Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2008 ПО ДЕЛУ N А12-4756/08-С56

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2008 г. по делу N А12-4756/08-с56


Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лыткиной О.В., судей Волковой Т.В., Телегиной Т.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Семикиным Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу N А12-4756/08-с56 (судья Ландин И.А.),
по иску Первого заместителя Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград
- к Территориальному управлению Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба;
- Открытому акционерному обществу "Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России
третье лицо:
Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка по Волгоградской области
о признании недействительным договора от 06.03.2007 N 40116/79 банковского счета N 40116810911160000079 и применения последствий недействительности ничтожной сделки.
при участии в заседании:
от истца - извещен, не явился
- от ответчиков - извещены, не явились;
- от третьего лица - извещен, не явился,

установил:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора N 40116/79 банковского счета N 40116810911160000079, заключенного 06.03.2007 между Открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации", в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, а также применении последствий недействительности указанной сделки в виде обязания ответчиков закрыть счет N 40116810911160000079.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечен Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик - Территориальное управление Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, заключен договор N 40116/85 банковского счета, на основании которого открыт счет N 40116810911160000079 для осуществления расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством.
Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких-либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.
Из спорного договора не следует, что открытый ответчиками в коммерческом банке счет N 40116810911160000079 является единым счетом бюджета Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, следовательно, договор противоречит требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.
Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.
Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Гражданским кодексом.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единый счет бюджета Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области подлежит открытию только в учреждениях Банка России.
Конституцией Российской Федерации (статья 75) и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ на Банк России возложены функции обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, и все операции со средствами бюджетов Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.
В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации "соответствующей территорией" следует понимать как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальной учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)". Так же указанным постановлением предусмотрено, что обслуживание счетов бюджетов Банком России, как требуют того статьи 155 и 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является механизмом защиты бюджетных средств.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Отделение казначейства является получателем бюджетных средств.
Суд первой инстанции правомерно установил что на территории г. Волжского Волгоградской области имеется учреждение Банка России - расчетно-кассовый центр г. Волжского Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Среднеахтубинского муниципального района.
Данный вывод основан на имеющихся в деле доказательствах. В связи с чем, вывод суда о том, что договор банковского счета N 40116/79 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.
В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Как следует из материалов дела, конкурс на выбор кредитно-банковской организации на обслуживание счетов не проводился.
Довод Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о том, что счет, открытый на основании оспариваемого договора, не подлежит открытию в учреждении Банка России, так как не является счетом бюджета, а является счетом, предназначенным для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств федерального бюджета является ошибочным, поскольку статья 244 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает открытие Федеральным казначейством иных счетов, кроме счетов федерального бюджета.
Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор N 40116/79 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N 40116810911160000079, открытый во исполнение ничтожной сделки.
Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушения норм материального и процессуального права, обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего исследования доказательств, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:

решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу N А12-4756/08-с56 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА

Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)