Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА N 33-12847

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
N 33-12847


Судья: Матусяк Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Сухаревой С.И.
судей Кудасовой Т.А. и Петровой Ю.Ю.
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> дело N <...> по апелляционной жалобе Д. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по заявлению К., Г., М.Т., Т., М.Е., П., Б.В., А., В., С., Д., Ш., Б.И., Л.Л., Л.К., Л.М. к ОАО "Универсальная электронная карта", Санкт-Петербургскому ГУП "СПб информационно-аналитический центр", Правительству Санкт-Петербурга о признании права запретить заключение договора открытия банковского счета с целью оформления электронного приложения к универсальной электронной карте, признании права запретить сбор, хранение, использование и распространение информации персонального характера с целью выпуска универсальной электронной карты, обязании не формировать федеральный пакет сведений для персонализации универсальной карты, не передавать федеральный пакет сведений уполномоченному органу субъекта Федерации для персонализации универсальной электронной карты и не включать персональные данные в федеральный реестр универсальных электронных карт; обязании не формировать региональный пакет сведений и не формировать комплексный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты, не включать персональные данные в региональный реестр универсальных электронных карт.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Заявители обратились в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением к ОАО "Универсальная электронная карта", СПб ГУП "СПб информационно-аналитический центр" с вышеназванным иском. Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Санкт-Петербурга.
В обоснование требований заявители указывали, что заинтересованные лица не признают за заявителями право запретить обработку персональных данных заявителей с целью выпуска универсальной электронной карты в уведомительном (беззаявительном) порядке и право запретить заключение договора открытия банковского счета с целью оформления банковского приложения универсальной электронной карты, выпускаемой в уведомительном (беззаявительном) порядке, чем нарушают требования закона и права заявителей.
Заявители просили признать за ними право запретить заключение договора открытия банковского счета с целью оформления электронного приложения к универсальной электронной карте, признании права запретить сбор, хранение, использование и распространение информации персонального характера с целью выпуска универсальной электронной карты, обязать заинтересованных лиц не формировать федеральный пакет сведений для персонализации универсальной карты, не передавать федеральный пакет сведений уполномоченному органу субъекта Федерации для персонализации универсальной электронной карты и не включать персональные данные в федеральный реестр универсальных электронных карт; обязать не формировать региональный пакет сведений и не формировать комплексный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты, не включать персональные данные в региональный реестр универсальных электронных карт.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Д. просит решение суда от <дата> отменить, считая его неправильным, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> не имеется.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений настоящей главы, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства (далее, если не указано иное, - гражданин).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. В случаях, предусмотренных федеральными законами, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг.
Таким образом, основной задачей универсальной электронной карты является идентификация пользователя и удостоверение его прав на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений настоящего Закона.
В соответствии со ст. 24 указанного Закона, организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок выпуска универсальных электронных карт устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации. Функции уполномоченной организации субъекта Российской Федерации могут выполнять юридические лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации на основании соглашений, заключаемых высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, Пенсионным фондом Российской Федерации. Несколько субъектов Российской Федерации могут определить в качестве уполномоченной организации субъекта Российской Федерации одно и то же юридическое лицо. Универсальные электронные карты являются собственностью субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за осуществлением уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации установленных настоящей главой функций по организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...>, в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты определено уполномоченной организацией Санкт-Петербурга, осуществляющей функции, предусмотренные в главе 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр".
Согласно п. 1 Правил выпуска универсальной электронной карты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N <...>, в целях настоящих Правил под выпуском универсальной электронной карты понимается совокупность действий по изготовлению заготовки универсальной электронной карты и ее персонализации.
Пунктом 11 указанных Правил предусмотрен порядок персонализации универсальных электронных карт, предусматривающий, в том числе, и сбор сведений о гражданине, таких как дата, место рождения и пол гражданина и сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 5 части 3 и частью 4 статьи 22 Федерального закона.
Таким образом, в случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. При этом отсутствие универсальной электронной карты не может являться основанием для отказа в получении услуг, требующих удостоверения соответствующих прав, поскольку, такое основание прямо не предусмотрено указанным законом, а также закон предусматривает возможность отказа от универсальной электронной карты.
Согласно п. 6 ст. 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", выбор банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения, осуществляется гражданином из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией. Информация о выборе банка направляется гражданином в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее тридцати дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 28 указанного Закона, уполномоченная организация субъекта Российской Федерации при организации выпуска универсальной электронной карты действует от имени и в интересах пользователя универсальной электронной картой без доверенности.
Согласно положениям части 1 статьи 1 Федерального закона от <дата> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Положениями названного нормативного акта установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между
государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями (пункт 6 статьи 2 Закона).
Главой 6 Закона закреплен порядок организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.
Положениями части 1 статьи 22 Закона закреплено понятие универсальной электронной карты (далее - УЭК), согласно которому она представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений настоящей главы, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
УЭК должна содержать следующие визуальные (незащищенные) сведения: фамилию, имя и (если имеется) отчество пользователя универсальной электронной картой; фотографию заявителя (за исключением случаев выдачи универсальной электронной карты гражданину в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, а также выдачи универсальной электронной карты несовершеннолетнему, не достигшему возраста четырнадцати лет); номер универсальной электронной карты и срок ее действия; контактную информацию уполномоченной организации субъекта Российской Федерации и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (часть 3 статьи 22 Закона).
Положениями статей 25 и 26 Закона установлен порядок выдачи универсальных электронных карт, в соответствии с которым УЭК с 1 января по <дата> включительно, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выдается гражданам на основании заявлений о выдаче карты (часть 1 статьи 25 Закона); с <дата>, если более ранний срок не установлен Постановлением Правительства Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации гражданам, не подавшим до <дата> (или иного срока, установленного нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи) заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 26 Закона).
Положениями части 5 статьи 26 Закона закреплено право граждан в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, на обращение в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты.
Согласно ч. 6, 7, 8 ст. 26 Закона, выбор банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения, осуществляется гражданином из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией. Информация о выборе банка направляется гражданином в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее тридцати дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В случае, если гражданин в установленный частью 6 настоящей статьи срок направил информацию о выборе банка, данному гражданину выдается универсальная электронная карта с электронным банковским приложением выбранного им банка.
В случае, если гражданин в установленный частью 5 настоящей статьи срок не обратился с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты и (или) в установленный частью 6 настоящей статьи срок не направил информацию о выборе банка, данному гражданину выдается универсальная электронная карта с электронным банковским приложением банка, выбранного субъектом Российской Федерации из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, по итогам проведенного субъектом Российской Федерации конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору банка (банков) устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Проанализировав действующее законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Федеральный закон предоставляет гражданину право заключить договор банковского счета именно с тем банком, который выберет сам гражданин; отказаться от заключения договора банковского счета в том случае, если гражданин написал заявление об отказе от получения УЭК.
При этом заинтересованные лица названное право заявителей как таковое не оспаривают, однако обоснованно указали на то, что реализовано оно может быть только в порядке и сроки установленные положениями части 5 статьи 26 Закона. Такой порядок в настоящее время не установлен по причине ненаступления сроков, установленных положениями статьи 26 Закона.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований о признании права запретить заключение договора банковского счета с целью оформления электронного приложения к универсальной электронной карте, использование и распространение информации персонального характера с целью выпуска УЭК, заявителям должно быть отказано, поскольку такое право возникает после названного извещения, которого на момент подачи настоящего заявления не имелось.
По смыслу положений статьи 26 Закона гражданин может обратиться с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты. С заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты гражданин может обратиться в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта РФ. Этот срок должен составлять не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части статьи 26 Закона. При этом, поскольку часть 10 названной нормы позволяет гражданину отказаться от использования универсальной электронной карты и по истечении данного срока, необходимость его установления может быть связана лишь с одним обстоятельством: электронные карты для граждан, отказавшихся от их использования в течение данного срока, не должны выпускаться.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, заявителям надлежало представить доказательства нарушения их прав либо охраняемых законом интересов оспариваемыми действиями либо бездействием. Указанные доказательства заявителями суду первой инстанции представлены не были.
Конституционный Суд РФ в Определении N <...> от <дата> указал, что оспариваемое заявителями положение статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает возможность использования для выпуска универсальной электронной карты имеющихся у государственных органов и внебюджетных фондов персональных данных только тех граждан, кто не обратился с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты или не подал заявления о выдаче им данной карты. При этом в силу частей 4 и 5 той же статьи органы государственной власти предварительно публикуют в соответствующем печатном издании извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до <дата> такие заявления, а гражданин в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня опубликования извещения, вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты. Тем самым гражданин имеет возможность не допустить использования его персональных данных в целях выпуска универсальной электронной карты.
Защиту персональных данных от неправомерного использования и распространения обеспечивают также и нормы Федерального закона от <дата> N 152-ФЗ "О персональных данных", предусматривающие, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки; не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (статья 5); оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных (статья 19).
Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, и в то же время на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, и в системе действующего правового регулирования, предусматривающего защиту и ограниченное использование персональных данных, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей в указанном ими аспекте.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, выразившихся по существу с несогласием заявителей с действующим законодательством, для оспаривания которого предусмотрен иной процессуальный порядок.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Рассмотрение дела в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, не повлекло нарушения прав заявителей на судебную защиту.
Права заявителей на отказ от заключения договора банковского счета с целью активации электронного банковского приложения универсальной электронной карты, на отказ от обработки их персональных данных с целью выпуска универсальной электронной карты заинтересованными лицами не нарушены.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)