Судебные решения, арбитраж
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.Н.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коневой М.А.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг": Ефремовой Клавдии Юрьевны по доверенности от 09.01.2008 г., паспорт <...> выдан 17.11.2001 г.;
- от МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу: консультанта отдела надзорной деятельности Млодзинского Евгения Викторовича по доверенности от 15.01.2008 г. N 05-08/203, удостоверение N 58,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28 ноября 2007 г. по делу N А53-21203/2007-С4-10
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг"
к заинтересованному лицу МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
принятое судьей Кондратенко Т.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг" (далее - ООО "Русавтопром-Лизинг", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее - служба по финансовому мониторингу, административный орган) об отмене постановления Заместителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО от 02.11.2007 г. N 05-07/233 о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Русавтопром-Лизинг".
Решением суда от 28 ноября 2007 г. в удовлетворении заявленных требований общества об отмене постановления по делу об административном правонарушении отказано, производство по делу об административном правонарушении прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом соблюден порядок привлечения к ответственности, установлено событие административного правонарушения и доказан его состав. Судом не приняты доводы общества о том, что ООО "Русавтопром-Лизинг" не обязано сообщать сведения об операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, поскольку его контрагенты не относятся к категории лиц, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации, поскольку сведения по указанным операциям должны направляться обществом в Росфинмониторинг по фактам зачисления на свой расчетный счет или их списания, вне зависимости от контрагента. Обязанность кредитной организации, в которой обслуживается общество, представлять сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в свой уполномоченный орган, не освобождает ООО "Русавтопром-Лизинг" от обязанности представлять аналогичные сведения в Росфинмониторинг. При назначении административного наказания в отношении общества в виде взыскания штрафа нарушений административного законодательства со стороны МРУ Росфинмониторинга по ЮФО судом не установлено; размер взыскания установлен в пределах санкции статьи 15.27 КоАП РФ, при этом на общество наложен минимальный размер штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Русавтопром-Лизинг" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права - имеет место неправильное истолкование закона. Истец в силу положений Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" не является субъектом административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ. Отсутствует событие административного правонарушения, поскольку статья 15.27 Кодекса не предусматривает привлечение к ответственности за несвоевременное представление сведений в уполномоченный орган, только за их непредставление, факт предоставления сведений о состоявшихся операциях с имуществом установлен ответчиком и отражен в протоколе об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ООО "Русавтопром-Лизинг" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Служба по финансовому мониторингу отзыв на апелляционную жалобу не представила, в судебном заседании представитель службы доводы апелляционной жалобы оспорил, дополнительно пояснил, что лизинговые компании подпадают под действие ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и на них лежит обязанность по предоставлению сведений обо всех операциях, подпадающих под действие указанного закона, перечень операций определен п. 1 ст. 6 Закона, и сведения об этих операциях подлежат передаче в уполномоченный орган в любом случае, независимо от установленных п. 2 ст. 6 условий, сведения должны были быть предоставлены обществом "Русавтопром-Лизинг" независимо от предоставления их кредитной организацией, обслуживающей счета общества (протокол судебного заседания от 17 января 2008 года).
Согласно нормам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг" зарегистрировано в качестве юридического лица 18 декабря 2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 61 N 005135008 (л.д. 12, л.д. 38).
В январе 2007 года общество постановлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО за номером 504005268 (Уведомление о постановке на учет, л.д. 40).
На основании распоряжения от 05 октября 2007 года N 05-07/144 (л.д. 16) консультантом отдела надзорной деятельности Млодзинским Е.В. в отношении ООО "Русавтопром-Лизинг" проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе в части постановки на учет в Росфинмониторинг, организации внутреннего контроля и назначения ответственных лиц, за период с 01 января 2006 года по 01 октября 2007 года. На основании указанного распоряжения в общество направлено требование от 10 октября 2007 г. о предоставлении документов и информации (л.д. 17). В ходе проверки установлено нарушение обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, выразившихся в непредставлении сведений в службу по финансовому мониторингу по 2-ум операциям: зачислению на расчетный счет денежных средств сумме 1176000 рублей - авансовый платеж по договору лизинга N 1 от 28.12.2006 г., заключенному с ОАО "НПОПАТ", и списанию денежных средств с расчетного счета в сумме 1176000 рублей - авансовый платеж за автотранспорт по договору N 2 от 09.01.2007 г., заключенному с ЗАО ТСЦ "Русавтопром-Ростов", а также в несвоевременном представлении в уполномоченный орган сведений произведенных лизинговых операциях, подлежащих обязательному контролю: по договору финансовой аренды (лизинга) N 1 от 28.12.2006 г. передано в лизинг имущество стоимостью 5880000 рублей (акты приема-передачи N 1-5 от 11.01.2007 г., л.д. 49-53) (сведения о совершенной операции следовало представить в уполномоченный орган не позднее 12.01.2007 г., фактически указанные сведения направлены в Росфинмониторинг 05.02.2007 г., сообщение исх. N 7 от 02.02.2007 г., л.д. 48), и по договору финансовой аренды (лизинга) N 11/4 от 24.04.2007 г. передано в лизинг имущество стоимостью 1070000 рублей (акт приема-передачи от 24.04.2007, л.д. 59) (сведения об операции следовало представить в уполномоченный орган не позднее 25.04.2007 г., фактически указанные сведения направлены в Росфинмониторинг 26.04.2007 г.). По результатам проверки в отношении ООО "Русавтопром-Лизинг" составлен протокол об административном правонарушении от 31 октября 2007 года N 05-07/233 (л.д. 8-10) и вынесено постановление о назначении административного наказания N 05-07/233 от 02 ноября 2007 г. (л.д. 4-7), на основании которого общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Статья 15.27 Кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица; объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ определена с помощью бланкетной нормы: отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 г., под операциями с денежными средствами или иным имуществом подразумеваются любые действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3); к организациям, осуществляющим такие операции, относятся лизинговые компании (статья 5); обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция связана с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга) или переводом денежных средств, осуществляемых некредитными организациями по поручению клиента (подпункт 4) пункта 1 статьи 6); на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возлагается обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения такой операции (подпункт 4) пункта 1 статьи 7).
Как следует из материалов дела, ООО "Руставтопром-Лизинг" осуществляет деятельность, связанную с лизингом автотранспортных средств, следовательно, относится в силу положений статьи 5 Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств и финансированию терроризма к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом по смыслу положений указанного закона.
Поскольку сделки по зачислению на расчетный счет и списанию 1176000 рублей, превышают установленную пунктом 1 статьи 6 Закона сумму в 600000 рублей и связаны с уплатой авансового платежа по договору лизинга и внесением аванса за автотранспортное средство, соответственно, то, исходя из смысла положений подпункта 4 пункта 1 статьи 6, могут быть отнесены к иным сделкам с движимым имуществом (связанным с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга) и переводами денежных средств, осуществляемых некредитными организациями по поручению клиента). Сведения по указанным сделкам направлены в уполномоченный орган почтовой связью, сообщение N 103 (л.д. 44) по зачислению на счет общества авансового платежа в размере 1176000 рублей по договору лизинга N 1 от 28.12.2006 г. датировано 25 октября 2007 года; сообщение N 332 о списании со счета денежных средств в размере 1176000 (авансовый платеж за автотранспортное средство) по договору N 2 от 09.01.2007 г. датировано 01 ноября 2007 г. (л.д. 46), то есть на момент проведения проверки в уполномоченный орган представлены не были (распоряжение о проведении проверки датировано 05 октября 2007 года, получено законным представителем общества генеральным директором Городецким И.А. 10 октября 2007 года, л.д. 16).
В установленных проверкой случаях несвоевременного представления в уполномоченный орган сведений о произведенных лизинговых операциях сумма сделок также превышает 600000 рублей (5880000 рублей по договору финансовой аренды (лизинга) N 1 от 28.12.2006 г. и 1070000 рублей по договору N 11/4 от 24.04.2007 г.). Сведения по указанным операциям также направлены почтовой связью, сообщение о предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга) N 1 от 28.12.2006 г. датировано 02 февраля 2007 г. (л.д. 48), согласно положениям статьи 7 Закона, срок представления информации в уполномоченный орган - 12.01.2007 года, сообщение о предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга) N 11/4 от 24.04.2007 г. датировано 26.04.2007 г. (л.д. 55), срок представления информации в уполномоченный орган - 25 апреля 2007 года.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о нарушении ООО "Русавтопром-Лизинг" предусмотренной Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязанности по представлению сведений в уполномоченный орган (службу финансового мониторинга) по операциям, подлежащим обязательному контролю, выразившемся в непредставлении и несвоевременном представлении указанных сведений. Доводы заявителя жалобы о том, что общество не является субъектом ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, поскольку не является кредитной организацией, и обязанность по представлению сведений в службу финансового мониторинга должна исполняться банком, обслуживающим ООО "Русавтопром-Лизинг", признаются судом несостоятельными как не соответствующие действующему законодательству.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии обстоятельств, препятствующих исполнению ООО "Русавтопром-Лизинг" требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Судом первой инстанции правомерно установлено и не оспаривается заявителем жалобы то обстоятельство, что службой по финансовому мониторингу соблюден порядок привлечения ООО "Русавтопром-Лизинг" к административной ответственности, нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях не допущено.
Согласно положениям части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Статья 15.27 КоАП РФ в части определения административного наказания предусматривает для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от пятидесяти до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В отношении ООО "Русавтопром-Лизинг" размер штрафа определен в пределах санкции статьи 15.27 КоАП РФ, и с учетом того, что административное правонарушение обществом совершено впервые, установлен в минимальном размере - 50 000 рублей, что не противоречит действующему законодательству.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 ноября 2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг" 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 551 от 11.12.2007 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.ИВАНОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2008 N 15АП-903/2007 ПО ДЕЛУ N А53-21203/2007-С4-10
Разделы:Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2008 г. N 15АП-903/2007
Дело N А53-21203/2007-С4-10
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.Н.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коневой М.А.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг": Ефремовой Клавдии Юрьевны по доверенности от 09.01.2008 г., паспорт <...> выдан 17.11.2001 г.;
- от МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу: консультанта отдела надзорной деятельности Млодзинского Евгения Викторовича по доверенности от 15.01.2008 г. N 05-08/203, удостоверение N 58,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28 ноября 2007 г. по делу N А53-21203/2007-С4-10
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг"
к заинтересованному лицу МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
принятое судьей Кондратенко Т.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг" (далее - ООО "Русавтопром-Лизинг", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее - служба по финансовому мониторингу, административный орган) об отмене постановления Заместителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО от 02.11.2007 г. N 05-07/233 о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Русавтопром-Лизинг".
Решением суда от 28 ноября 2007 г. в удовлетворении заявленных требований общества об отмене постановления по делу об административном правонарушении отказано, производство по делу об административном правонарушении прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом соблюден порядок привлечения к ответственности, установлено событие административного правонарушения и доказан его состав. Судом не приняты доводы общества о том, что ООО "Русавтопром-Лизинг" не обязано сообщать сведения об операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, поскольку его контрагенты не относятся к категории лиц, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации, поскольку сведения по указанным операциям должны направляться обществом в Росфинмониторинг по фактам зачисления на свой расчетный счет или их списания, вне зависимости от контрагента. Обязанность кредитной организации, в которой обслуживается общество, представлять сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в свой уполномоченный орган, не освобождает ООО "Русавтопром-Лизинг" от обязанности представлять аналогичные сведения в Росфинмониторинг. При назначении административного наказания в отношении общества в виде взыскания штрафа нарушений административного законодательства со стороны МРУ Росфинмониторинга по ЮФО судом не установлено; размер взыскания установлен в пределах санкции статьи 15.27 КоАП РФ, при этом на общество наложен минимальный размер штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Русавтопром-Лизинг" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права - имеет место неправильное истолкование закона. Истец в силу положений Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" не является субъектом административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ. Отсутствует событие административного правонарушения, поскольку статья 15.27 Кодекса не предусматривает привлечение к ответственности за несвоевременное представление сведений в уполномоченный орган, только за их непредставление, факт предоставления сведений о состоявшихся операциях с имуществом установлен ответчиком и отражен в протоколе об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ООО "Русавтопром-Лизинг" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Служба по финансовому мониторингу отзыв на апелляционную жалобу не представила, в судебном заседании представитель службы доводы апелляционной жалобы оспорил, дополнительно пояснил, что лизинговые компании подпадают под действие ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и на них лежит обязанность по предоставлению сведений обо всех операциях, подпадающих под действие указанного закона, перечень операций определен п. 1 ст. 6 Закона, и сведения об этих операциях подлежат передаче в уполномоченный орган в любом случае, независимо от установленных п. 2 ст. 6 условий, сведения должны были быть предоставлены обществом "Русавтопром-Лизинг" независимо от предоставления их кредитной организацией, обслуживающей счета общества (протокол судебного заседания от 17 января 2008 года).
Согласно нормам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг" зарегистрировано в качестве юридического лица 18 декабря 2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 61 N 005135008 (л.д. 12, л.д. 38).
В январе 2007 года общество постановлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО за номером 504005268 (Уведомление о постановке на учет, л.д. 40).
На основании распоряжения от 05 октября 2007 года N 05-07/144 (л.д. 16) консультантом отдела надзорной деятельности Млодзинским Е.В. в отношении ООО "Русавтопром-Лизинг" проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе в части постановки на учет в Росфинмониторинг, организации внутреннего контроля и назначения ответственных лиц, за период с 01 января 2006 года по 01 октября 2007 года. На основании указанного распоряжения в общество направлено требование от 10 октября 2007 г. о предоставлении документов и информации (л.д. 17). В ходе проверки установлено нарушение обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, выразившихся в непредставлении сведений в службу по финансовому мониторингу по 2-ум операциям: зачислению на расчетный счет денежных средств сумме 1176000 рублей - авансовый платеж по договору лизинга N 1 от 28.12.2006 г., заключенному с ОАО "НПОПАТ", и списанию денежных средств с расчетного счета в сумме 1176000 рублей - авансовый платеж за автотранспорт по договору N 2 от 09.01.2007 г., заключенному с ЗАО ТСЦ "Русавтопром-Ростов", а также в несвоевременном представлении в уполномоченный орган сведений произведенных лизинговых операциях, подлежащих обязательному контролю: по договору финансовой аренды (лизинга) N 1 от 28.12.2006 г. передано в лизинг имущество стоимостью 5880000 рублей (акты приема-передачи N 1-5 от 11.01.2007 г., л.д. 49-53) (сведения о совершенной операции следовало представить в уполномоченный орган не позднее 12.01.2007 г., фактически указанные сведения направлены в Росфинмониторинг 05.02.2007 г., сообщение исх. N 7 от 02.02.2007 г., л.д. 48), и по договору финансовой аренды (лизинга) N 11/4 от 24.04.2007 г. передано в лизинг имущество стоимостью 1070000 рублей (акт приема-передачи от 24.04.2007, л.д. 59) (сведения об операции следовало представить в уполномоченный орган не позднее 25.04.2007 г., фактически указанные сведения направлены в Росфинмониторинг 26.04.2007 г.). По результатам проверки в отношении ООО "Русавтопром-Лизинг" составлен протокол об административном правонарушении от 31 октября 2007 года N 05-07/233 (л.д. 8-10) и вынесено постановление о назначении административного наказания N 05-07/233 от 02 ноября 2007 г. (л.д. 4-7), на основании которого общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Статья 15.27 Кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица; объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ определена с помощью бланкетной нормы: отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 г., под операциями с денежными средствами или иным имуществом подразумеваются любые действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3); к организациям, осуществляющим такие операции, относятся лизинговые компании (статья 5); обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция связана с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга) или переводом денежных средств, осуществляемых некредитными организациями по поручению клиента (подпункт 4) пункта 1 статьи 6); на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возлагается обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения такой операции (подпункт 4) пункта 1 статьи 7).
Как следует из материалов дела, ООО "Руставтопром-Лизинг" осуществляет деятельность, связанную с лизингом автотранспортных средств, следовательно, относится в силу положений статьи 5 Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств и финансированию терроризма к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом по смыслу положений указанного закона.
Поскольку сделки по зачислению на расчетный счет и списанию 1176000 рублей, превышают установленную пунктом 1 статьи 6 Закона сумму в 600000 рублей и связаны с уплатой авансового платежа по договору лизинга и внесением аванса за автотранспортное средство, соответственно, то, исходя из смысла положений подпункта 4 пункта 1 статьи 6, могут быть отнесены к иным сделкам с движимым имуществом (связанным с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга) и переводами денежных средств, осуществляемых некредитными организациями по поручению клиента). Сведения по указанным сделкам направлены в уполномоченный орган почтовой связью, сообщение N 103 (л.д. 44) по зачислению на счет общества авансового платежа в размере 1176000 рублей по договору лизинга N 1 от 28.12.2006 г. датировано 25 октября 2007 года; сообщение N 332 о списании со счета денежных средств в размере 1176000 (авансовый платеж за автотранспортное средство) по договору N 2 от 09.01.2007 г. датировано 01 ноября 2007 г. (л.д. 46), то есть на момент проведения проверки в уполномоченный орган представлены не были (распоряжение о проведении проверки датировано 05 октября 2007 года, получено законным представителем общества генеральным директором Городецким И.А. 10 октября 2007 года, л.д. 16).
В установленных проверкой случаях несвоевременного представления в уполномоченный орган сведений о произведенных лизинговых операциях сумма сделок также превышает 600000 рублей (5880000 рублей по договору финансовой аренды (лизинга) N 1 от 28.12.2006 г. и 1070000 рублей по договору N 11/4 от 24.04.2007 г.). Сведения по указанным операциям также направлены почтовой связью, сообщение о предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга) N 1 от 28.12.2006 г. датировано 02 февраля 2007 г. (л.д. 48), согласно положениям статьи 7 Закона, срок представления информации в уполномоченный орган - 12.01.2007 года, сообщение о предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга) N 11/4 от 24.04.2007 г. датировано 26.04.2007 г. (л.д. 55), срок представления информации в уполномоченный орган - 25 апреля 2007 года.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о нарушении ООО "Русавтопром-Лизинг" предусмотренной Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязанности по представлению сведений в уполномоченный орган (службу финансового мониторинга) по операциям, подлежащим обязательному контролю, выразившемся в непредставлении и несвоевременном представлении указанных сведений. Доводы заявителя жалобы о том, что общество не является субъектом ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, поскольку не является кредитной организацией, и обязанность по представлению сведений в службу финансового мониторинга должна исполняться банком, обслуживающим ООО "Русавтопром-Лизинг", признаются судом несостоятельными как не соответствующие действующему законодательству.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии обстоятельств, препятствующих исполнению ООО "Русавтопром-Лизинг" требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Судом первой инстанции правомерно установлено и не оспаривается заявителем жалобы то обстоятельство, что службой по финансовому мониторингу соблюден порядок привлечения ООО "Русавтопром-Лизинг" к административной ответственности, нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях не допущено.
Согласно положениям части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Статья 15.27 КоАП РФ в части определения административного наказания предусматривает для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от пятидесяти до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В отношении ООО "Русавтопром-Лизинг" размер штрафа определен в пределах санкции статьи 15.27 КоАП РФ, и с учетом того, что административное правонарушение обществом совершено впервые, установлен в минимальном размере - 50 000 рублей, что не противоречит действующему законодательству.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 ноября 2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Русавтопром-Лизинг" 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 551 от 11.12.2007 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.ИВАНОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)