Судебные решения, арбитраж
Ипотечный кредит; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Садриханова С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Лимоновой Л.Ф.
судей Орловой А.И., Яковенко М.В.
при секретаре Мезенцевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ачитского района в интересах П.А.В., П.В.В. и их несовершеннолетнего ребенка П. к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, администрации Ачитского городского округа о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности включения в список участников мероприятия - получателей социальных выплат в рамках реализации программы "Социальное развитие села до 2013 года" на 2013 год,
по апелляционному представлению прокурора Ачитского района на решение Ачитского районного суда Свердловской области от 13.06.2013.
Заслушав доклад судьи Яковенко М.В., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области, истца П.В.В., представителей ответчиков,
судебная коллегия
установила:
Прокурор Ачитского района обратился в суд района в интересах П.А.В. П.В.В. и их несовершеннолетнего ребенка П. с вышеуказанным иском. В обоснование требований прокурор Ачитского района указал следующее. <...> П.А.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. <...> П.А.В. подала в администрацию Ачитского городского округа заявление о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", заполненное по форме, являющейся к Типовому положению о предоставлении социальных выплат в рамках этой программы. Распоряжением администрации Ачитского городского округа от <...> П.А.В. включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". <...> супруги П-вы оформили кредит на недвижимость с целью дальнейшего погашения кредита за счет социальной выплаты по указанной программе. <...> по договору купли-продажи они приобрели <...> квартиру общей площадью <...> кв. м., зарегистрировав право собственности на нее в установленном законом порядке. <...> администрация Ачитского городского округа известила П.А.В. об исключении ее семьи из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках указанной программы, а <...> распоряжением администрации Ачитского городского округа <...> П.А.В. и ее семья сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Прокурор Ачитского района просил признать незаконным распоряжение администрации Ачитского городского округа от <...> "О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях"; обязать администрацию Ачитского городского округа восстановить П.А.В. и ее семью: мужа П.В.В., сына П. в списке участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" по Ачитскому городскому округу под <...>; обязать Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области включить П.А.В. и ее семью: мужа П.В.В., сына П. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" на 2013 год.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал, просил иск удовлетворить в полном объеме, дал пояснения, аналогичные указанным в заявлении.
П.А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка П., на требованиях настаивала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Ачитского городского округа в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, пояснил следующее. Администрация неверно истолковала нормативные акты и, выйдя за пределы своих полномочий, приняла распоряжение о включении П.А.В. в список участников мероприятий.
Представитель ответчика Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в судебном заседании возражал против требований прокурора, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, пояснил следующее. Гражданин может быть признан участником мероприятий Программы только после утверждения Министерством сводного списка. П.А.В. никогда не включалась Министерством в сводный список, т.е. не являлась участником мероприятий. Полномочия, касающиеся утверждения сводного списка, Министерством администрации Ачитского городского округа не передавались. Кроме того, взятый П.А.В. кредит на улучшение жилищных условий не является ипотечным кредитом, квартира не находится в залоге. В связи с чем, социальная выплата не может быть направлена на погашение взятого П.А.В. в <...> году кредита. В настоящее время Соглашение на 2013 год подписано, сводные списки сформированы.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Ачитского района обратился в суд района в интересах П.А.В. П.В.В. и их несовершеннолетнего ребенка П., в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением суда, прокурором Ачитского района представлено апелляционное представление, в котором указано следующее. В норме п. 15 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>, не установлено, что утверждение сводного списка участников - есть признание участником мероприятий, это лишь процедура, позволяющая с учетом объема субсидий установить, кто из списков, предоставленных муниципальным образованием, в текущем году согласно очередности получит социальную выплату. Вывод суда о том, что оформленный семьей П-вых кредит не является ипотечным, сделан в связи с неправильным применением норм материального права. П.А.В., действуя добросовестно, имея сведения об издании распоряжения администрацией Ачитского городского округа от <...> о включении ее в состав участников мероприятий, <...>, руководствуясь требованиями п. 7 Типового положения, привлекла для приобретения жилья в качестве источника софинансирования, заемные средства, заключив договор займа, с целью получения социальной выплаты, которую намеревалась направить на погашение основного долга и уплату процентов по займу, поскольку была признана на дату заключения договора займа участником мероприятий. Решение суда является незаконным и необоснованным, в связи с чем, решение суда отменить и принять по делу новое решение, согласно которому исковые требования удовлетворить.
В заседании судебной коллегии прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области на доводах апелляционного представления настаивал, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В заседании судебной коллегии истец П.В.В. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков в заседании апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, апелляционное представление - оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
В процессе реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Типовое Положение "О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам".
Настоящее Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
В случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий, указанных в пункте 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858. Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам) не допускается.
В случае использования социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальных выплат ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Учитывая изложенное, вышеуказанными нормами определены, как категория граждан, которым предоставляется в установленном порядке данная социальная выплата, так и регламентирован перечень оснований, на которые социальная выплата может быть направлена. Указанные перечни являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Ачитского городского округа от <...>, П.А.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий <...>.
<...> П.А.В. подано заявление в администрацию Ачитского городского округа о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности <...>.
<...> на основании распоряжения администрации Ачитского городского округа <...> П.А.В. включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Согласно п. 8 вышеуказанного Типового Положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
В силу п. 14 Положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
На основании п. 15 Положения органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относится: проверка правильности оформления документов, представленных заявителем, их достоверность, формирование списков граждан изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, их направление в уполномоченные органы. В данном случае таким уполномоченным органом является Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
В соответствии с п. 9 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат, выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2009 N 599-ПП, право гражданина, молодой семьи и молодого специалиста на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальная выплата) удостоверяется свидетельством, которое не является ценной бумагой (далее - Свидетельство).
В силу п. 10 названного Порядка основанием для выдачи Свидетельства служит Сводный список, утвержденный приказом Министерства, а не распоряжение органа местного самоуправления о признании участником мероприятий.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалы дела согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств включения П.А.В. в сводные списки, утвержденные Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
Кроме того, как следует из Типового Положения, социальная выплата может быть направлена, в том числе, на погашение ипотечного кредита.
Как следует из материалов дела, между Банк Российской Федерации П.А.В, П.В.В. <...> заключен кредитный договор <...> на недвижимость по программе "молодая семья" в сумме <...> руб. под <...> годовых на срок - по <...> Вместе с тем указанный кредитный договор не является ипотечным кредитом, обязательство обеспечено договором поручительства от <...>.
Таким образом, социальная выплата не может быть предоставлена на погашение иного, не являющегося ипотечным, кредита. Программа "Социальное развитие села до 2013 года" является федеральной целевой программой, социальные выплаты по которой могут быть направлены лишь на те цели, которые предусмотрены самой программой.
Как правильно установил суд, П.А.В. и П.В.В. по договору купли-продажи приобрели у Н. трехкомнатную квартиру, общей площадью <...> кв. м., расположенной по адресу: <...>.
Поскольку обеспеченность членов семьи П-вых составляет более учетной нормы (15 кв. м.), администрация Ачитского городского округа <...> сняла с жилищного учета П.А.В.
В соответствии с пп. 2 п. 8 вышеуказанного Порядка гражданин, молодая семья, молодой специалист исключаются органами местного самоуправления из списков: в случае изменений жилищных условий (в том числе путем приобретения жилого помещения в собственность), в результате которых были утрачены основания для постановки на учет.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Из представленных материалов дела следует, что суд правильно определил характер и правоотношения между сторонами, применил закон, подлежащий применению, верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела.
По вышеуказанным основаниям довод апелляционного представления о том, что судом неверно применены нормы материального права, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельный.
Довод апелляционного представления о том, что при буквальном толковании п. 15 Типового положения органы местного самоуправления формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на указанные мероприятия, утверждают сводные списки, судебной коллегией отклоняется. Указанный довод противоречит п. 15 Типового положения, поскольку в нем прямо указано, что сводные списки утверждаются органами исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов с учетом объема субсидий.
Судебной коллегией также отклоняется довод апелляционного представления о том, что поскольку кредит истцам был предоставлен целевой - на приобретение жилья, то возможно использование социальной выплаты на его погашение, поскольку указанный довод основан на ином толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке" жилое помещение, приобретенное либо построенное полностью или частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство указанного жилого помещения, находится в залоге с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К залогу жилого дома или квартиры, возникающему на основании пункта 1 настоящей статьи, соответственно применяются правила о залоге недвижимого имущества, возникающем в силу договора.
В соответствии с утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1201-р Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации определена роль государства, органов местного самоуправления и институтов развития на рынке ипотеки и жилищного финансирования.
В соответствии с целями развития рынка ипотеки и жилищного финансирования и прогнозируемой структурой этого рынка федеральные органы государственной власти осуществляют:
выполнение обязательств перед определенными категориями граждан по обеспечению их жильем, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение, строительство жилья, оплату первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам в соответствии с утвержденными программами, а также частичное удержание рисков по специальным ипотечным жилищным кредитам для некоторых категорий заемщиков.
В данном случае федеральная целевая Программа "Социальное развитие села до 2013 года", предусматривающая направление социальной выплаты на погашение суммы основного долга и процентов по ипотечному кредиту, в полной мере согласуется со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Кредитные организации определяют собственные разновидности потребительских кредитов путем определения предоставляемых кредитных продуктов. При этом под кредитным продуктом следует понимать конкретную кредитную программу как совокупность условий, параметров, которым отвечает тот или иной договор потребительского кредитования.
В данном случае между Банк заключен кредитный договор от <...>, в котором предусмотрено целевое использование "кредит на недвижимость".
Согласно ст. 5.3.4. кредитного договора созаемщики (П-вы) обязаны были предоставить кредитору страховой полис/договор страхования на объект недвижимости; документы необходимые для оформления договора ипотеки объекта недвижимости, а также подписать договор ипотеки и осуществить необходимые действия, связанные с его государственной регистрацией в течение 36 месяцев с даты выдачи кредита, но не позднее 3 месяцев с даты оформления недвижимости в собственность созаемщиков.
Как следует из материалов дела, свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости - жилое помещение по адресу: <...> П-вым выданы <...>.
До настоящего времени договор ипотеки П-выми не заключен, доказательств обратному в материалы дела не представлено.
Таким образом, заключенный П-выми кредитный договор не обеспечен ипотекой.
Учитывая изложенное, довод апелляционного представления о несогласии с выводом суда о том, что оформленный П-выми кредит не является ипотечным, судебная коллегия находит несостоятельным.
Иные доводы апелляционного представления не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционное представление не содержит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ачитского районного суда Свердловской области от 13.06.2013 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ачитского района - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-10134/2013
Разделы:Ипотечный кредит; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N 33-10134/2013
Судья Садриханова С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Лимоновой Л.Ф.
судей Орловой А.И., Яковенко М.В.
при секретаре Мезенцевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ачитского района в интересах П.А.В., П.В.В. и их несовершеннолетнего ребенка П. к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, администрации Ачитского городского округа о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности включения в список участников мероприятия - получателей социальных выплат в рамках реализации программы "Социальное развитие села до 2013 года" на 2013 год,
по апелляционному представлению прокурора Ачитского района на решение Ачитского районного суда Свердловской области от 13.06.2013.
Заслушав доклад судьи Яковенко М.В., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области, истца П.В.В., представителей ответчиков,
судебная коллегия
установила:
Прокурор Ачитского района обратился в суд района в интересах П.А.В. П.В.В. и их несовершеннолетнего ребенка П. с вышеуказанным иском. В обоснование требований прокурор Ачитского района указал следующее. <...> П.А.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. <...> П.А.В. подала в администрацию Ачитского городского округа заявление о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", заполненное по форме, являющейся к Типовому положению о предоставлении социальных выплат в рамках этой программы. Распоряжением администрации Ачитского городского округа от <...> П.А.В. включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". <...> супруги П-вы оформили кредит на недвижимость с целью дальнейшего погашения кредита за счет социальной выплаты по указанной программе. <...> по договору купли-продажи они приобрели <...> квартиру общей площадью <...> кв. м., зарегистрировав право собственности на нее в установленном законом порядке. <...> администрация Ачитского городского округа известила П.А.В. об исключении ее семьи из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках указанной программы, а <...> распоряжением администрации Ачитского городского округа <...> П.А.В. и ее семья сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Прокурор Ачитского района просил признать незаконным распоряжение администрации Ачитского городского округа от <...> "О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях"; обязать администрацию Ачитского городского округа восстановить П.А.В. и ее семью: мужа П.В.В., сына П. в списке участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" по Ачитскому городскому округу под <...>; обязать Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области включить П.А.В. и ее семью: мужа П.В.В., сына П. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" на 2013 год.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал, просил иск удовлетворить в полном объеме, дал пояснения, аналогичные указанным в заявлении.
П.А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка П., на требованиях настаивала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Ачитского городского округа в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, пояснил следующее. Администрация неверно истолковала нормативные акты и, выйдя за пределы своих полномочий, приняла распоряжение о включении П.А.В. в список участников мероприятий.
Представитель ответчика Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в судебном заседании возражал против требований прокурора, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, пояснил следующее. Гражданин может быть признан участником мероприятий Программы только после утверждения Министерством сводного списка. П.А.В. никогда не включалась Министерством в сводный список, т.е. не являлась участником мероприятий. Полномочия, касающиеся утверждения сводного списка, Министерством администрации Ачитского городского округа не передавались. Кроме того, взятый П.А.В. кредит на улучшение жилищных условий не является ипотечным кредитом, квартира не находится в залоге. В связи с чем, социальная выплата не может быть направлена на погашение взятого П.А.В. в <...> году кредита. В настоящее время Соглашение на 2013 год подписано, сводные списки сформированы.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Ачитского района обратился в суд района в интересах П.А.В. П.В.В. и их несовершеннолетнего ребенка П., в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением суда, прокурором Ачитского района представлено апелляционное представление, в котором указано следующее. В норме п. 15 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>, не установлено, что утверждение сводного списка участников - есть признание участником мероприятий, это лишь процедура, позволяющая с учетом объема субсидий установить, кто из списков, предоставленных муниципальным образованием, в текущем году согласно очередности получит социальную выплату. Вывод суда о том, что оформленный семьей П-вых кредит не является ипотечным, сделан в связи с неправильным применением норм материального права. П.А.В., действуя добросовестно, имея сведения об издании распоряжения администрацией Ачитского городского округа от <...> о включении ее в состав участников мероприятий, <...>, руководствуясь требованиями п. 7 Типового положения, привлекла для приобретения жилья в качестве источника софинансирования, заемные средства, заключив договор займа, с целью получения социальной выплаты, которую намеревалась направить на погашение основного долга и уплату процентов по займу, поскольку была признана на дату заключения договора займа участником мероприятий. Решение суда является незаконным и необоснованным, в связи с чем, решение суда отменить и принять по делу новое решение, согласно которому исковые требования удовлетворить.
В заседании судебной коллегии прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области на доводах апелляционного представления настаивал, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В заседании судебной коллегии истец П.В.В. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков в заседании апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, апелляционное представление - оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
В процессе реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Типовое Положение "О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам".
Настоящее Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
В случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий, указанных в пункте 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858. Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам) не допускается.
В случае использования социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальных выплат ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Учитывая изложенное, вышеуказанными нормами определены, как категория граждан, которым предоставляется в установленном порядке данная социальная выплата, так и регламентирован перечень оснований, на которые социальная выплата может быть направлена. Указанные перечни являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Ачитского городского округа от <...>, П.А.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий <...>.
<...> П.А.В. подано заявление в администрацию Ачитского городского округа о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности <...>.
<...> на основании распоряжения администрации Ачитского городского округа <...> П.А.В. включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Согласно п. 8 вышеуказанного Типового Положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
В силу п. 14 Положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
На основании п. 15 Положения органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относится: проверка правильности оформления документов, представленных заявителем, их достоверность, формирование списков граждан изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, их направление в уполномоченные органы. В данном случае таким уполномоченным органом является Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
В соответствии с п. 9 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат, выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2009 N 599-ПП, право гражданина, молодой семьи и молодого специалиста на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальная выплата) удостоверяется свидетельством, которое не является ценной бумагой (далее - Свидетельство).
В силу п. 10 названного Порядка основанием для выдачи Свидетельства служит Сводный список, утвержденный приказом Министерства, а не распоряжение органа местного самоуправления о признании участником мероприятий.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалы дела согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств включения П.А.В. в сводные списки, утвержденные Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
Кроме того, как следует из Типового Положения, социальная выплата может быть направлена, в том числе, на погашение ипотечного кредита.
Как следует из материалов дела, между Банк Российской Федерации П.А.В, П.В.В. <...> заключен кредитный договор <...> на недвижимость по программе "молодая семья" в сумме <...> руб. под <...> годовых на срок - по <...> Вместе с тем указанный кредитный договор не является ипотечным кредитом, обязательство обеспечено договором поручительства от <...>.
Таким образом, социальная выплата не может быть предоставлена на погашение иного, не являющегося ипотечным, кредита. Программа "Социальное развитие села до 2013 года" является федеральной целевой программой, социальные выплаты по которой могут быть направлены лишь на те цели, которые предусмотрены самой программой.
Как правильно установил суд, П.А.В. и П.В.В. по договору купли-продажи приобрели у Н. трехкомнатную квартиру, общей площадью <...> кв. м., расположенной по адресу: <...>.
Поскольку обеспеченность членов семьи П-вых составляет более учетной нормы (15 кв. м.), администрация Ачитского городского округа <...> сняла с жилищного учета П.А.В.
В соответствии с пп. 2 п. 8 вышеуказанного Порядка гражданин, молодая семья, молодой специалист исключаются органами местного самоуправления из списков: в случае изменений жилищных условий (в том числе путем приобретения жилого помещения в собственность), в результате которых были утрачены основания для постановки на учет.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Из представленных материалов дела следует, что суд правильно определил характер и правоотношения между сторонами, применил закон, подлежащий применению, верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела.
По вышеуказанным основаниям довод апелляционного представления о том, что судом неверно применены нормы материального права, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельный.
Довод апелляционного представления о том, что при буквальном толковании п. 15 Типового положения органы местного самоуправления формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на указанные мероприятия, утверждают сводные списки, судебной коллегией отклоняется. Указанный довод противоречит п. 15 Типового положения, поскольку в нем прямо указано, что сводные списки утверждаются органами исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов с учетом объема субсидий.
Судебной коллегией также отклоняется довод апелляционного представления о том, что поскольку кредит истцам был предоставлен целевой - на приобретение жилья, то возможно использование социальной выплаты на его погашение, поскольку указанный довод основан на ином толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке" жилое помещение, приобретенное либо построенное полностью или частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство указанного жилого помещения, находится в залоге с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К залогу жилого дома или квартиры, возникающему на основании пункта 1 настоящей статьи, соответственно применяются правила о залоге недвижимого имущества, возникающем в силу договора.
В соответствии с утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1201-р Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации определена роль государства, органов местного самоуправления и институтов развития на рынке ипотеки и жилищного финансирования.
В соответствии с целями развития рынка ипотеки и жилищного финансирования и прогнозируемой структурой этого рынка федеральные органы государственной власти осуществляют:
выполнение обязательств перед определенными категориями граждан по обеспечению их жильем, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение, строительство жилья, оплату первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам в соответствии с утвержденными программами, а также частичное удержание рисков по специальным ипотечным жилищным кредитам для некоторых категорий заемщиков.
В данном случае федеральная целевая Программа "Социальное развитие села до 2013 года", предусматривающая направление социальной выплаты на погашение суммы основного долга и процентов по ипотечному кредиту, в полной мере согласуется со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Кредитные организации определяют собственные разновидности потребительских кредитов путем определения предоставляемых кредитных продуктов. При этом под кредитным продуктом следует понимать конкретную кредитную программу как совокупность условий, параметров, которым отвечает тот или иной договор потребительского кредитования.
В данном случае между Банк заключен кредитный договор от <...>, в котором предусмотрено целевое использование "кредит на недвижимость".
Согласно ст. 5.3.4. кредитного договора созаемщики (П-вы) обязаны были предоставить кредитору страховой полис/договор страхования на объект недвижимости; документы необходимые для оформления договора ипотеки объекта недвижимости, а также подписать договор ипотеки и осуществить необходимые действия, связанные с его государственной регистрацией в течение 36 месяцев с даты выдачи кредита, но не позднее 3 месяцев с даты оформления недвижимости в собственность созаемщиков.
Как следует из материалов дела, свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости - жилое помещение по адресу: <...> П-вым выданы <...>.
До настоящего времени договор ипотеки П-выми не заключен, доказательств обратному в материалы дела не представлено.
Таким образом, заключенный П-выми кредитный договор не обеспечен ипотекой.
Учитывая изложенное, довод апелляционного представления о несогласии с выводом суда о том, что оформленный П-выми кредит не является ипотечным, судебная коллегия находит несостоятельным.
Иные доводы апелляционного представления не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционное представление не содержит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ачитского районного суда Свердловской области от 13.06.2013 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ачитского района - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛИМОНОВА Л.Ф.
Судьи
ОРЛОВА А.И.
ЯКОВЕНКО М.В.
ЛИМОНОВА Л.Ф.
Судьи
ОРЛОВА А.И.
ЯКОВЕНКО М.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)