которому отказано в предоставлении субсидий по основаниям, указанным в пункте 2.4 данного Порядка, имеет право повторно подать заявление после устранения (окончания действия) данных обстоятельств.
Названный Порядок (утративший силу с 01.01.2014), как обоснованно указал апелляционный суд, не противоречит требованиям норм Закона N 209-ФЗ и не признан недействующим.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2014 N Ф08-9079/2014 ПО ДЕЛУ N А32-37519/2013
Требование: О признании недействительным приказа министерства.Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу отказано в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий со ссылкой на невыполнение условий оказания поддержки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А32-37519/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Рогальского С.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тамань Спецстрой" (ст. Вышестеблиевская, ИНН 2352037542, ОГРН 1052329072070) - Букина А.В. (доверенность от 01.10.2014), от Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края - Скотниковой Е.А. (доверенность от 20.03.2014), от третьего лица - Министерства финансов Краснодарского края - Вострокнутова А.С. (доверенность от 13.01.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамань Спецстрой" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А32-37519/2013 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.), установил следующее.
ООО "Тамань Спецстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство) от 18.09.2013 N 133, которым отказано в предоставлении обществу бюджетных средств в форме субсидий. Заявитель также просил взыскать за счет средств краевого бюджета 1 754 210 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Краснодарского края (далее - минфин края).
Решением от 21.05.2014 (судья Погорелов И.А.) приказ от 18.09.2013 N 133 признан недействительным. Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выплаты за счет средств краевого бюджета 1 754 210 рублей в счет возмещения затрат общества на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) от 25.02.2011, 12.05.2012, 10.08.2012 и 03.04.2013. Суд пришел к выводу о том, что отказ министерства в предоставлении субсидии обществу является неправомерным. Вследствие этого министерство обязано перечислить заявителю 1 754 210 рублей в счет возмещения убытков, причиненных названным отказом.
Постановлением апелляционного суда от 30.09.2014 решение от 21.05.2014 отменено, в удовлетворении требований общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что основания для признания приказа от 18.09.2013 N 133 недействительным отсутствуют. Необходимую совокупность состава элементов убытков заявитель не доказал. Кроме того, не доказано наличие бюджетных лимитов на предоставление соответствующей субсидии.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление, оставив в силе решение суда. Заявитель указывает, что нормами статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Внесение в региональную программу поддержки субъектов предпринимательства иных оснований для отказа в оказании поддержки, по мнению общества, неправомерно. Заявитель полагает, что при подаче заявления на участие в отборе представил все необходимые документы, вследствие чего отказ министерства в предоставлении субсидии является неправомерным.
В отзывах на жалобу министерство и минфин края просят оставить постановление без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 24.07.2013 общество, желая принять участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства", подало в министерство 4 заявления (договоры финансовой аренды (лизинга) от 25.02.2011 N АХ_ЭЛ/Крд-28208/ДЛ, от 12.05.2012 N АХ_ЭЛ/Крд-35512/ДЛ, от 10.08.2012 N АХ_ЭЛ/Крд-37182/ДЛ и от 03.04.2013 N АХ_ЭЛ/Крд-42044/ДЛ).
Приказом от 18.09.2013 N 133 министерство отказало обществу в предоставлении бюджетных средств в форме субсидий.
В уведомлении от 23.09.2013 министерство обосновало причины данного отказа тем, что общество не выполнило следующие условия оказания поддержки: в приложенной к заявлению (договор от 03.04.2013 N АХ_ЭЛ/Крд-42044/ДЛ) копии паспорта транспортного средства отсутствуют какие-либо сведения о владельце (пользователе) имущества; в представленных к заявлениям (договоры от 10.08.2012 N АХ_ЭЛ/Крд-37182/ДЛ и от 03.04.2013 N АХ_ЭЛ/Крд-42044/ДЛ) копиях паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и других видов техники не указаны сведения о свидетельствах о регистрации транспортного средства; приложенные ко всем четырем заявлениям копии паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и других видов техники не заверены в установленном порядке; комплекты документов, сданные на субсидирование (по всем четырем заявлениям), не содержат описей с указанием страниц расположения документов.
Полагая, что в предоставлении субсидии отказано неправомерно, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании приказа от 18.09.2013 N 133 недействительным и взыскании 1 754 210 рублей за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ от 18.09.2013 N 133 является незаконным и нарушает права заявителя.
Отменяя решение, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 3 названной статьи нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы" утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 (далее - постановление N 606). Исполнителем мероприятий краевой целевой программы определено министерство. Кроме того, постановлением N 606 в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Законом N 209-ФЗ и Законом Краснодарского края от 04.04.2008 N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" утвержден Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Как следует из пункта 1.1 Порядка, он определяет механизм предоставления субсидий из краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в установленном порядке на территории Краснодарского края. В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта). Под первым взносом понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству (уполномоченный орган) на цели, указанные в пункте 1.2 названного Порядка. Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, закреплены в пункте 1.7 Порядка. Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены в разделе 2 Порядка. В разделе перечислены документы, которые должны предоставить субъекты малого и среднего предпринимательства для получения субсидии, а также регламентированы право министерства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать в уполномоченных органах государственной власти ряд документов и сведений в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства. В частности, на основании подпункта 2.2.1 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны представить в уполномоченный орган копию паспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; оригиналы и копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт). Оригиналы после сверки с копиями возвращаются. При этом подпунктом 2.2.5 Порядка установлено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 данного Порядка, должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и содержать опись с указанием страниц расположения документов. Согласно подпункту 2.2.6 Порядка прием заявлений и документов от субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в отборе прекращается с даты полного освоения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу на финансовый год, но не позднее 31 октября текущего финансового года (впоследствии названный срок продлен до 20 ноября). Несвоевременное представление документов является основанием для отказа в их приеме. В соответствии с пунктом 2.3 Порядка уполномоченный орган проверяет полноту сведений, содержащихся в документах субъекта малого и среднего предпринимательства, и соблюдение условий оказания поддержки. В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока отбора, предусмотренного подпунктом 2.3.1 Порядка, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. В течение 5 дней со дня принятия названного решения уполномоченный орган направляет субъекту малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятом решении о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий. Случаи, в которых субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидий, перечислены в пункте 2.4 Порядка. В том числе в предоставлении субсидии должно быть отказано, если не представлены документы, предусмотренные подпунктом 2.2.1 Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы, а также документы, оформленные с нарушением требований, установленных законодательством и названным Порядком. В соответствии с пунктом 2.5 Порядка участник отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, которому отказано в предоставлении субсидий по основаниям, указанным в пункте 2.4 данного Порядка, имеет право повторно подать заявление после устранения (окончания действия) данных обстоятельств.
Названный Порядок (утративший силу с 01.01.2014), как обоснованно указал апелляционный суд, не противоречит требованиям норм Закона N 209-ФЗ и не признан недействующим.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)