Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2009 ПО ДЕЛУ N А12-18157/08

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2009 г. по делу N А12-18157/08


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи О.И. Антоновой,
судей А.Н. Бирченко, Ф.И. Тимаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.К.
при участии в заседании:
от истца - не явились, извещены
от ответчика - не явились, извещены
от третьего лица - не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, ст. Алексеевская Алексеевского района, Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "24" декабря 2008 г. по делу N А12-18157/08, (судья Ландин И.А.)
по иску Исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области, г. Волгоград
к Территориальному управлению Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, ст. Алексеевская Алексеевского района, Волгоградской области
Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Урюпинского отделения N 4012 Сбербанка России, г. Урюпинск Волгоградской области
третье лицо: Центральный банк РФ в лице Главного Управления ЦБ РФ по Волгоградской области, г. Волгоград/ г. Москва
о признании недействительным договора N 1464 банковского счета N 40116810811100000058 от 28.02.2007 г. и применения последствий недействительности ничтожной сделки,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратился исполняющий обязанности прокурора Волгоградской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Урюпинского отделения N 4012 Сбербанка России о признании недействительным (ничтожным) договора N 1464 банковского счета N 40116810811100000058, заключенного 28.02.2007 г. между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Урюпинского отделения N 4012 Сбербанка России и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, и применении последствий недействительности ничтожной сделки, а именно обязании ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Урюпинского отделения N 4012 Сбербанка России и Территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области закрыть счет N 40116810811100000058.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "24" декабря 2008 г. по делу N А12-18157/08 исковые требования Исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от "24" декабря 2008 г. по делу N А12-18157/08 отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что в Алексеевском районе не имеется учреждений Центрального Банка Российской Федерации, а РКЦ в г. Михайловка и в г. Урюпинск расположены на значительном расстоянии, поэтому у обслуживаемого через указанный счет Ларинского сельского поселения отсутствует реальная возможность обслуживаться в РКЦ г. Михайловки ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области. Также заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что Администрацией Алексеевского муниципального района был проведен конкурс по выбору кредитной организации на обслуживание бюджетных счетов для расчетно-кассового обслуживания.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились и суд, в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции. К такому выводу судебная коллегия приходит на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 28.02.2007 г. между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Урюпинского отделения N 4012 Сбербанка России (Банк) и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (Клиент) заключен договор N 1464 банковского счета, в соответствии с которым Банк открывает счет Клиенту в валюте Российской Федерации N 40116810811100000058, обязуется осуществлять расчетно-кассовое обслуживание Клиента.
В силу абзаца 3 статьи 215 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет исполняется на основе принципа единства кассы, который, в соответствии со статьей 38 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Абзац 4 статьи 215 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает на то, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Из спорного договора следует, что ответчиками открыт в коммерческом банке счет N 40116810811100000058.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.
Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П указано, что положение "о невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" - в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе - должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. При этом под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Таким образом, закрепленный статьей 38 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип единства кассы предусматривает осуществление всех расходов с единого счета бюджета, который в силу статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, может быть открыт только в учреждениях Банка России. Расходование средств бюджета с иных банковских счетов, кроме счета, открытого в учреждении Банка России, возможно только в случае, когда открытие такого счета в коммерческом банке необходимо в силу невозможности осуществления банком России операций по обслуживанию денежных средств бюджета на соответствующей территории. Возможность открытия специального банковского счета для обеспечения получателей бюджета наличными денежными средствами в коммерческом банке предусмотрена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2004 N 85н, но только при отсутствии учреждений Банка России или невозможности исполнения ими данных функций на соответствующей территории, о чем прямо указано в пункте 1 данного Приказа.
В силу статей 152, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области является юридическим лицом, относящимся к участникам бюджетного процесса и получателем бюджетных средств.
Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории г. Урюпинска Волгоградской области имеется учреждение Банка России - расчетно-кассовый центр г. Урюпинска Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области, и что данное учреждение способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории определенного числа муниципальных образований, в том числе Алексеевского района.
Данный вывод подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно справкой РКЦ г. Урюпинска от 29 октября 2008 года (л.д. 14).
Поэтому вывод суда о том, что договор банковского счета N 1464 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор банковского счета N 1464 ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N 40116810811100000058, открытый во исполнение ничтожной сделки.
Судебная коллегия признает несостоятельными доводы заявителя апелляционной жалобы, они не могут служить основанием к отмене судебного акта, принятого при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в подпункт 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ внесены изменения, согласно которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы вступили в силу с 29 января 2009 г. изменения в пункт 1 статьи 333.37 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 25.12.2008 года N 281-ФЗ, подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, уплаченная Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно платежному поручению от 19 февраля 2009 года N 1354.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "24" декабря 2008 г. по делу N А12-18157/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Территориальному управлению Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 1354 от 19 февраля 2009 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий
О.И.АНТОНОВА

Судьи
А.Н.БИРЧЕНКО
Ф.И.ТИМАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)