Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2013 ПО ДЕЛУ N А21-959/2013

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу N А21-959/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей Е.А.Сомовой, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И.Г.Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12690/2013) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.2013 по делу N А21-959/2013 (судья О.Д.Кузнецова), принятое
по заявлению ИП Яшина В.Н.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области
о признании недействительным требования
при участии:
от заявителя: Белоусова Ю.А. (доверенность от 29.11.2010)
от ответчика: Баринов М.Ю. (доверенность от 04.03.2013 N 2.2-12)

установил:

Индивидуальный предприниматель Яшин Виктор Николаевич (ОГРН 312392635900086; далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 08.11.2011 N 10821 в части уплаты транспортного налога в сумме 165 750 руб. и соответствующих пени в сумме 319 руб. 07 коп.
Решением суда от 29.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, обязанность уплаты транспортного налога связана только с регистрацией транспортного средства на конкретное лицо, а не с фактическим использованием транспортного средства и правом собственности на него.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель предпринимателя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией в адрес предпринимателя выставлено требование N 10821 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 08.11.2012.
Не согласившись с законностью выставленного налоговым органом требования от 08.11.2011 N 10821 в части уплаты транспортного налога в сумме 165 750 руб. и соответствующих пени в сумме 319 руб. 07 коп., Яшин В.Н. обратился в суд с заявлением.
Суд, удовлетворяя заявление, пришел к выводу, что предприниматель не является плательщиком транспортного налога, поскольку для возложения обязанности оплачивать налог в данном случае необходим не только факт регистрации транспортного средства, но и фактическое владение (пользование) им налогоплательщиком. Суд сослался на то, что договором лизинга регистрация на имя лизингополучателя предусматривалась только на время действия договора, в то время как в спорный налоговый период договор уже был расторгнут, а предмет лизинга передан лизингодателю - собственнику.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ставка транспортного налога, порядок и сроки его уплаты введены Законом Калининградской области от 16.11.2002 N 193 "О транспортном налоге".
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, та которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьей.
Объектом налогообложения транспортным налогом в силу пункта 1 статьи 358 НК РФ признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации N 1001 от 24.11.2008 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Приказ N 1001) утвержденные данным приказом Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. м или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Следовательно, целями регистрации автотранспортных средств в полномочных органах является регистрация данных их правообладателей (собственников и иных лиц) и допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Таким образом, по общему правилу, плательщиками транспортного налога являются лица, являющиеся правообладателями в отношении объектов налогообложения - транспортных средств. При этом отсутствие регистрации транспортных средств в уполномоченном органе (в случае приобретения в собственность транспортных средств) не является основанием для неуплаты налога в силу заявительного характера регистрационных действий со стороны собственника и уклонения от осуществления регистрационных действий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. По соглашению сторон' лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.
В силу пункта 48 Приказа N 1001 транспортные средства, приобретенные в собственность юридическим лицом и переданные им на основании договора лизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона N 164-ФЗ и пунктом 48 Приказа N 1001 спорные транспортные средства зарегистрированы за предпринимателем как за лизингополучателем.
Таким образом, по смыслу статей 357, 358 НК РФ транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке на срок действия договоров лизинга (то есть временно), являются объектами обложения транспортным налогом у лизингополучателя.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.2010 по делу N А21-835/2010 договор международного долгосрочного финансового лизинга от 28.02.2007 N 3014420-2, заключенный между предпринимателем и компанией "MAN Financial Services GmbH" (лизингодатель), расторгнут с обязанием передачи лизингодателю предмета лизинга.
Во исполнение данного решения суда пять седельных тягачей и пять прицепов на основании акта от 24.10.2010 об исполнении исполнительного документа по делу N А21-835/2010 переданы представителю лизингодателя в г. Советске Калининградской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи Закона N 164-ФЗ в случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе).
Согласно пункту 44 Приказа N 1001 снятие с регистрационного учета транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда, должно быть возвращено или передано транспортное средство; должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Таким образом, снятие с регистрационного учета транспортных средств в случае расторжения договора лизинга и изъятия транспортных средств является обязанностью лизингодателя, в связи с чем, совершение данных действий не зависит от волеизъявления лизингополучателя.
Вместе с тем, в нарушение пункта 3 статьи 20 Закона N 164-ФЗ и пункта 44 Приказа N 1001 лизингодатель не произвел действия по снятию с учета транспортных средств.
При таких обстоятельствах, поскольку договор международного долгосрочного финансового лизинга от 28.02.2007 N 3014420-2 расторгнут, а предмет лизинга передан лизингодателю, суд сделал правильный вывод о том, что предприниматель не является плательщиком транспортного налога, поскольку для возложения обязанности оплачивать налог в данном случае необходим не только факт регистрации транспортного средства, но и фактическое владение (пользование) им налогоплательщиком.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.2013 по делу N А21-959/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ

Судьи
Е.А.СОМОВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)