Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N 7-991/2013

Разделы:
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N 7-991/2013


Судья Орлова М.Е.

Судья Московского городского суда Ильичева Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитников ЗАО "Стратегия лизинга" К. и Е. на постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2013 г., которым
ЗАО "Стратегия лизинга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей,

установил:

22 октября 2012 года ведущим специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО Ж. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Стратегия лизинга".
Дело передано на рассмотрение в Таганский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе на это постановление защитники К. и Е. в интересах ЗАО "Стратегия лизинга" просят его отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ЗАО "Стратегия лизинга" состава административного правонарушения, указывают на невиновность ЗАО "Стратегия лизинга" в инкриминируемом правонарушении, на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, также на то, что срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение истек.
В судебное заседание законный представитель - генеральный директор ЗАО "Стратегия лизинга" К.О. и защитник ЗАО "Стратегия лизинга" Е. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от явившегося в судебное заседание для представления интересов ЗАО "Стратегия лизинга" защитника К. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя - генерального директора ЗАО "Стратегия лизинга" К.О. и защитника Е., извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство и рассмотреть дело в отсутствие законного представителя - генерального директора ЗАО "Стратегия лизинга" К.О. и защитника Е.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ЗАО "Стратегия лизинга" К.Т., поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, допрошенную в качестве свидетеля Ж. - ведущего специалиста-эксперта отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматривается.
Судьей районного суда установлено, что в ходе осуществления проверки в период с 02 октября 2012 года по 22 октября 2012 года выявлено, что ЗАО "Стратегия лизинга" не исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, выразившееся в неисполнении правил внутреннего контроля, а также в нарушении пп. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма", повлекших непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а именно сведений по операциям по предоставлению имущества по договорам лизинга, заключенным в проверяемом периоде, стоимость предмета лизинга по которым превышает 600 000 рублей (по договору лизинга N СЛ-201 1/01 от 12 октября 2011 года с ООО "РИАКОНСАЛТ", по договору лизинга N СЛ-2011/09 от 20 октября 2011 года с ООО "ТД "Рускабель").
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что в период с 02.10.2012 по 22.10.2012 в ходе осуществления выездной проверки МРУ Росфинмониторинга по ЦФО соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлено, что ЗАО "Стратегия лизинга" осуществляет деятельность в области финансовой аренды (лизинга).
Данный факт подтверждается копией договора лизинга N СЛ-2011/01 от 12.10.2011 г., предоставленными Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, а также выписками по счетам ЗАО "Стратегия лизинга"* предоставленными ОАО "Сбербанк России" (Вх. N 22/7045-дсп от 19.10.2012 г.) и ЗАО КБ "Альта-Банк" (22/6831-дсп от 11.10.2012 г.).
В соответствии с указанными выписками на счета ЗАО "Стратегия лизинга" зачислены денежные средства в качестве оплаты авансовых и лизинговых платежей, а также оплаты выкупной стоимости предметов лизинга по договорам лизинга.
Кроме того, в письме Правительства г. Москвы содержится информация о том, что ЗАО "Стратегия лизинга" (Лизингодатель) заключило с ООО "РИАКОНСАЛТ" (Лизингополучатель-получатель субсидии) договор лизинга оборудования N СЛ-2011/01 от 12.10.2011 г., которое обратилось за оказанием государственной поддержки в форме возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга.
В соответствии с документами, предоставленными Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, ООО "РИАКОНСАЛТ" получило государственную поддержку в форме возмещения части затрат на уплату первого лизингового платежа при заключении договора лизинга N СЛ-2011/01 от 12.10.2011 г. в размере *** руб. Лизингодателем по Указанному договору является ЗАО "Стратегия лизинга", стоимость оборудования переданного в лизинг *** руб.
Указанное выше свидетельствуют о передаче ЗАО "Стратегия лизинга" имущества в лизинг по договорам лизинга. Следовательно, ЗАО "Стратегия лизинга" выполняет функции лизингодателя.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 164-ФЗ от 29.10.1998 "О финансовой аренде (лизинге)" к лизинговым компаниям (фирмам) - коммерческим организациям (резидентам Российской Федерации или нерезидентам Российской федерации), относятся организации, выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Таким образом, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 164-ФЗ от 29.10.1998 "О финансовой аренде (лизинге)" лицо является лизинговой компанией (фирмой) при одновременном выполнении следующих двух условий: лицо является коммерческой организацией; лицо выполняет функции лизингодателя.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 164-ФЗ от 29.10.1998 "О финансовой аренде (лизинге)", коммерческие организации являются лизинговыми компаниями (фирмами) в случае, если они выполняют функции лизингодателей:
- в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в соответствии со своими учредительными документами.
Выполнение функций лизингодателей законодательно закреплено в п. 1 ст. 4 Федерального закона N 164-ФЗ от 29.10.1998 "О финансовой аренде (лизинге)": лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Следовательно, в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ ЗАО "Стратегия лизинга" относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Под организацией внутреннего контроля, в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля - реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отнесены организация и осуществление внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Проверкой выявлено неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, выразившиеся в неисполнении правил внутреннего контроля, а также в нарушении пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, повлекшее непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации обязаны фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга), является операцией, подлежащей обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает *** руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной *** руб., или превышает ее.
В результате рассмотрения документов и сведений, имеющихся в распоряжении МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, на предмет исполнения ЗАО "Стратегия лизинга" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявлены операции по предоставлению имущества по договорам лизинга, заключенным в проверяемом периоде, стоимость предмета лизинга по которым превышает *** руб., сведения по которым в уполномоченный орган не представлены: номер договора лизинга: N СЛ-2011/01; дата договора лизинга: 12.10.2011; наименование лизингополучателя: ООО "РИАКОНСАЛТ"; сумма авансового/лизингового платежа: ***рублей; дата авансового/лизингового платежа: 23.11.2011; сумма авансового/лизингового платежа: *** рублей; дата авансового/лизингового платежа: 10.01.2012; номер договора лизинга: N СЛ-2011/09; дата договора лизинга: 12.10.2011; наименование лизингополучателя: ООО "ТД "Рускабель"; сумма авансового/лизингового платежа: 6 114 102, 11 рублей; дата авансового/лизингового платежа: 30.11.2011; сумма авансового/лизингового платежа: *** рублей; дата авансового/лизингового платежа: 16.01.2012.
В нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ в проверяемом периоде (с 01.07.2009 по 01.10.2012), сведения о вышеуказанных операциях, подлежащих обязательному контролю, в целях соблюдения Федерального закона К" 115-ФЗ ЗАО "Стратегия лизинга" в Росфинмониторинг не представлены.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства, в том числе по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Нарушения, допущенные Обществом, в части представления сведений произошли вследствие ненадлежащего осуществления внутреннего контроля и исполнения правил внутреннего контроля, что не позволило обеспечить исполнение обязанностей, установленных статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации обязаны фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, и представляют собой совокупность программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, регламентирующим исполнение обязательных процедур в указанных целях (в частности регламентируется процедура по выявлению, фиксированию и представлению сведений в порядке позволяющем обеспечить соблюдение установленных законодательством сроки).
В соответствии с п. 5.1 Правил внутреннего контроля, утвержденных ЗАО "Стратегия лизинга" 27.01.2010 г. при выявлении в деятельности клиента операции, подлежащей обязательному контролю, лизинговая компания не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения, установленные в п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 5.3 Правил внутреннего контроля сообщения отсылаются в Росфинмониторинг посредством почтовых отправлений с уведомлением о вручении, с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам доставки или по электронной почте, после установки АРМ в лизинговой компании.
Таким образом, в результате неисполнения п. 5.1 Правил внутреннего в ЗАО "Стратегия лизинга" указанные сведения не зафиксированы и в уполномоченный орган не предоставлены, чему способствовало неосуществление внутреннего контроля и нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Следовательно, ЗАО "Стратегия лизинга" были нарушены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию Терроризма, выразившиеся в неисполнении требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в длительном непрекращающемся неосуществлении внутреннего контроля, выразившегося в неисполнении правил внутреннего контроля (Глава 5 Правил внутреннего контроля, утвержденных ЗАО "Стратегия лизинга" 27.01.2010 г.) и требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, повлекшее непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
С учетом изложенного, данное правонарушение в части осуществления внутреннего контроля является длящимся, так как выражается в непрекращающемся невыполнении Обществом установленной публично-правовой обязанности, а именно отсутствием мер, направленных на осуществление внутреннего контроля в обществе, в связи с чем, годичный срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящимся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Указанное правонарушение выявлено в ходе проведения проверки 22.10.2012 г., таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Таким образом, ЗАО "Стратегия лизинга" совершило административное правонарушение, так как исполнило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Обстоятельства административного правонарушения установлены судьей районного суда с учетом представленных доказательств, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется.
Факт правонарушения и вина ЗАО "Стратегия лизинга" в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 22 октября 2012 года; приказом о проведении проверки за период с 01 июля 2009 года по 01 октября 2012 года в срок с 02.10.2012 года по 31.10.2012 года, требованием о предоставлении документов и информации, телеграммами уведомлениями о проведении проверки и требовании представить документы, договором финансовой аренды (лизинга) N СЛ-2011/01 от 12 октября 2011 года, заключенным между ЗАО "Стратегия лизинга" и ООО "РИАКОНСАЛТ", со спецификацией и графиком платежей, договором куп продажи N СЛ-2011/01-КП от 12 октября 2011 года со спецификацией, правоустанавливающими документами ЗАО "Стратегия лизинга", выпиской из ЕГРЮЛ, сведениями о счетах организации; информацией об операциях, совершенных ЗАО "Стратегия лизинга"; актом об отсутствии организации по месту нахождения от 22.10.2012 года, фототаблицей; письмом начальника информационно-технологического управления N 22-01-14/4345 от 09 января 2013 года о том, что ЗАО "Стратегия лизинга" предоставила в уполномоченный орган сообщения N 01, 02 от 20 октябри 2011 года по договорам финансовой аренды (лизинга) N СЛ-2011/01 и СЛ-2011/09 от 20 октября 2011 года по форме 3-СПД, указанные сообщения были отвергнуты по причине предоставления информации форме, отличной от формы 4-СПД; показаниями допрошенной в настоящем судебном заседании в качестве свидетеля Ж. - ведущего специалиста-эксперта отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО, согласно которым она подтвердила обстоятельства, изложенные ею в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ, составленном в отношении ЗАО "Стратегия лизинга".
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает.
Обстоятельства совершения административного правонарушения судом установлены правильно, выводы соответствуют материалам дела.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО "Стратегия лизинга" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Доводы в жалобе о невиновности ЗАО "Стратегия лизинга" в совершении инкриминируемого правонарушения, о недоказанности его вины, являются несостоятельными, поскольку полностью опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую оценку судьи в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы в жалобах о том, что судом не определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, являются несостоятельными, поскольку совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ЗАО "Стратегия лизинга" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Вопреки доводам в жалобе протокол об административном правонарушении и иные материалы дела обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами, получили надлежащую оценку судьи, позволяют установить обстоятельства правонарушения и вину ЗАО "Стратегия лизинга" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Доводы в жалобе направлены на иное толкование закона, переоценку в выгодном для ЗАО "Стратегия лизинга" свете имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание ЗАО "Стратегия лизинга" назначено в пределах санкции ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Вопреки доводам в жалобе, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Вопреки доводам в жалобе, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Стратегия лизинга" оставить без изменения, жалобу защитников К. и Е. в интересах ЗАО "Стратегия лизинга" - без удовлетворения.

Судья
Московского городского суда
Е.И.ИЛЬИЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)