Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.09.2013 ПО ДЕЛУ N А63-15409/2012

Разделы:
Банковский кредит; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. по делу N А63-15409/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк. Н.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Октябрьское" (г. Ставрополь, ИНН 2635074665, ОГРН 1042600280920) - Енацкой И.Г. (доверенность от 26.12.2011), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970), третьих лиц: Министерства финансов Ставропольского края, открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Октябрьское" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А63-15409/2012 (судьи Баканов А.П., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.), установил следующее.
ЗАО "Сельскохозяйственное предприятие "Октябрьское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением, в котором просило:
- - признать незаконными действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство), выразившиеся в отказе предоставить 312 804 рубля 36 копеек субсидий на возмещение затрат на уплату ежемесячных процентов с 01.06.2012 по 30.06.2012 по кредитным договорам от 27.02.2012 N 120604/0003; 16.05.2008 N 080604/2012; 04.07.2011 N 110604/0012; 05.04.2011 N 110604/0006; 02.07.2009 N 090604/0015; 06.09.2011 N 110604/0020 (далее - кредитные договоры), заключенные с ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк";
- - обязать министерство устранить допущенное нарушение путем предоставления субсидии в размере 312 804 рублей 36 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Ставропольского края и ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк".
Решением от 28.01.2013 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у министерства отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении субсидии.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2013 решение от 28.01.2013 отменено, в иске отказано. В постановлении указано, что общество, обращаясь в министерство с заявлением о предоставлении субсидии, не предъявило доказательств, подтверждающих соблюдение условий предоставления средств на возмещение части затрат на момент обращения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение. По мнению заявителя, постановление апелляционного суда принято с нарушением норм материального права. Заявитель указывает, что им не нарушен Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 N 450-п (далее - Порядок N 450-п). Пунктами 4 и 35 Административного регламента предоставления министерством государственной услуги "предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", утвержденного приказом министерства от 16.04.2012 N 121 (далее - Административный регламент), определено, что для получения названной государственной услуги заявителю необходимо выполнить обязательства по погашению основного долга и уплате начисленных процентов в соответствии с кредитным договором. Данный Административный регламент не нарушен обществом. Суд апелляционной инстанции неправомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу Министерства финансов Ставропольского края просило оставить апелляционное постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Министерство и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Законность постановления проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (пункты 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что в целях приобретения заявителем минеральных удобрений, средств защиты растений, семян и запасных частей для ремонта сельскохозяйственной техники общество (заемщик) и ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" (кредитор) заключили кредитные договоры.
06 сентября 2011 года обществом (заемщик) и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (кредитор) заключен кредитный договор N 110604/0020 на сумму 4 949 120 рублей под 13% годовых для приобретения сельскохозяйственного оборудования, срок погашения (возврата) кредита 26.08.2016.
02 июля 2009 года обществом (заемщик) и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (кредитор) заключен кредитный договор N 090604/0015 на сумму 4 095 130 рублей под 19% годовых для приобретения сельскохозяйственной техники, срок погашения (возврата) кредита 11.06.2014.
05 апреля 2011 года обществом (заемщик) и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (кредитор) заключен кредитный договор N 110604/0006 на сумму 8 482 745 рублей под 13% годовых для приобретения прицепной и навесной техники, срок погашения (возврата) кредита 04.04.2016.
04 июля 2011 года обществом (заемщик) и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (кредитор) заключен кредитный договор N 110604/0012 на сумму 8 185 500 рублей под 13% годовых для приобретения сельскохозяйственной техники, срок погашения (возврата) кредита 20.06.2016.
27 февраля 2012 года обществом (заемщик) и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (кредитор) заключен кредитный договор N 110604/0003 на сумму 10 432 тыс. рублей под 13% годовых для приобретения сельскохозяйственной техники, срок погашения (возврата) кредита 23.12.2016.
16 мая 2008 года обществом (заемщик) и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (кредитор) заключен кредитный договор N 080604/0012 на сумму 4 200 тыс. рублей под 15% годовых для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования, срок погашения (возврата) кредита 25.04.2013.
В соответствии с уведомлениями министерства (т. 1, л.д. 18-23) общество является получателем субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и предоставляемым на основании Порядка N 450-п.
Общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении за счет бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение затрат на уплату ежемесячных процентов за период с 01.06.2012 по 30.06.2012 по кредитным договорам.
Министерство в уведомлении от 28.08.2012 N 1 отказало в предоставлении субсидий со ссылкой на то, что общество не выполнило обязательства по погашению основного долга и процентов в соответствии с кредитными договорами.
Отказ министерства в предоставлении субсидий явился основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество, перечислив банку проценты 03.07.2012, просрочило их уплату, поскольку в соответствии с пунктом 4.2.2 кредитного договора процентный период начинается в день, следующий за датой окончания предыдущего процентного периода, и заканчивается в последний календарный день текущего календарного месяца (включительно). Названная просрочка явилась основанием для отказа в предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила N 90).
В силу пункта 8 Правил N 90 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 197, действовавшей в спорный период) средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплате начисленных процентов. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
Правила N 90 предусматривают наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат заемщиков, в том числе перечня документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых для получения субсидий.
Согласно пункту 4 Порядка N 450-п (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 14.06.2012 N 193-п) субсидии предоставляются заемщикам на следующих условиях:
- - заключение с кредитными организациями кредитного договора (договора займа);
- - предоставление периодической бухгалтерской отчетности в министерство;
- - выполнение обязательств по погашению основного долга и уплате начисленных процентов. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
В силу пункта 7 Порядка N 450-п предоставление субсидии заемщику осуществляется на основании следующих документов:
1) заявление на предоставление субсидии по форме, утверждаемой министерством;
2) справка-расчет причитающихся сумм субсидии по форме, утверждаемой министерством;
3) копия кредитного договора (договора займа) с приложением копий графика погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему, выписки из ссудного счета заемщика, подтверждающие получение кредита, или документа, подтверждающего получение займа, платежных поручений, подтверждающих целевое использование кредита (займа), заверенные кредитной организацией;
4) копии документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), по перечню согласно приложению к данному Порядку, заверенные руководителем заемщика (представляются по мере целевого использования кредита (займа);
5) документы, подтверждающие уплату начисленных по кредиту (займу) процентов, заверенные кредитной организацией (представляются по мере уплаты начисленных процентов);
6) справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам (представляется по мере уплаты начисленных процентов).
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции, изучив представленные доказательства с учетом нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, пришел к обоснованному выводу об отсутствии надлежащих оснований для отказа министерством в предоставлении субсидии.
Отменяя решение и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции счел неправильным вывод суда первой инстанции о формальном подходе комитета при решении вопроса о предоставлении субсидий и о нарушении прав и законных интересов общества.
Нормы действовавшего в спорный период законодательства (пункт 8 Правил N 90, пункт 4 Порядка N 450-п) предусматривали предоставление заемщикам субсидий при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Названное обязательство (в части процентов) общество выполнило, хотя и с просрочкой платежа на 3 дня.
Пункт 9 Правил N 90 и пункт 4 Порядка N 450-п не содержат условий о том, что нарушение срока оплаты начисленных процентов, предусмотренного кредитным договором, является основанием для непредоставления субсидий.
Нарушение срока оплаты процентов по кредитному договору влечет иные последствия, а именно: запрет на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения срока исполнения обязательств.
Таким образом, просрочка уплаты процентов не может служить основанием для отказа министерства предоставить субсидии для возмещения части понесенных обществом затрат на уплату процентов по кредитному договору.
Суд первой инстанции с учетом приведенных нормативных документов правомерно удовлетворил требования общества.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что постановление апелляционного суда необходимо отменить и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции (пункт 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А63-15409/2012 отменить. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2013 по делу N А63-15409/2012 оставить в силе.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Ставропольского края в пользу закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Октябрьское" 1000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕСНЯК
Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
В.Ф.КУХАРЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)