Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2012 ПО ДЕЛУ N А63-12713/2011

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. по делу N А63-12713/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - закрытого акционерного общества "Прасковейское" (ИНН 2624020964. ОГРН 1022603221167) - Саппа Г.П. (доверенность от 31.12.2011), от ответчика - Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края - Дьяченко И.А. (доверенность от 31.05.2012), от третьего лица - Правительства Ставропольского края - Дьяченко И.А. (доверенность от 15.02.2012), в отсутствие Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Прасковейское" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2012 (судья Довнар О.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 (судьи Джамбулатов С.И., Марченко О.В., Фриев А.Л.) по делу N А63-12713/2011, установил следующее.
ЗАО "Прасковейское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края о возмещении вреда в размере 5 320 877 рублей 67 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - Минсельхоз СК) и Правительство Ставропольского края.
Решением суда от 10.04.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2012, в удовлетворении иска отказано. Суды пришли к выводу о том, что общество не доказало противоправности действий Правительства Ставропольского края, наличие причинно-следственной связи между действиями Правительства Ставропольского края и возникновением у общества убытков, размер подлежащих взысканию убытков, а также осуществление мер по предотвращению или снижению размера убытков.
В кассационной жалобе общество просит решение от 10.04.2012 и постановление от 29.06.2012 отменить, иск удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы приведены следующие доводы:
- - заключая в 2008 году договоры лизинга, общество действовало не на свой риск, а в рамках государственной программы поддержки субъектов агропромышленного комплекса;
- - содержание действующих в 2008 году нормативных актов Ставропольского края и сложившаяся практика участия общества в программе государственной поддержки исключает для предприятия возможность предвидеть, что субсидии будут предоставлены только в течение одного финансового года;
- - в результате бездействия Правительства Ставропольского края в 2009-2011 годах общество недополучило субсидии по заключенным на 5 лет договорам финансовой аренды;
- - Правительство Ставропольского края не доказало недостаточности бюджетных средств для обеспечения расходных обязательств Ставропольского края.
В дополнении к кассационной жалобе общество привело следующие доводы:
- - не применен подлежащий применению Закон Ставропольского края от 22.06.2005 N 31-кз "О государственной поддержке участников лизинга в Ставропольском крае" (далее - Закон от 22.06.2005 N 31-кз). Правительство Ставропольского края не предусмотрело порядок выплаты субсидий участникам лизинга. При этом, в расходной части бюджета Ставропольского края предусмотрены субсидии всем субъектам агропромышленного комплекса, а не только сельскохозяйственным производителям (статья 7 и приложение N 10 Закона о бюджете Ставропольского края);
- - истец оспаривает не незаконность действий по изданию постановления Правительства Ставропольского края от 18.02.2009 N 40-П, а незаконность бездействия по выплате субсидий иным категориям получателей, в отношении которых ответчик имеет расходное обязательство. Обязательство по выплате субсидий всем субъектам агропромышленного комплекса вытекает из положений Закона от 22.06.2005 N 31-кз, Закона Ставропольского края от 19.11.2007 N 59-кз "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" и Законов о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год;
- - суды не выяснили, в каком порядке во исполнение Закона от 22.06.2005 N 31-кз предоставляются субсидии субъектам агропромышленного комплекса, не являющимся сельскохозяйственными производителями.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе с учетом дополнений.
Представитель ответчика и Правительства Ставропольского края выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в рамках реализуемой органами государственной власти Ставропольского края программы поддержки субъектов агропромышленного комплекса края общество заключило договоры финансовой аренды (лизинга) от 22.05.2008 N 2008/КЛ-002 и от 18.06.2008 N 2008/КЛ-008 зерноуборочного и виноградоуборочного комбайнов. Указанные договоры заключены сроком на 5 лет.
За 2008 год из средств краевого бюджета обществу выплачены субсидии на возмещение части лизинговых платежей по названным договорам в сумме 654 078 рублей 91 копейки, в том числе за зерноуборочный комбайн - 174 546 рублей 40 копеек, за виноградоуборочный комбайн - 479 532 рубля 51 копейка.
В 2009 году общество обратилось с соответствующими заявлениями и расчетами на получение субсидий в Минсельхоз СК, Правительство Ставропольского края и Министерство финансов Ставропольского края.
В письмах от 24.08.2009 и 22.09.2009 Минсельхоз СК сообщило об отсутствии основания для предоставления субсидий, поскольку постановлением Правительства Ставропольского края от 18.02.2009 N 40-п предусмотрен порядок предоставления субсидий только сельскохозяйственным производителям, каковым общество не является.
Полагая, что в результате незаконного бездействия Правительства Ставропольского края (бездействие, по мнению заявителя, выразилось в неопределении порядка выплаты субсидий) не выполнены расходные обязательства бюджета Ставропольского края в 2009-2011 годах по субсидированию затрат общества на лизинговые платежи, последнее обратилось в суд с иском о возмещении вреда. Размер ущерба рассчитан обществом исходя из сумм субсидий, не полученных обществом в 2009-2011 годах, и расходов, которые общество будет вынуждено произвести в 2012-2013 годах.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 65 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды отказали в иске в связи с отсутствием доказательств противоправности действий (бездействия) Правительства Ставропольского края и наличия причинно-следственной связи между действиями правительства и понесенными обществом убытками, а также недоказанностью размера отыскиваемых убытков.
Отношения сторон в сфере получения субсидий носят публично-правовой характер (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется нормами бюджетного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, определяют категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон о развитии сельского хозяйства) в рамках реализации государственной аграрной политики предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закон Ставропольского края от 19.11.2007 N 59-кз "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" Правительство Ставропольского края наделено полномочиями по предоставлению из краевого бюджета субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в случаях и порядке, определенных законом Ставропольского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Во исполнение статьи 20 Федерального закона Ставропольского края от 26.12.2007 N 79-кз "О бюджете Ставропольского края на 2008 год" Правительством Ставропольского края разработан Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий субъектам агропромышленного комплекса Ставропольского края на компенсацию части лизинговых платежей за машиностроительную продукцию, поставленную по договору финансовой аренды (лизинга)", утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 19.03.2008 N 53-п (далее - постановление от 19.03.2008 N 53-п).
Пунктом 2 названного постановления установлено, что субсидии предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Ставропольского края, входящим в систему агропромышленного комплекса Ставропольского края, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, и предоставляющим периодическую и бухгалтерскую отчетность в министерство сельского хозяйства Ставропольского края.
В 2009 году Правительством Ставропольского края в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 06.02.2009 N 3-кз "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае" принято постановление от 18.02.2009 N 40-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на компенсацию части лизинговых платежей за машиностроительную продукцию, поставленную по договору финансовой аренды (лизинга)" (далее - постановление от 18.02.2009 N 40-п), которым изменен критерий отбора юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий, а также признано утратившим силу постановление от 19.03.2008 N 53-п.
В силу пункта 2 указанного постановления субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанными таковыми Законом о развитии сельского хозяйства, то есть при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Таким образом, в силу вышеназванных норм предоставление субсидий на компенсацию части лизинговых платежей, начиная с 2009 года, обусловлено наличием у юридического лица либо индивидуального предпринимателя признаков сельскохозяйственного производителя в соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства.
Полное соответствие постановления от 18.02.2009 N 40-п Кодексу, Закону Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", Закону Ставропольского края "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае" установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.01.2011 по делу N А63-9358/2010.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами общество не обладает признаками сельскохозяйственного производителя, в связи с чем у него отсутствует право на получение субсидий из бюджета Ставропольского края.
В дополнении к кассационной жалобе общество заявило довод о возникновении у Ставропольского края расходного обязательства в силу статьи 4 Закона от 22.06.2005 N 31-кз.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона от 22.06.2005 N 31-кз за счет средств бюджета Ставропольского края производится субсидирование лизинговых платежей организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей за имущество, поставленное по договору финансовой аренды (лизинга).
В силу части 3 статьи 4 Закона от 22.06.2005 N 31-кз порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края утверждается Правительством Ставропольского края по согласованию с Государственной Думой Ставропольского края.
Довод общества сводится к тому, что в результате бездействия Правительства Ставропольского края, выразившегося в непринятии мер по утверждению порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета, истец был лишен возможности получить субсидии из бюджета Ставропольского края.
В 2008 году в период заключения договоров финансовой аренды (лизинга) от 22.05.2008 N 2008/КЛ-002 и от 18.06.2008 N 2008/КЛ-008 истец воспользовался правом на получение субсидий как предприятие, входящее в систему агропромышленного комплекса Ставропольского края (постановление от 19.03.2008 N 53-п).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец в 2009-2010 годах обращался в уполномоченный государственный орган о предоставлении субсидий в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 Закона от 22.06.2005 N 31-кз. Истец представил в дело письмо от 23.06.2009 N 01-05/695 о предоставлении субсидий только на основании постановления от 19.03.2008 N 53-п (т. 1, л.д. 83-84).
В 2011 году, после того как обществу было отказано в предоставлении субсидий на основании Закона Ставропольского края "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае", истец потребовал предоставление субсидий на основании Закона от 22.06.2005 N 31-кз (т. 1, л.д. 91-102). Вместе с тем, учитывая правовую природу бюджетных правоотношений, субсидии за предыдущие финансовые периоды не могут быть предоставлены.
Законом Ставропольского края от 07.12.2010 N 105-кз "О приостановлении действия Закона Ставропольского края "О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае" и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год" действие статьи 4 Закона от 22.06.2005 N 31-кз в части субсидирования лизинговых платежей организаций за имущество, поставленное по договору финансовой аренды (лизинга), приостановлено до 01.01.2012.
Таким образом, правовые основания для предоставления субсидий в 2011 году также отсутствуют.
Отсутствие в 2009-2011 годах нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок субсидирования, а также отсутствие соответствующих статей расходов в бюджете Ставропольского края на 2009-2011 года исключает наличие нарушений прав и законных интересов заявителя, обусловленных какими либо действиями или бездействием ответчика, а также вреда, обусловленного их совершением.
Изменение критериев отбора юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий, соответствует нормам закона и, соответственно, не может повлечь наступление вреда на стороне общества. Ожидания истца ежегодного получения компенсации лизинговых платежей не обусловлены какими-либо обязательствами субъекта Российской Федерации.
Поскольку срок действия постановления от 19.03.2008 N 53-п ограничен финансовым годом, выделение в 2008 году правительством Ставропольского края субсидий на компенсацию части лизинговых платежей сельскохозяйственным производителям Ставропольского края не порождает обязанности уполномоченного органа по выделению таких субсидий в последующие годы в нарушение утвержденного порядка и в отсутствие законодательных актов, порождающих расходные обязательства субъекта в 2009-2011 годах.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что заключая договоры лизинга, общество действовало в рамках государственной программы поддержки субъектов агропромышленного комплекса, практика участия общества в программе государственной поддержки исключает возможность предвидеть обеспечение субсидирования в течение лишь одного финансового года, о недоказанности Правительством Ставропольского края недостаточности средств для обеспечения расходных обязательств не имеют правового значения.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных актов, не установлены.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по делу N А63-12713/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.БАБАЕВА

Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
Ю.В.РЫЖКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)