Судебные решения, арбитраж
Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от прокуратуры - Бобровой Ольги Викторовны, удостоверение N 137000,
от иных лиц - нет (уведомления N 92118-92123 о вручении адресатам почтовых отправлений 1 сентября 2008 года приобщены к материалам дела)
рассмотрев апелляционную жалобу N 123 от 13 августа 2008 года Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградская область, ст. Алексеевская, Волгоградская область,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года по делу N А12-9674/2008-С56 (судья И.А. Ландин)
по иску Заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград,
к ответчикам:
1. Территориальному управлению Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, ст. Алексеевская, Волгоградская область,
2. открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ", в лице Урюпинского отделения N 4012, г. Урюпинск, Волгоградская область,
третьему лицу: Центральному банку РФ, г. Москва, в лице Главного управления Центрального банка РФ по Волгоградской области, г. Волгоград,
о признании недействительным договора банковского счета N 1450 от 28.02.2007 г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки
установил:
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора N 1450 банковского счета N 40116810511100000044, заключенного 28 февраля 2007 года между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации", в лице Урюпинского отделения N 4012, и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки путем закрытия указанного счета.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, Территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.
Заявитель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ", в лице Урюпинского отделения N 4012 и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области заключен договор N 1450 банковского счета, на основании которого открыт счет в валюте РФ N 40116810511100000044 для осуществления расчетно - кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством (л.д. 10-13).
Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких-либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.
Из спорного договора не следует, что открытый ответчиками в коммерческом банке счет N 40116810511100000044 является единым счетом бюджета Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, следовательно, договор противоречит требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.
Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единый счет бюджета Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области подлежит открытию только в учреждениях Банка России.
В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации" "соответствующей территорией" следует понимать как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территорию нескольких субъектов Российской Федерации или территорию определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)".
Статьями 161 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района является получателем бюджетных средств.
Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории Алексеевского района Волгоградской области имеется учреждение Банка России - расчетно-кассовый центр г. Михайловка Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Алексеевского района.
Данное обстоятельство подтверждено письмом Расчетно- кассового центра Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области от 29 мая 2008 года N 26-1-32/490 (л.д. 18).
Поэтому вывод суда о том, что договор банковского счета N 1450 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.
В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Суд первой инстанции обоснованно не принял доводов территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о том, что оспариваемый договор соответствует действующему законодательству, поскольку кредитное учреждение утверждено по результатам конкурса. Нормы Бюджетного кодекса РФ об открытии счетов в учреждениях Банка России носят императивный характер, допускают возможность открытия счетов в иных учреждениях лишь в случае невозможности выполнения учреждениями Банка России функций по обслуживанию счетов бюджетов, между тем в данном случае такая возможность имеется, что подтверждено материалами дела.
Суд первой инстанции правомерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор N 1450 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N 40116810511100000044, открытый во исполнение ничтожной сделки.
Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с ответчика, территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, в сумме 1000 рублей, в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года по делу N А12-9674/2008-С56 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградская область, ст. Алексеевская, Волгоградская область, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере одна тысяча рублей по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.И.АГИБАЛОВА
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Н.А.КЛОЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2008 ПО ДЕЛУ N А12-9674/2008-С56
Разделы:Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2008 г. по делу N А12-9674/2008-С56
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от прокуратуры - Бобровой Ольги Викторовны, удостоверение N 137000,
от иных лиц - нет (уведомления N 92118-92123 о вручении адресатам почтовых отправлений 1 сентября 2008 года приобщены к материалам дела)
рассмотрев апелляционную жалобу N 123 от 13 августа 2008 года Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградская область, ст. Алексеевская, Волгоградская область,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года по делу N А12-9674/2008-С56 (судья И.А. Ландин)
по иску Заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград,
к ответчикам:
1. Территориальному управлению Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, ст. Алексеевская, Волгоградская область,
2. открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ", в лице Урюпинского отделения N 4012, г. Урюпинск, Волгоградская область,
третьему лицу: Центральному банку РФ, г. Москва, в лице Главного управления Центрального банка РФ по Волгоградской области, г. Волгоград,
о признании недействительным договора банковского счета N 1450 от 28.02.2007 г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки
установил:
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора N 1450 банковского счета N 40116810511100000044, заключенного 28 февраля 2007 года между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации", в лице Урюпинского отделения N 4012, и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки путем закрытия указанного счета.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, Территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.
Заявитель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ", в лице Урюпинского отделения N 4012 и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области заключен договор N 1450 банковского счета, на основании которого открыт счет в валюте РФ N 40116810511100000044 для осуществления расчетно - кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством (л.д. 10-13).
Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких-либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.
Из спорного договора не следует, что открытый ответчиками в коммерческом банке счет N 40116810511100000044 является единым счетом бюджета Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, следовательно, договор противоречит требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.
Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единый счет бюджета Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области подлежит открытию только в учреждениях Банка России.
В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации" "соответствующей территорией" следует понимать как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территорию нескольких субъектов Российской Федерации или территорию определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)".
Статьями 161 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района является получателем бюджетных средств.
Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории Алексеевского района Волгоградской области имеется учреждение Банка России - расчетно-кассовый центр г. Михайловка Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Алексеевского района.
Данное обстоятельство подтверждено письмом Расчетно- кассового центра Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области от 29 мая 2008 года N 26-1-32/490 (л.д. 18).
Поэтому вывод суда о том, что договор банковского счета N 1450 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.
В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Суд первой инстанции обоснованно не принял доводов территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о том, что оспариваемый договор соответствует действующему законодательству, поскольку кредитное учреждение утверждено по результатам конкурса. Нормы Бюджетного кодекса РФ об открытии счетов в учреждениях Банка России носят императивный характер, допускают возможность открытия счетов в иных учреждениях лишь в случае невозможности выполнения учреждениями Банка России функций по обслуживанию счетов бюджетов, между тем в данном случае такая возможность имеется, что подтверждено материалами дела.
Суд первой инстанции правомерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор N 1450 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N 40116810511100000044, открытый во исполнение ничтожной сделки.
Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с ответчика, территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, в сумме 1000 рублей, в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года по делу N А12-9674/2008-С56 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградская область, ст. Алексеевская, Волгоградская область, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере одна тысяча рублей по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.И.АГИБАЛОВА
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Н.А.КЛОЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)