Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2009 ПО ДЕЛУ N А12-18443/08

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2009 г. по делу N А12-18443/08


Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной М.В.
без участия в судебном заседании представителей сторон, заинтересованных лиц, извещены своевременно и надлежащим образом (почтовые уведомления 98503, 96278, 96279, 96281, 96282, 96280, 96277, телеграмма)
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (г. Волгоград) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 13 января 2009 года по делу N А12-18443/08, принятое судьей Романовым С.П., по заявлению Прокуратуры Волгоградской области к отделению по г. Фролово Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (Волгоградская область, г. Фролово), третьи лица Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области (г. Волгоград), открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Фроловского отделения N 3950, о признании незаконными действия Отделения по г. Фролово Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, выразившегося в открытии счета и бездействия по непринятию мер к закрытию счета N 40116810411230000001; обязании Отделения по Руднянскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области закрыть счет N 40116810411230000001,

установил:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действия отделения по г. Фролово Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, выразившегося в открытии счета и бездействия по непринятию мер к закрытию счета N 40116810411230000001; обязании Отделения по Руднянскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области закрыть счет N 40116810411230000001.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 13 января 2009 года признаны незаконными действия отделения по г. Фролово Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, выразившегося в открытии счета и бездействия по непринятию мер к закрытию счета N 40116810411230000001.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по настоящему делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Прокуратуры в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, возникший спор неподведомствен арбитражному суду, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не учтено, отделение при заключении договора банковского счета выступает как участник гражданского оборота, а не как субъект, чьи действия могут быть обжалованы в порядке ст. 198 АПК РФ, действующее арбитражно-процессуальное законодательство предусматривает исковой порядок оценки законности заключения сделки, а значит избранный прокуратурой способ защиты нарушенного права не влечет его восстановление.
Также Управление не соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что счет N 40116 является счетом для учета бюджетных средств.
Отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, заинтересованных лиц (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что по настоящему делу имеются оснований для отмены обжалуемого судебного акта в части и удовлетворения апелляционной жалобы в части.
Как усматривается из материалов дела, 20 апреля 2005 года между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Фроловского отделения N 3950 (банк) и отделением по Фроловскому району УФК по Волгоградской области (клиент) заключен договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) N 26, предметом которого является открытие банком клиенту счета N 40116810411230000001. Договор действующий, в установленном законом порядке недействительным не признан.
Полагая, что действия Отделения по Руднянскому району УФК по Волгоградской области по открытию счета не соответствуют п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в результате чего нарушаются государственные интересы в бюджетной сфере при открытии бюджетных счетов, прокуратура обратилась в арбитражный суд с вышеприведенными требованиями в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области требования прокуратуры оспорило, указав на то, что их разрешение не подведомственному арбитражному суду. Также Управление полагало требование о признании бездействия незаконным неправомерным, ссылаясь на невыдачу предписания о необходимости закрытия счета, указывало на отсутствие нарушений Федерального закона "О защите конкуренции" так как счет N 40116810411230000001 не относится к счету бюджета и открыт для операций с наличными денежными средствами, договор банковского счета заключен по результатам аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, приняв во внимание положения ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П, сослался на следующие обстоятельства.
Счета органов местного самоуправления, бюджетных учреждений и иных получателей бюджетных средств Фроловского района обслуживает расчетно-кассовый центр г. Михайловки Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области.
Согласно информации, предоставленной расчетно-кассовым центром г. Михайловки Главного управления по Волгоградской области Центрального банка Российской Федерации (письмо N 22-1-321/1024 от 22.10 2008 г.) данное подразделение Центрального банка Российской Федерации является межрайонным и имеет возможность принять на расчетно-кассовое обслуживание счета отделения по Фроловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области.
Таким образом, обстоятельств, объективно препятствующих территориальному учреждению Банка России в выполнении функций по обслуживанию указанного счета бюджета не имеется.
Установление возможности осуществления функций Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Волгоградской области, предусмотренных статьей 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является достаточным основанием для вывода суда об отсутствии в данном случае необходимых условий выполнения кредитными организациями функций Банка России, поскольку статья 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации носит отсылочный характер.
Судом учтено и то, что отделением не представлены сведения, свидетельствующие о невозможности обслуживания указанного счета расчетно-кассовым центром г. Михайловки на момент заключения договора N 26 от 20 апреля 2005 года.
Кроме того, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
Условия договора банковского счета от 20 апреля 2005 года N 26, с отделением, и в частности п. п. 1.1. 3.2.3. 3.2.4. 3.3.1 предусматривают взимание платы за обслуживание в соответствии с утвержденными банком тарифами, что противоречит нормам закона, и, как следствие нарушает права лиц, являющихся бюджетополучателями указанных средств.
Учитывая это, суд посчитал, что оспариваемые действия нарушают государственные интересы в бюджетной сфере при открытии бюджетных счетов, поскольку бюджетные счета в силу действующего законодательства обслуживает Банк России, а также права лиц, являющихся бюджетополучателями указанных средств.
В связи с этим, суд указал, что требования в части признания незаконными действия отделения по г. Фролово Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, выразившегося в открытии счета и бездействия по непринятию мер к закрытию счета N 40116810411230000001 являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Проверив обоснованность и законность этого вывода суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт в части признания незаконными действия отделения по г. Фролово Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, выразившегося в открытии счета и бездействия по непринятию мер к закрытию счета N 40116810411230000001, подлежит отмене как вынесенный при неправильном истолковании ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 1 п. 4 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ, счета бюджетов обслуживает Банк России. Кредитные организации, в соответствии с п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса РФ выполняют функции Банка России, предусмотренные п. 2 ст. 155 названного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В рассматриваемом случае отделение, заключив с ОАО "АКСБ России" в лице Фроловского отделения N 3950 договор (гражданско-правовую сделку) выступает не как субъект, чьи действия (бездействия) могут быть признаны недействительными в соответствии со ст. 198 АПК РФ, а как участник гражданского оборота.
В соответствии с положениями главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительными могут признаваться только сами сделки (договоры), как они определены в статьях 153, 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не действия по их заключению и исполнению.
Действия по открытию лицевого счета являются юридическими последствиями заключения сделки, они вторичны, не носят публично-правовой характер и не обладают регулирующим воздействием, признание таких действий незаконными само по себе не влечет признание недействительной сделки, а значит, не представляется возможным восстановить предположительно нарушенное право, за защитой которого обратился прокурор.
Арбитражно-процессуальное законодательство предусматривает исковой порядок оценки законности заключения сделки.
Гражданско-правовые обязательства между сторонами договора N 26 от 20 апреля 2005 года прокуратурой в установленном законом порядке не оспорены.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, мотивированная в том числе тем, что избранный прокуратурой способ защиты нарушенного права не влечет его восстановление, в этой части признана заслуживающей внимания.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований по доводам апелляционной жалобы для переоценки вывода суда первой инстанции об отказе прокуратуре в удовлетворении требований об обязании Отделения по Руднянскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области закрыть счет N 40116810411230000001.
Разрешая требования прокуратуры в этой части, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что счет открыт на основании заключенного сторонами договора банковского счета от 20 апреля 2005 года N 26, являющегося гражданско-правовой сделкой.
При подаче заявления в суд прокурор руководствовался положениями ст. 198 АПК РФ и ст. 168 ГК РФ и фактически требовал обязать отделение расторгнуть договор.
В порядке, установленном ст. ст. 167, 168 ГК РФ договор не оспорен и недействительным не признан, требования о расторжении в рамках настоящего дела не заявлено.
Кроме того, в части указанных требований положения ст. 198 АПК РФ в рамках настоящего дела не могут быть применены к правоотношениям, вытекающим из гражданско-правовой сделки до признания ее недействительной в установленном законом порядке, поскольку иное свидетельствовало бы о нарушении прав ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице в лице Фроловского отделения N 3950, действия которого по заключению договора не оспорены и недействительными не признаны.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта в этой части не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ) Управление Федерального казначейства по Волгоградской области освобождено от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области 13 января 2009 года по делу N А12-18443/08 в части признания незаконными действия отделения по г. Фролово Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, выразившегося в открытии счета и бездействия по непринятию мер к закрытию счета N 40116810411230000001 - отменить.
Принять по делу N А12-18443/08 новый судебный акт.
Отказать Прокуратуре Волгоградской области 9 г. Волгоград) в удовлетворении заявления в части признания незаконными действия отделения по г. Фролово Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, выразившегося в открытии счета и бездействия по непринятию мер к закрытию счета N 40116810411230000001.
В остальной части решение арбитражного суда Волгоградской области 13 января 2009 года по делу N А12-18443/08 оставить без изменения.
Возвратить Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей госпошлины, уплаченные по платежному поручению N 241 от 06.02.2009 года, при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)