Судебные решения, арбитраж
Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н.С.,
судей Дербенева А.А., Комаровой О.И.
при участии в заседании:
от истца ОАО "РосАгроЛизинг" (ИНН 7704221591, ОГРН 1027700103210) - Соколова С.В. дов. от 27.12.2012 г. N 262\\д
от ответчика Министерства Финансов Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1501007545, ОГРН 1021500578770) - не явился, извещен.
от третьих лиц: 1. Правительства Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы республики - Галуев А.Д. дов. от 22.03.2013 г. N 2
2. ОАО "Агропромсервис" - не явилось, извещено
рассмотрев 29.08.2013 г. в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, ОАО "РосАгроЛизинг", Правительства Республики Северная Осетия-Алания в лице администрации главы республики
на постановление от 31 мая 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Савенковым О.В., Тихоновым А.П., Красновой С.В.
по иску ОАО "РосАгроЛизинг"
к Министерству Финансов Республики Северная Осетия - Алания
третьи лица: Правительство Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы республики, ОАО "Агропромсервис"
о взыскании задолженности по государственной гарантии,
установил:
Открытое акционерное общество "РосАгроЛизинг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания задолженности по уплате лизинговых платежей за ОАО "Агропромсервис" в рамках государственных гарантий Республики Северная Осетия - Алания от 21.09.2004 в размере 12 234 106 руб. 64 коп. и от 14.12.2004 в размере 9 603 940 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2012 года по делу в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2012 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 января 2012 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "РосАгроЛизинг" - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.08.2012 решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2012 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 отменены в части отказа в удовлетворении исковых требований к Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов республики Северная Осетия - Алания о взыскании задолженности в рамках государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 г. в отношении обязательств, вытекающих из договора лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
При этом суд кассационной инстанции указал, что не могут быть признаны обоснованными выводы судов о прекращении обязательств Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства Финансов по государственной гарантии от 21.09.2004 N 02-21/1846 в части, касающейся обеспечения обязательств за ОАО "Агропромсервис" по договору финансовой аренды (лизинга) от 23.04.2004 N 2004/С-1514, по которому срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств ОАО "Агропромсервис" наступил 24.05.2012.
Таким образом, основное обязательство по договору лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004 на момент предъявления иска в суд - 22.09.2011, не прекратилось, следовательно, предъявление требований к гаранту по обеспеченному по указанному договору обязательству является правомерным.
Отказывая в удовлетворении требования иска о взыскании с ответчика задолженности на основании государственной гарантии от 21.09.2004 N 02-21/1846 в части обеспечения гарантом надлежащего исполнения ОАО "Агропромсервис" обязательств по выплате лизинговых платежей по договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1514, суды исходили из того, что государственная гарантия в этой части является прекращенной в силу п. 1 ст. 367 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с изменением обязательства по указанному договору лизинга, влекущего увеличение ответственности для поручителя, без согласия последнего, а именно, в связи с тем, что дополнительным соглашением от 24.05.2005 к договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1514 лизингодатель и лизингополучатель изменили общую сумму лизинговых платежей по указанному договору, увеличив ее на 1.555.461 руб. до 21.931.376 руб.; дополнительным соглашением от 30.12.2004 к договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1513 лизингодатель и лизингополучатель изменили общую сумму лизинговых платежей по указанному договору, незначительно уменьшив ее на 36.289 руб. до 2.619.452 руб.
Заключение дополнительных соглашений к договорам лизинга повлекло, по мнению судов, увеличение ответственности гаранта - Республики Северная Осетия - Алания на 1.519.172 руб. при отсутствии согласия последнего.
Суд кассационной инстанции в своем постановлении установил, что указанные выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, так как размер ответственности гаранта в рамках государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 был ограничен суммой 23 521 876,00 руб. Истец предъявил требования в пределах ответственности по государственной гарантии, то есть поручитель (гарант) отвечает переда истцом (кредитором) на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством.
Изменение условий договоров лизинга само по себе не ухудшило положение поручителя и не прекратило действие государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 в отношении обязательств, вытекающих из договора лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004.
При новом рассмотрении истец со ссылкой на ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайствовал об уточнении исковых требований и просил взыскать с Республика Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания в рамках государственной гарантии N 02-21/1846 от 21.09.2004 задолженности ОАО "Агропромсервис" по уплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) N 2004/С-1514 от 23.04.2004 в размере 14.359.044 руб. по взысканию платежей с N 10 по N 29 за период с 24.08.2007 по 24.05.2012.
Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении названного ходатайства.
При таких данных суд первой инстанции рассмотрел исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в рамках государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 в отношении обязательств, вытекающих из договора лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004, за период с 24.08.2007 по 24.05.2011 в размере 11.494.311 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2012 в удовлетворении иска отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено в материалы дела обоснованного расчета взыскиваемой суммы с учетом ответственности поручителя (гаранта) перед истцом (кредитором) на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством, в связи с чем, требования ОАО "Росагролизинг" не подлежат удовлетворению.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2012 отменено. Суд апелляционной инстанции взыскал с Министерства Финансов Республики Северная Осетия-Алания в пользу ОАО "РосАгроЛизинг" задолженность по лизинговым платежам по договору лизинга от 23.04.2004 N 02/1846 в рамках государственной гарантии от 21.09.2004 N 02-21/1846 в размере 7 346 463 рубля, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационных жалобах Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания в лице администрации главы республики просят отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции; ОАО "Росагролизинг" просит изменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в размере 10 007 085 руб. полагая, что судебные акты являются необоснованными и незаконными, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также судами нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал свою кассационную жалобу, просил ее удовлетворить, против кассационных жалоб ответчика и третьего лица - Правительства Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы республики, возражал.
Представитель третьего лица - Правительства Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы республики поддержал свою кассационную жалобу и кассационную жалобу ответчика, просил их удовлетворить, против кассационной жалобы истца возражал.
Представители ответчика и третьего лица - ОАО "Агропромсервис" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции на основании п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 3 ст. 288 АПК РФ приходит к выводу о частичном изменении постановления суда апелляционной инстанции в связи с нарушением норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "Росагролизинг" (лизингодателем) и ОАО "Агропромсервис" (лизингополучателем) заключены договоры финансовой аренды (лизинга) от 23.04.2004 N 2004/С-1513, от 23.04.2004 N 2004/С-1514, от 01.12.2004 N 2004/С-1814, от 01.12.2004 N 2004/С-1815, по условиям которых истец (лизингодатель) предоставил третьему лицу (лизингополучателю) в лизинг оборудование.
По договорам лизинга N 2004\\С-1513 от 23 апреля 2004 г., N 2004\\С-1815 от 1 декабря 2004 г., N 2004\\С-1814 от 1 декабря 2004 г. оборудование передано лизингополучателю во владение и пользование на срок 60 месяцев. По договору лизинга N 2004\\С-1514 от 23 апреля 2004 г. оборудование передано во владение и пользование лизингополучателю на срок 84 месяца.
Оборудование принято лизингополучателем, ОАО "Агропромсервис", что подтверждается актами приема-передачи от 30 декабря 2004 года, 24 мая 2005 года, 07 июля 2005 года, 14 апреля 2005 года.
Согласно п. 1.7 договоров дата подписания указанных актов является началом лизинга.
В период срока лизинга оборудование должно эксплуатироваться на территории Республики Северная Осетия - Алания. (п. 1.8 договоров)
По условиям п. 3.2 договоров лизинга лизинговые платежи осуществляются лизингополучателем не позднее даты, указанной в графике платежей к договорам.
За несвоевременный перевод денежных средств в сроки, установленных в графиках платежей лизингодатель вправе выставить лизингополучателю требование на уплату штрафных санкций в виде пени в размере 0,1% от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки.
Согласно п. 6.1 договоров лизинга, договоры лизинга вступают в силу с момента их подписания сторонами и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.
21 сентября 2004 г. Правительством Республики Северная Осетия - Алания выдана государственная гарантия в обеспечение исполнения ОАО "Агропромсервис" обязательств по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) N 2004\\С-1513 от 23.04.2004 г., N 2004\\С-1514 от 23.04.2004 г., заключенных с ОАО "РосАгроЛизинг".
Согласно п. 2.1 государственной гарантии Республики Северная Осетия - Алания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства по выплате лизинговых платежей, предусмотренного договорами финансового лизинга, указанными в пункте 1.1, гарант обязуется в соответствии с условиями, изложенными в данной гарантии, уплатить кредитору денежную сумму в пределах указанной в п. 4.1 настоящей гарантии по представлении последним письменного требования об ее уплате.
Гарант обязуется погасить задолженность в течение 15 дней, в случае наступления гарантийного случая, по предоставлении письменного требования об ее уплате, на основании пункта 2.3 настоящей гарантии в объеме, который будет существовать на момент возникновения фактической задолженности (п. 2.2).
Объем обязательств по государственной гарантии Республики Северная Осетия - Алания установлен в размере 23 521 876 руб.
Согласно п. 5.1 указанной гарантии предел общей ответственности гаранта перед кредитором, включая неисполнение и ненадлежащее исполнение гарантом обязательств по гарантии, ограничивается суммой, указанной в п. 4.1.
Пунктом 7.1 государственной гарантии установлено, что гарантия действительна до окончания срока действия договоров лизинга, указанных в пункте 1.1.
14 декабря 2004 г. Правительством Республики Северная Осетия - Алания выдана государственная гарантия в обеспечение исполнения ОАО "Агропромсервис" обязательств по выплате лизинговых платежей по договорам финансового лизинга N 2004\\С-1814 от 1 декабря 2004 г. N 2004\\С-1815 от 1 декабря 2004 г., заключенных должником с ОАО "РосАгроЛизинг".
Согласно п. 2.1 государственной гарантии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства по выплате лизинговых платежей, предусмотренного договорами финансового лизинга, указанными в пункте 1.1, гарант обязуется в соответствии с условиями, изложенными в данной гарантии, уплатить кредитору денежную сумму, в пределах, указанной в п. 4.1 настоящей гарантии по представлении последним письменного требования об уплате.
Объем обязательств по данной гарантии, согласно п. 4.1 составляет 23 706 692 руб.
В п. 7.1 государственной гарантии установлено, что гарантия действительна до окончания срока действия договоров финансового лизинга, указанных в пункте 1.1.
ОАО "Агропромсервис" ненадлежащим образом исполнял обязательства по внесению лизинговых платежей. По состоянию на 19.08.2011 задолженность по лизинговым платежам составила 21.838.047 руб. 18 коп.
Направленные ОАО "РосАгроЛизинг" претензии от 03.06.2011 г. в адрес ОАО "Агропромсервис", 25.07.2011 г. в адрес председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания об у плате задолженности по лизинговым платежам исполнены не были, что явилось основанием для обращения ОАО "РосАгроЛизинг" в суд с настоящим иском к гаранту, Республика Северная Осетия в лице Министерства Финансов Республики Северная Осетия.
Давая оценку указанным государственным гарантиям Республики Северная Осетия - Алания, суды пришли к правомерному выводу о том, что по своей правовой природе они являются обязательствами поручительства.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу пункта 2 ст. 124 ГК РФ подлежат применению нормы Кодекса, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. К правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115 - 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (статья 329), а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 главы 23 ГК РФ, - нормы Кодекса о договоре поручительства - пункт 1 статьи 6 ГК РФ.
В силу положений параграфа 5 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из важнейших условий договора поручительства является условие о сроке, на который дано поручительство.
Согласно п. 4 ст. 367 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано.
Аналогичное положение содержится в статье 115 Бюджетного кодекса Российской. Федерации, из которого следует, что обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной или муниципальной гарантии прекращается истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Пунктом 7.1 государственных гарантий от 21.09.2004 N 02-21/1846 и от 14.12.2004 N 02-21/2388 срок их действия определен до окончания срока действия договоров финансового лизинга, в обеспечение обязательств по которым они выданы.
Согласно п. 33, 34, 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42 "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством" в соответствии с пунктом 4 статьи 367 ГК РФ поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства кредитор не предъявит иска к поручителю.
Условие договора о действии поручительства до фактического исполнения обеспечиваемого обязательства не может рассматриваться как устанавливающее срок действия поручительства, поскольку не соответствует требованиям статьи 190 ГК РФ. В данном случае подлежит применению предложение второе пункта 4 статьи 367 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.
Применяя названные положения ГК РФ, суды должны учитывать их цель, состоящую в защите поручителя от неблагоприятных изменений основного обязательства, а не в создании для него необоснованных преимуществ в виде прекращения поручительства и в том случае, если основное обязательство было изменено без каких-либо неблагоприятных последствий для поручителя, хотя бы и без согласия последнего.
В этой связи изменение основного обязательства (в случае увеличения суммы долга должника перед кредитором, размера процентов по денежному обязательству) само по себе не ухудшает положение поручителя и не прекращает поручительство, так как в данном случае поручитель отвечает перед кредитором на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством, как если бы изменения обязательства не произошло. Обязательство в измененной части не считается обеспеченным поручительством.
Срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств ОАО "Агропромсервис" по уплате лизинговых платежей наступил:
- - по договору лизинга от 01.12.2004 N 2004/С-1814-07.07.2010;
- - по договору лизинга от 01.12.2004 N 2004/С-1815-10.04.2010,
- - по договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1513-30.12.2009;
- - по договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1514-24.05.2012.
ОАО "Росагролизинг" обратился с иском в Арбитражный суд города Москвы 22.09.2011 года, то есть за пределами годичного срока предъявления требований к гаранту по обеспеченным гарантиями обязательствам, вытекающим из договоров лизинга от 01.12.2004 N 2004/С-1814, от 01.12.2004 N 2004/С-1815, от 23.04.2004 N 2004/С-1513, в связи с чем требования истца не подлежали удовлетворению в части взыскания с гаранта задолженности по уплате лизинговых платежей по указанным договорам лизинга.
По обязательству Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства Финансов по государственной гарантии от 21.09.2004 N 02-21/1846 в части, касающейся обеспечения обязательств за ОАО "Агропромсервис" по договору финансовой аренды (лизинга) от 23.04.2004 N 2004/С-1514, срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств ОАО "Агропромсервис" наступил 24.05.2012.
Таким образом, основное обязательство по договору лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004 г. на момент предъявления иска в суд - 22.09.2011, не прекратилось, следовательно, предъявление требований к гаранту по обеспеченному по указанному договору обязательству является правомерным.
Размер ответственности гаранта в рамках государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 был ограничен суммой 23 521 876 руб. Истец предъявил требования в пределах ответственности по государственной гарантии, то есть поручитель (гарант) отвечает перед истцом (кредитором) на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством.
Изменение условий договоров лизинга само по себе не ухудшило положение поручителя и не прекратило действие государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 г. в отношении обязательств, вытекающих из договора лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004 г.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что в рамках периода с 22.09.2008 по 24.05.2011 подлежат взысканию платежи N 14 - 24 на общую сумму 7 346 463 руб.
Однако, определением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2012, была произведена замена указанного в иске ненадлежащего ответчика (Правительство Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания) на надлежащего (Республика Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания). В дальнейшем состав лиц, участвующих в деле, и их процессуальное положение не изменялись.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125). Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (статья 126). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (статья 214).
Согласно статье 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательства по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации являются одним из видом долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ от имени субъекта Российской Федерации (статья 117).
Учитывая изложенное, а также разъяснения, данные в пунктах 1, 4 - 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", надлежащим ответчиком при рассмотрении споров, связанных с выданными государственными гарантиями по обязательствам должника, является непосредственно публично-правовое образование, которым в настоящем деле является субъект Российской Федерации Республика Северная Осетия - Алания в лице уполномоченного государственного органа. Согласно пункту 19.10 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия - Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.09.2007 N 248, к полномочиям Министерства отнесено представление интересов Республики Северная Осетия-Алания в установленном порядке в федеральных органах государственной власти, судах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах государственной власти Республики Северная Осетия - Алания и иных государственных органах и иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Учитывая тот факт, что Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания не привлекалось в качестве самостоятельного ответчика, удовлетворение требования о взыскании денежных средств с Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания является необоснованным.
Таким образом, поскольку судом апелляционной инстанции установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но нарушены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции с учетом вышеизложенных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признает необходимым изменить оспариваемые судебные акты, указав в качестве ответчика - Республику Северная Осетия-Алания в лице Министерства Финансов Республики Северная Осетия - Алания.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-105003/11-76-718 от 31 мая 2013 года изменить.
Взыскать с Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства Финансов Республики Северная Осетия - Алания в пользу ОАО "РосАгроЛизинг", задолженность по лизинговым платежам по договору лизинга от 23.04.2004 г. N 2004\\С-1514 рамках государственной гарантии от 21.09.2004 г. N 02-21\\1846 7 346 463 руб., расходы по государственной пошлине по иску в размере 59732 руб. 31 коп.
В остальной части постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 г по делу N А40-105003\\11-76-718 оставить без изменения.
Председательствующий судья
Н.С.ЧУЧУНОВА
Судьи
А.А.ДЕРБЕНЕВ
О.И.КОМАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2013 ПО ДЕЛУ N А40-105003/11-76-718
Разделы:Финансовая аренда (лизинг); Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. по делу N А40-105003/11-76-718
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н.С.,
судей Дербенева А.А., Комаровой О.И.
при участии в заседании:
от истца ОАО "РосАгроЛизинг" (ИНН 7704221591, ОГРН 1027700103210) - Соколова С.В. дов. от 27.12.2012 г. N 262\\д
от ответчика Министерства Финансов Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1501007545, ОГРН 1021500578770) - не явился, извещен.
от третьих лиц: 1. Правительства Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы республики - Галуев А.Д. дов. от 22.03.2013 г. N 2
2. ОАО "Агропромсервис" - не явилось, извещено
рассмотрев 29.08.2013 г. в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, ОАО "РосАгроЛизинг", Правительства Республики Северная Осетия-Алания в лице администрации главы республики
на постановление от 31 мая 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Савенковым О.В., Тихоновым А.П., Красновой С.В.
по иску ОАО "РосАгроЛизинг"
к Министерству Финансов Республики Северная Осетия - Алания
третьи лица: Правительство Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы республики, ОАО "Агропромсервис"
о взыскании задолженности по государственной гарантии,
установил:
Открытое акционерное общество "РосАгроЛизинг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания задолженности по уплате лизинговых платежей за ОАО "Агропромсервис" в рамках государственных гарантий Республики Северная Осетия - Алания от 21.09.2004 в размере 12 234 106 руб. 64 коп. и от 14.12.2004 в размере 9 603 940 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2012 года по делу в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2012 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 января 2012 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "РосАгроЛизинг" - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.08.2012 решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2012 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 отменены в части отказа в удовлетворении исковых требований к Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов республики Северная Осетия - Алания о взыскании задолженности в рамках государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 г. в отношении обязательств, вытекающих из договора лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
При этом суд кассационной инстанции указал, что не могут быть признаны обоснованными выводы судов о прекращении обязательств Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства Финансов по государственной гарантии от 21.09.2004 N 02-21/1846 в части, касающейся обеспечения обязательств за ОАО "Агропромсервис" по договору финансовой аренды (лизинга) от 23.04.2004 N 2004/С-1514, по которому срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств ОАО "Агропромсервис" наступил 24.05.2012.
Таким образом, основное обязательство по договору лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004 на момент предъявления иска в суд - 22.09.2011, не прекратилось, следовательно, предъявление требований к гаранту по обеспеченному по указанному договору обязательству является правомерным.
Отказывая в удовлетворении требования иска о взыскании с ответчика задолженности на основании государственной гарантии от 21.09.2004 N 02-21/1846 в части обеспечения гарантом надлежащего исполнения ОАО "Агропромсервис" обязательств по выплате лизинговых платежей по договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1514, суды исходили из того, что государственная гарантия в этой части является прекращенной в силу п. 1 ст. 367 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с изменением обязательства по указанному договору лизинга, влекущего увеличение ответственности для поручителя, без согласия последнего, а именно, в связи с тем, что дополнительным соглашением от 24.05.2005 к договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1514 лизингодатель и лизингополучатель изменили общую сумму лизинговых платежей по указанному договору, увеличив ее на 1.555.461 руб. до 21.931.376 руб.; дополнительным соглашением от 30.12.2004 к договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1513 лизингодатель и лизингополучатель изменили общую сумму лизинговых платежей по указанному договору, незначительно уменьшив ее на 36.289 руб. до 2.619.452 руб.
Заключение дополнительных соглашений к договорам лизинга повлекло, по мнению судов, увеличение ответственности гаранта - Республики Северная Осетия - Алания на 1.519.172 руб. при отсутствии согласия последнего.
Суд кассационной инстанции в своем постановлении установил, что указанные выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, так как размер ответственности гаранта в рамках государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 был ограничен суммой 23 521 876,00 руб. Истец предъявил требования в пределах ответственности по государственной гарантии, то есть поручитель (гарант) отвечает переда истцом (кредитором) на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством.
Изменение условий договоров лизинга само по себе не ухудшило положение поручителя и не прекратило действие государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 в отношении обязательств, вытекающих из договора лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004.
При новом рассмотрении истец со ссылкой на ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайствовал об уточнении исковых требований и просил взыскать с Республика Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания в рамках государственной гарантии N 02-21/1846 от 21.09.2004 задолженности ОАО "Агропромсервис" по уплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) N 2004/С-1514 от 23.04.2004 в размере 14.359.044 руб. по взысканию платежей с N 10 по N 29 за период с 24.08.2007 по 24.05.2012.
Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении названного ходатайства.
При таких данных суд первой инстанции рассмотрел исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в рамках государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 в отношении обязательств, вытекающих из договора лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004, за период с 24.08.2007 по 24.05.2011 в размере 11.494.311 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2012 в удовлетворении иска отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено в материалы дела обоснованного расчета взыскиваемой суммы с учетом ответственности поручителя (гаранта) перед истцом (кредитором) на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством, в связи с чем, требования ОАО "Росагролизинг" не подлежат удовлетворению.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2012 отменено. Суд апелляционной инстанции взыскал с Министерства Финансов Республики Северная Осетия-Алания в пользу ОАО "РосАгроЛизинг" задолженность по лизинговым платежам по договору лизинга от 23.04.2004 N 02/1846 в рамках государственной гарантии от 21.09.2004 N 02-21/1846 в размере 7 346 463 рубля, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационных жалобах Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания в лице администрации главы республики просят отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции; ОАО "Росагролизинг" просит изменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в размере 10 007 085 руб. полагая, что судебные акты являются необоснованными и незаконными, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также судами нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал свою кассационную жалобу, просил ее удовлетворить, против кассационных жалоб ответчика и третьего лица - Правительства Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы республики, возражал.
Представитель третьего лица - Правительства Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы республики поддержал свою кассационную жалобу и кассационную жалобу ответчика, просил их удовлетворить, против кассационной жалобы истца возражал.
Представители ответчика и третьего лица - ОАО "Агропромсервис" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции на основании п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 3 ст. 288 АПК РФ приходит к выводу о частичном изменении постановления суда апелляционной инстанции в связи с нарушением норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "Росагролизинг" (лизингодателем) и ОАО "Агропромсервис" (лизингополучателем) заключены договоры финансовой аренды (лизинга) от 23.04.2004 N 2004/С-1513, от 23.04.2004 N 2004/С-1514, от 01.12.2004 N 2004/С-1814, от 01.12.2004 N 2004/С-1815, по условиям которых истец (лизингодатель) предоставил третьему лицу (лизингополучателю) в лизинг оборудование.
По договорам лизинга N 2004\\С-1513 от 23 апреля 2004 г., N 2004\\С-1815 от 1 декабря 2004 г., N 2004\\С-1814 от 1 декабря 2004 г. оборудование передано лизингополучателю во владение и пользование на срок 60 месяцев. По договору лизинга N 2004\\С-1514 от 23 апреля 2004 г. оборудование передано во владение и пользование лизингополучателю на срок 84 месяца.
Оборудование принято лизингополучателем, ОАО "Агропромсервис", что подтверждается актами приема-передачи от 30 декабря 2004 года, 24 мая 2005 года, 07 июля 2005 года, 14 апреля 2005 года.
Согласно п. 1.7 договоров дата подписания указанных актов является началом лизинга.
В период срока лизинга оборудование должно эксплуатироваться на территории Республики Северная Осетия - Алания. (п. 1.8 договоров)
По условиям п. 3.2 договоров лизинга лизинговые платежи осуществляются лизингополучателем не позднее даты, указанной в графике платежей к договорам.
За несвоевременный перевод денежных средств в сроки, установленных в графиках платежей лизингодатель вправе выставить лизингополучателю требование на уплату штрафных санкций в виде пени в размере 0,1% от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки.
Согласно п. 6.1 договоров лизинга, договоры лизинга вступают в силу с момента их подписания сторонами и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.
21 сентября 2004 г. Правительством Республики Северная Осетия - Алания выдана государственная гарантия в обеспечение исполнения ОАО "Агропромсервис" обязательств по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) N 2004\\С-1513 от 23.04.2004 г., N 2004\\С-1514 от 23.04.2004 г., заключенных с ОАО "РосАгроЛизинг".
Согласно п. 2.1 государственной гарантии Республики Северная Осетия - Алания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства по выплате лизинговых платежей, предусмотренного договорами финансового лизинга, указанными в пункте 1.1, гарант обязуется в соответствии с условиями, изложенными в данной гарантии, уплатить кредитору денежную сумму в пределах указанной в п. 4.1 настоящей гарантии по представлении последним письменного требования об ее уплате.
Гарант обязуется погасить задолженность в течение 15 дней, в случае наступления гарантийного случая, по предоставлении письменного требования об ее уплате, на основании пункта 2.3 настоящей гарантии в объеме, который будет существовать на момент возникновения фактической задолженности (п. 2.2).
Объем обязательств по государственной гарантии Республики Северная Осетия - Алания установлен в размере 23 521 876 руб.
Согласно п. 5.1 указанной гарантии предел общей ответственности гаранта перед кредитором, включая неисполнение и ненадлежащее исполнение гарантом обязательств по гарантии, ограничивается суммой, указанной в п. 4.1.
Пунктом 7.1 государственной гарантии установлено, что гарантия действительна до окончания срока действия договоров лизинга, указанных в пункте 1.1.
14 декабря 2004 г. Правительством Республики Северная Осетия - Алания выдана государственная гарантия в обеспечение исполнения ОАО "Агропромсервис" обязательств по выплате лизинговых платежей по договорам финансового лизинга N 2004\\С-1814 от 1 декабря 2004 г. N 2004\\С-1815 от 1 декабря 2004 г., заключенных должником с ОАО "РосАгроЛизинг".
Согласно п. 2.1 государственной гарантии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства по выплате лизинговых платежей, предусмотренного договорами финансового лизинга, указанными в пункте 1.1, гарант обязуется в соответствии с условиями, изложенными в данной гарантии, уплатить кредитору денежную сумму, в пределах, указанной в п. 4.1 настоящей гарантии по представлении последним письменного требования об уплате.
Объем обязательств по данной гарантии, согласно п. 4.1 составляет 23 706 692 руб.
В п. 7.1 государственной гарантии установлено, что гарантия действительна до окончания срока действия договоров финансового лизинга, указанных в пункте 1.1.
ОАО "Агропромсервис" ненадлежащим образом исполнял обязательства по внесению лизинговых платежей. По состоянию на 19.08.2011 задолженность по лизинговым платежам составила 21.838.047 руб. 18 коп.
Направленные ОАО "РосАгроЛизинг" претензии от 03.06.2011 г. в адрес ОАО "Агропромсервис", 25.07.2011 г. в адрес председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания об у плате задолженности по лизинговым платежам исполнены не были, что явилось основанием для обращения ОАО "РосАгроЛизинг" в суд с настоящим иском к гаранту, Республика Северная Осетия в лице Министерства Финансов Республики Северная Осетия.
Давая оценку указанным государственным гарантиям Республики Северная Осетия - Алания, суды пришли к правомерному выводу о том, что по своей правовой природе они являются обязательствами поручительства.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу пункта 2 ст. 124 ГК РФ подлежат применению нормы Кодекса, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. К правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115 - 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (статья 329), а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 главы 23 ГК РФ, - нормы Кодекса о договоре поручительства - пункт 1 статьи 6 ГК РФ.
В силу положений параграфа 5 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из важнейших условий договора поручительства является условие о сроке, на который дано поручительство.
Согласно п. 4 ст. 367 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано.
Аналогичное положение содержится в статье 115 Бюджетного кодекса Российской. Федерации, из которого следует, что обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной или муниципальной гарантии прекращается истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Пунктом 7.1 государственных гарантий от 21.09.2004 N 02-21/1846 и от 14.12.2004 N 02-21/2388 срок их действия определен до окончания срока действия договоров финансового лизинга, в обеспечение обязательств по которым они выданы.
Согласно п. 33, 34, 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42 "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством" в соответствии с пунктом 4 статьи 367 ГК РФ поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства кредитор не предъявит иска к поручителю.
Условие договора о действии поручительства до фактического исполнения обеспечиваемого обязательства не может рассматриваться как устанавливающее срок действия поручительства, поскольку не соответствует требованиям статьи 190 ГК РФ. В данном случае подлежит применению предложение второе пункта 4 статьи 367 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.
Применяя названные положения ГК РФ, суды должны учитывать их цель, состоящую в защите поручителя от неблагоприятных изменений основного обязательства, а не в создании для него необоснованных преимуществ в виде прекращения поручительства и в том случае, если основное обязательство было изменено без каких-либо неблагоприятных последствий для поручителя, хотя бы и без согласия последнего.
В этой связи изменение основного обязательства (в случае увеличения суммы долга должника перед кредитором, размера процентов по денежному обязательству) само по себе не ухудшает положение поручителя и не прекращает поручительство, так как в данном случае поручитель отвечает перед кредитором на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством, как если бы изменения обязательства не произошло. Обязательство в измененной части не считается обеспеченным поручительством.
Срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств ОАО "Агропромсервис" по уплате лизинговых платежей наступил:
- - по договору лизинга от 01.12.2004 N 2004/С-1814-07.07.2010;
- - по договору лизинга от 01.12.2004 N 2004/С-1815-10.04.2010,
- - по договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1513-30.12.2009;
- - по договору лизинга от 23.04.2004 N 2004/С-1514-24.05.2012.
ОАО "Росагролизинг" обратился с иском в Арбитражный суд города Москвы 22.09.2011 года, то есть за пределами годичного срока предъявления требований к гаранту по обеспеченным гарантиями обязательствам, вытекающим из договоров лизинга от 01.12.2004 N 2004/С-1814, от 01.12.2004 N 2004/С-1815, от 23.04.2004 N 2004/С-1513, в связи с чем требования истца не подлежали удовлетворению в части взыскания с гаранта задолженности по уплате лизинговых платежей по указанным договорам лизинга.
По обязательству Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства Финансов по государственной гарантии от 21.09.2004 N 02-21/1846 в части, касающейся обеспечения обязательств за ОАО "Агропромсервис" по договору финансовой аренды (лизинга) от 23.04.2004 N 2004/С-1514, срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств ОАО "Агропромсервис" наступил 24.05.2012.
Таким образом, основное обязательство по договору лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004 г. на момент предъявления иска в суд - 22.09.2011, не прекратилось, следовательно, предъявление требований к гаранту по обеспеченному по указанному договору обязательству является правомерным.
Размер ответственности гаранта в рамках государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 был ограничен суммой 23 521 876 руб. Истец предъявил требования в пределах ответственности по государственной гарантии, то есть поручитель (гарант) отвечает перед истцом (кредитором) на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством.
Изменение условий договоров лизинга само по себе не ухудшило положение поручителя и не прекратило действие государственной гарантии N 02-21\\1846 от 21.09.2004 г. в отношении обязательств, вытекающих из договора лизинга N 2004\\С-1514 от 23.04.2004 г.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что в рамках периода с 22.09.2008 по 24.05.2011 подлежат взысканию платежи N 14 - 24 на общую сумму 7 346 463 руб.
Однако, определением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2012, была произведена замена указанного в иске ненадлежащего ответчика (Правительство Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания) на надлежащего (Республика Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания). В дальнейшем состав лиц, участвующих в деле, и их процессуальное положение не изменялись.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125). Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (статья 126). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (статья 214).
Согласно статье 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательства по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации являются одним из видом долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ от имени субъекта Российской Федерации (статья 117).
Учитывая изложенное, а также разъяснения, данные в пунктах 1, 4 - 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", надлежащим ответчиком при рассмотрении споров, связанных с выданными государственными гарантиями по обязательствам должника, является непосредственно публично-правовое образование, которым в настоящем деле является субъект Российской Федерации Республика Северная Осетия - Алания в лице уполномоченного государственного органа. Согласно пункту 19.10 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия - Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.09.2007 N 248, к полномочиям Министерства отнесено представление интересов Республики Северная Осетия-Алания в установленном порядке в федеральных органах государственной власти, судах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах государственной власти Республики Северная Осетия - Алания и иных государственных органах и иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Учитывая тот факт, что Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания не привлекалось в качестве самостоятельного ответчика, удовлетворение требования о взыскании денежных средств с Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания является необоснованным.
Таким образом, поскольку судом апелляционной инстанции установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но нарушены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции с учетом вышеизложенных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признает необходимым изменить оспариваемые судебные акты, указав в качестве ответчика - Республику Северная Осетия-Алания в лице Министерства Финансов Республики Северная Осетия - Алания.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-105003/11-76-718 от 31 мая 2013 года изменить.
Взыскать с Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства Финансов Республики Северная Осетия - Алания в пользу ОАО "РосАгроЛизинг", задолженность по лизинговым платежам по договору лизинга от 23.04.2004 г. N 2004\\С-1514 рамках государственной гарантии от 21.09.2004 г. N 02-21\\1846 7 346 463 руб., расходы по государственной пошлине по иску в размере 59732 руб. 31 коп.
В остальной части постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 г по делу N А40-105003\\11-76-718 оставить без изменения.
Председательствующий судья
Н.С.ЧУЧУНОВА
Судьи
А.А.ДЕРБЕНЕВ
О.И.КОМАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)