Судебные решения, арбитраж
Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В., судей Телегиной Т.Н., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Волковой Т.В.
при участии:
от Первого заместителя Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, - не явились, извещены.
от Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политике и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба не явились, извещены.
от Открытого акционерного общества "Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России - не явились, извещены.
от Центрального банка РФ в лице Главного управления Центрального банка по Волгоградской области - не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу N А12-4754/08-с56 (судья И.А. Ландин),
по иску Первого заместителя Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград,
к Территориальному управлению Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политике и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба,
Открытому акционерному обществу "Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России
третье лицо Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка по Волгоградской области,
о признании недействительным договора от 06.03.2007 N 40116/77 банковского счета N 40116810311160000077 и применения последствий недействительности ничтожной сделки
установил:
Первый заместитель прокурора Волгоградской области, в соответствии со ст. 52 АПК РФ, обратился в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России о признании недействительным (ничтожным) договора N 40116/77 банковского счета (в валюте РФ), заключенного 06.03.2007 г. между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, и применении последствий недействительности ничтожной сделки, а именно обязании ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области закрыть счет N 40116810311160000077
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу N А12-4754/08-с56 исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции признал недействительным (ничтожным) договор N 40116/77 банковского счета (в валюте РФ), заключенный 06.03.2007 г. между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области. Применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальное управление Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области закрыть счет N 40116810311160000077. Взыскал с "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. Взыскал с Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Территориальное управление Среднеахтубинского муниципального района обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Волгоградской области.
Первый заместитель Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление 91301, приобщено к материалам дела).
Территориальное управление Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политике и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (уведомление 91302, приобщено к материалам дела).
Однако от управления поступило ходатайство с просьбой отложить судебное заседание в связи с отсутствием представителя.
В силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции с учетом отсутствия доказательств уважительности причин неявки представителя ТУ Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политике и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, а также в соответствии со статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы.
Открытое акционерное общество "Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (уведомление 91297, приобщено к материалам дела).
Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка по Волгоградской области, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление 91303, приобщено к материалам дела).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в порядке ст. 123 Арбитражного процессуально кодекса РФ, в судебное заседание не явились, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
06.03.2007 г. между "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области заключен договор N 40116/77 банковского счета (в валюте РФ), в соответствии с которым Банк открывает счет Клиенту в валюте Российской Федерации N 40116810311160000077, обязуется принимать и зачислять поступающие на счет клиента денежные средства, выполнять распоряжение Клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета.
Судебная коллегия считает доводы, изложено в апелляционной жалобе необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 75 Конституции РФ и Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ" на Банк России возложены функции обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и все операции со средствами бюджетов Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.
Согласно ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ счета бюджета обслуживает Банк России. В случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций, функции Банка России выполняют кредитные организации (ч. 2 ст. 156 БК РФ).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 г. N 12-П, положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.
При этом под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти (в том числе главы местного самоуправления), бюджетные учреждения, другие получатели бюджетных средств являются участниками бюджетного процесса.
Также, в силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в лице Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района является получателем бюджетных средств.
Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц являются банковскими операциями в силу статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации "соответствующей территорией" следует понимать как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальной учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)".
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Суд первой инстанции правомерно установил, что РКЦ г. Волжского Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области располагает технической возможностью принять на обслуживание организации г. Волжского, Ленинского, Среднеахтубинского и Быковского районов, что подтверждено справкой РКЦ г. Волжского ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области от 06.03.2008 г.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в соответствии с бюджетным законодательством ТУ Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области обязано было открыть счет в РКЦ г. Волжского Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом изложенного, договор N 40116/77 банковского счета (в валюте РФ), заключенный 06.03.2007 г. между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, как не соответствующий требованиям действующего законодательства является ничтожной сделкой, к которой подлежат применению последствия недействительности в виде закрытия бюджетного счета в коммерческой кредитной организации.
Доводы ТУ Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, связанные с экономической целесообразностью открытия банковского счета в ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России, не могут служить основанием к отказу в иске, т.к. ст. 168 ГК РФ не предусматривает в качестве исключения из правила о ничтожности сделки, не соответствующей требованиям закона, экономическую целесообразность такого нарушения.
Вывод суда первой инстанции о признании недействительным (ничтожным) договора N 40116/77 банковского счета в силу статьи 168 ГК РФ соответствует нормам материального права.
В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких-либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.
Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор N 40116/77 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N 40116810311160000077, открытый во исполнение ничтожной сделки.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, дал им обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В силу изложенного, апелляционная жалоба Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района удовлетворению не подлежит.
В связи с тем, что определением арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 г. заявителю апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, то в порядке ст. 110 АПК РФ с Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу N А12-4754/08-с56, оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Исполнительный лист выдать в порядке предусмотренном ст. 319 АПК РФ.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 АПК РФ.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2008 ПО ДЕЛУ N А12-4754/08-С56
Разделы:Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2008 г. по делу N А12-4754/08-с56
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В., судей Телегиной Т.Н., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Волковой Т.В.
при участии:
от Первого заместителя Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, - не явились, извещены.
от Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политике и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба не явились, извещены.
от Открытого акционерного общества "Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России - не явились, извещены.
от Центрального банка РФ в лице Главного управления Центрального банка по Волгоградской области - не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу N А12-4754/08-с56 (судья И.А. Ландин),
по иску Первого заместителя Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград,
к Территориальному управлению Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политике и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба,
Открытому акционерному обществу "Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России
третье лицо Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка по Волгоградской области,
о признании недействительным договора от 06.03.2007 N 40116/77 банковского счета N 40116810311160000077 и применения последствий недействительности ничтожной сделки
установил:
Первый заместитель прокурора Волгоградской области, в соответствии со ст. 52 АПК РФ, обратился в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России о признании недействительным (ничтожным) договора N 40116/77 банковского счета (в валюте РФ), заключенного 06.03.2007 г. между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, и применении последствий недействительности ничтожной сделки, а именно обязании ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области закрыть счет N 40116810311160000077
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу N А12-4754/08-с56 исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции признал недействительным (ничтожным) договор N 40116/77 банковского счета (в валюте РФ), заключенный 06.03.2007 г. между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области. Применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальное управление Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области закрыть счет N 40116810311160000077. Взыскал с "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. Взыскал с Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Территориальное управление Среднеахтубинского муниципального района обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Волгоградской области.
Первый заместитель Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление 91301, приобщено к материалам дела).
Территориальное управление Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политике и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (уведомление 91302, приобщено к материалам дела).
Однако от управления поступило ходатайство с просьбой отложить судебное заседание в связи с отсутствием представителя.
В силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции с учетом отсутствия доказательств уважительности причин неявки представителя ТУ Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политике и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, а также в соответствии со статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы.
Открытое акционерное общество "Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (уведомление 91297, приобщено к материалам дела).
Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка по Волгоградской области, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление 91303, приобщено к материалам дела).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в порядке ст. 123 Арбитражного процессуально кодекса РФ, в судебное заседание не явились, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
06.03.2007 г. между "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области заключен договор N 40116/77 банковского счета (в валюте РФ), в соответствии с которым Банк открывает счет Клиенту в валюте Российской Федерации N 40116810311160000077, обязуется принимать и зачислять поступающие на счет клиента денежные средства, выполнять распоряжение Клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета.
Судебная коллегия считает доводы, изложено в апелляционной жалобе необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 75 Конституции РФ и Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ" на Банк России возложены функции обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и все операции со средствами бюджетов Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.
Согласно ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ счета бюджета обслуживает Банк России. В случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций, функции Банка России выполняют кредитные организации (ч. 2 ст. 156 БК РФ).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 г. N 12-П, положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.
При этом под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти (в том числе главы местного самоуправления), бюджетные учреждения, другие получатели бюджетных средств являются участниками бюджетного процесса.
Также, в силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в лице Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района является получателем бюджетных средств.
Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц являются банковскими операциями в силу статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации "соответствующей территорией" следует понимать как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальной учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)".
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Суд первой инстанции правомерно установил, что РКЦ г. Волжского Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области располагает технической возможностью принять на обслуживание организации г. Волжского, Ленинского, Среднеахтубинского и Быковского районов, что подтверждено справкой РКЦ г. Волжского ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области от 06.03.2008 г.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в соответствии с бюджетным законодательством ТУ Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области обязано было открыть счет в РКЦ г. Волжского Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом изложенного, договор N 40116/77 банковского счета (в валюте РФ), заключенный 06.03.2007 г. между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, как не соответствующий требованиям действующего законодательства является ничтожной сделкой, к которой подлежат применению последствия недействительности в виде закрытия бюджетного счета в коммерческой кредитной организации.
Доводы ТУ Среднеахтубинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, связанные с экономической целесообразностью открытия банковского счета в ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России, не могут служить основанием к отказу в иске, т.к. ст. 168 ГК РФ не предусматривает в качестве исключения из правила о ничтожности сделки, не соответствующей требованиям закона, экономическую целесообразность такого нарушения.
Вывод суда первой инстанции о признании недействительным (ничтожным) договора N 40116/77 банковского счета в силу статьи 168 ГК РФ соответствует нормам материального права.
В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких-либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.
Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор N 40116/77 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N 40116810311160000077, открытый во исполнение ничтожной сделки.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, дал им обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В силу изложенного, апелляционная жалоба Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района удовлетворению не подлежит.
В связи с тем, что определением арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 г. заявителю апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, то в порядке ст. 110 АПК РФ с Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу N А12-4754/08-с56, оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Исполнительный лист выдать в порядке предусмотренном ст. 319 АПК РФ.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 АПК РФ.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)