Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.11.2013 N 17АП-12450/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-9349/2013

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2013 г. N 17АП-12450/2013-АК

Дело N А50-9349/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае (ОГРН 1065900048510, ИНН 5902709852) - Куликова В.Д., паспорт, доверенность от 20.05.2013;
- от заинтересованного лица ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Малиновская Л.И., удостоверение, доверенность от 09.11.2012;
- от третьего лица Избирательной комиссии Пермского края - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 сентября 2013 года
по делу N А50-9349/2013,
принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае
к ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
третье лицо: Избирательная комиссия Пермского края
о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае (далее - заявитель, Региональное отделение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) от 28.02.2013 N 1920сч/73/2753 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Вышеназванное решение Фонда признано недействительным, не соответствующим законодательству об обязательном социальном страховании Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что решение суда незаконно, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Настаивает на правомерности привлечения Регионального отделения к ответственности, предусмотренной статьей 46.1 Закона N 212-ФЗ, поскольку счет N 40704810749540000004 является счетом в банке, открытым на основании договора банковского счета отделением политической партии "Справедливая Россия", на который зачисляются и с которого расходуются денежные средства, являющиеся избирательным фондом избирательного объединения.
Заявитель и третье лицо представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу п. 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Кроме того, до начала судебного заседания от третьего лица поступило письменное ходатайство о рассмотрении материалов дела без участия своего представителя, принятое апелляционным судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - доводы письменного отзыва соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в Фонд 29.10.2012 в электронной форме сообщения об открытии заявителем 24.10.2012 счета N 40704810749540000004 и поступившего 19.12.2012 сообщения о закрытии заявителем 13.12.2012 указанного счета органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении Регионального отделения проведена камеральная проверка своевременности представления плательщиком страховых взносов в Фонд информации об открытии (закрытии) счетов в банке, по итогам которой было выявлено, что Региональное отделение в установленный законом срок не представило в отделение Фонда информацию об открытии счета N 40704810749540000004 в Западно-Уральском банке ОАО "Сбербанк России" г. Пермь, а также информацию о закрытии указанного счета.
Указанные нарушения нашли отражение в акте камеральной проверки от 16.01.2013 N 1920сч/73/2753 (л.д. 10-11).
Фондом вынесено решение от 28.02.2013 N 1920сч/73/2753, которым Региональное отделение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 46.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за непредставление в установленный срок информации об открытии, закрытии счета в банке в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 14-15).
Полагая, что вышеназванное решение Фонда незаконно, Региональное отделение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ, указав при этом на особую природу специального избирательного счета.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на нее, заслушав мнения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Согласно подп. 1 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
В силу ч. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Указанный Федеральный закон дополнен ст. 46.1, введенной в действие Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012.
Статьей 46.1 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение плательщиком страховых взносов срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Материалами дела установлено, что политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ является юридическим лицом, общественным объединением, созданным в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ действует на основании Устава политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ (л.д. 28-103).
Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае является структурным подразделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Согласно Уставу Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ действует в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету.
Из материалов дела следует, что Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае как юридическое лицо имеет один расчетный счет N 40703810249090110547 в филиале ОАО "Сбербанк России" Западно-Уральский банк г. Пермь, с которого осуществляется оплата всей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе уплата налогов и страховых взносов. О наличии расчетного счета N 40703810249090110547 свидетельствует договор банковского счета от 31.08.2006 N 6345 (л.д. 126-131).
В период проведения избирательной кампании политическое общественное объединение Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае приобретает статус избирательного объединения, деятельность которого регулируется нормами избирательного законодательства, в частности положениями Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Юридическое лицо и избирательное объединение являются двумя самостоятельными субъектами правоотношений, не сводимыми друг к другу.
В соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
В соответствии с п. 11 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума
В силу п. 3 ст. 65 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012. с изм. от 22.04.2013) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) специальный избирательный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации, указанном для политической партии Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, для регионального отделения политической партии избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Политическая партия, ее региональное отделение вправе открыть только по одному специальному избирательному счету.
Специальный избирательный счет закрывается политической партией, ее региональным отделением до дня представления ими итогового финансового отчета (п. 10 Федерального закона N 51-ФЗ).
Пунктом 11 вышеуказанного Закона установлено, что порядок открытия. Ведения и закрытия специальных избирательных счетов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 11.12.2009 N 32/08 утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов избирательных фондов кандидатов, выдвинутых по одномандатному и (или) многомандатному избирательному округу, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по единому избирательному округу, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае.
Согласно пункту 1.2. указанного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, обязано на основании договора банковского счета открыть в филиале Сбербанка России (банка), определенном избирательной комиссией, организующей выборы, специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда на основании решения избирательной комиссии муниципального образования о разрешении на открытие специального избирательного счета, принятого в течение трех дней после заверения ею выдвинутого этим избирательным объединением единого списка кандидатов и регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, но до представления в избирательную комиссию, организующую выборы, документов для регистрации единого списка кандидатов в депутаты, выдвинутого по единому избирательному округу.
Во исполнение вышеперечисленных норм заявителем на период проведения избирательной кампании в Западно-Уральском банке ОАО "Сбербанк России" г. Перми был открыт счет N 40704810749540000004 по договору специального избирательного счета избирательного объединения от 24.10.2012 N 6897/0000/0011 (л.д. 24-25).
При этом пунктом 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ установлено, что для целей Закона N 212-ФЗ счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.
Аналогичное понятие банковского счета содержит и Налоговый кодекс РФ.
Так, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах используется следующее понятие счетов (счета) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции понятие счета, используемое в Законе N 212-ФЗ, подразумевает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, а также возможность зачисления на счет денежных средств, расходования денежных средств со счета.
Специальный избирательный счет не обладает признаками счета в понимании Закона N 212-ФЗ, поскольку имеет особый правовой статус, целью его открытия является формирование избирательного фонда избирательного объединения, денежные средства, находящиеся на нем, имеют строго целевое назначение, установленное Федеральным законом N 67-ФЗ, плата за услуги банка по открытию специального избирательного счета и проведению операций по нему не взимается. Таким образом, специальный избирательный счет имеет целевое назначение и открывается в обязательном порядке независимо от волеизъявления избирательного объединения.
Особая природа специального избирательного счета подтверждается также положениями п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума.
В силу вышесказанного, поскольку специальный избирательный счет не подпадает под определение счета, приведенное в п. 6 ст. 2 Закона N 212-ФЗ, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у заявителя обязанности сообщать в отделение Фонда об открытии (закрытии) данного счета и, соответственно, правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 46.1 Закона N 212-ФЗ.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
Заявитель жалобы в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 сентября 2013 года по делу N А50-9349/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.Е.ВАСЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)