Судебные решения, арбитраж
Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гоглева Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н. на решение Вологодского городского суда от 21 сентября 2012 года, которым Н. в удовлетворении заявления об отмене постановления территориальной избирательной комиссии г. Вологды N ... от 07 сентября 2012 года "Об отказе в регистрации Н. - кандидату в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ..., выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения" - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения Н., представителей территориальной избирательной комиссии г. Вологды Е. и П., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
установила:
Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии г. Вологды от 07.09.2012 N ..., которым ему отказано в регистрации как кандидату в депутаты по одномандатному избирательному округу N ... г. Вологды, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения в связи с не предоставлением заверенной копии договора об открытии банковского счета.
Считает данное постановление не законным и не обоснованным. Частью 3 статьи 38 Закона Вологодской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" предусмотрено, что при обнаружении неполноты сведений или не соблюдении требований закона к оформлению документов он должен быть извещен о выявленных недочетах и ему предоставлено время для устранения недостатков. Оспариваемое постановление нарушает его избирательные права, носит формальный характер, так как существенных нарушений закона им не допущено. Замечаний по остальным документам к нему не было. Копия договора банковского счета им была представлена в ТИК, однако она не была заверена банком. Этот недостаток он устранил в течение часа.
Просил признать данное постановление незаконным, обязать ТИК г. Вологды зарегистрировать его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N ... г. Вологды.
В судебном заседании заявитель Н. требования поддержал, пояснил, что снял с договора о специальном избирательном счете копию и предоставил ее в избирательную комиссию, а подлинный договор о специальном избирательном счете, который ему выдали в банке, оставил у себя. Считает, что при предоставлении копий секретарь территориальной избирательной комиссии г. Вологды должен производить проверку копий и оригиналов, при выявлении ненадлежащих документов комиссия в течение трех дней должна была известить его в письменном виде о необходимости предоставления заверенной копии документа, такого извещения у него не было. За час до начала заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации его кандидатом в депутаты, ему позвонил председатель комиссии и пояснил, что комиссия состоится в 18 часов и его кандидатуру снимают с регистрации, так как у него отсутствует заверенная копия документа. После чего он (Н.) обратился в банк, получил надлежаще заверенную копию договора о специальном избирательном счете и в течение часа представил ее в ТИК г. Вологды, но в принятии этого документа ему было отказано, мотивируя тем, что он должен был представить документ за сутки до заседания комиссии. Считает, что ТИК г. Вологды не известила его вовремя об отсутствии договора о специальном избирательном счете.
Представитель заявителя по доверенности С. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии г. Вологды по доверенности Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что Н. оригинал банковского документа не предоставлялся и с копией не сверялся. Законом не предусмотрено сличение копии с оригиналом, в законе указаны определенные пункты сличения копий. Если предоставляется заверенный документ, то ТИК г. Вологды пишет "заверенная копия". Считает, что Н. дает неправильное толкование пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002. Им не соблюдена установленная законом форма документа, которая содержит определенные требования. ТИК г. Вологды документы принимались в последний день 03 сентября 2012 года до 18 часов. От Н. документы поступили 31 августа 2012 года. В данном случае имело место не предоставление документа, данный факт нельзя рассматривать как не соблюдение требований к оформлению документа, то есть как недооформленный документ. Секретарь ТИК г. Вологды не дает оценку представленным документам. Подлинник документа Н. не предъявлял, на проверку и на сличение не предоставлял. Кандидат не вправе дополнительно представлять документы, если они не были предоставлены ранее. Н. не предоставил надлежащий договор о специальном избирательном счете, комиссия в этом случае не обязана извещать о том, что документ отсутствует, она только извещает о несоблюдении требований к оформлению документа. Если бы кандидат представил документ, который требуется по закону и там были выявлены недостатки, то комиссия обязана известить кандидата в трехдневный срок, но Н. предоставил ненадлежащий документ. Указанный факт комиссия расценила как отсутствие документа.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии г. Вологды по доверенности З.О. в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что в законе четко прописано, до какого срока принимаются документы. В данном случае документы принимались до 03 сентября 2012 года, после этого комиссии дается 5 дней для проверки документов и принятия решения. Документы принимались не единолично. Кандидат был извещен о дате и времени заседания комиссии по телефону. На комиссии Н. пояснили, что основанием отказа является отсутствие документа. Для комиссии документом является правильно заверенная копия. В данном случае документа не было.
Прокурор, участвовавший в деле, полагал в удовлетворении требований Н. отказать.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Н. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование приводятся прежние доводы.
В возражениях на жалобу представитель ТИК г. Вологды и прокурор, участвовавший в деле, просят об отказе в удовлетворении жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Н., поддержавшего жалобу, объяснения представителей ТИК г. Вологды Е., П., полагавших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Зязиной В.И., полагавшей решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований Н., находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Вологодской городской Думы регламентирован Законом Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе".
В силу подп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона и п. 3 ч. 7 ст. 40 Закона области основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом области для уведомления о выдвижении и (или) регистрации.
Частью 1 статьи 38 указанного выше Закона области предусмотрено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее, чем за 60 дней и не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18.00 часов представляет в избирательную комиссию муниципального образования подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей), сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 6 - 8 статьи 31, частями 2, 10 статьи 34 Закона, или об их отсутствии, а также документы первого финансового отчета кандидата, предусмотренные частью 3 статьи 59 Закона.
Согласно ч. 3 ст. 59 этого Закона документами первого финансового отчета кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, являются первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, заверенная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, а при отсутствии филиала Сберегательного банка Российской Федерации - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона области избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через семь дней после приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу документов принимает решение о регистрации кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.
В части 7 данной статьи как основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Разрешая заявление, суд первой инстанции установил, что постановлением территориальной избирательной комиссии г. Вологды N ... от 23.07.2012 в связи с досрочным прекращением полномочий ряда депутатов Вологодской городской Думы на 14 октября 2012 года назначены дополнительные выборы депутатов Вологодской городской Думы по одномандатным избирательным округам N ....
31 августа 2012 года в 14 час. 20 мин. территориальной избирательной комиссией города Вологды от Н. приняты избирательные документы, указанные в части 1 статьи 38 Закона Вологодской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" для регистрации его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N ... на дополнительных выборах депутатов Вологодской городской Думы по одномандатным избирательным округам N ..., назначенных на 14 октября 2012 года, а именно: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата приняты в количестве 15 листов, с заявленным количеством подписей 43 в одной папке; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной постановлением территориальной избирательной комиссии города Вологды на 2 листах в одном экземпляре и в одном файле на электронном носителе; сведения об изменениях в данных о кандидате на 3 листах; документы первого финансового отчета: первый финансовый отчет на 2 листах, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на 2 листах; заверенная выписка из лицевого счета на одном листе; копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата на 4-х листах; уведомление о реквизитах специального избирательного счета открытого в филиале ОАО "Сбербанк России" на одном листе.
С учетом того, что по мнению ТИК г. Вологды Н. до 18 часов 03.09.2012 не были предоставлены все необходимые избирательные документы для регистрации его кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ... на дополнительных выборах депутатов Вологодской городской Думы по одномандатным избирательным округам N ..., назначенных на 14.10.2012, а именно, отсутствовала заверенная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации копия договора банковского счета, на основании которой открыт специальный избирательный счет, постановлением территориальной избирательной комиссии г. Вологды от 07.09.2012 N ... Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ....
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона области N 2596-ОЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 6 - 8 статьи 31 и частями 1, 2, 4 и 10 статьи 34 настоящего закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона.
Данные нормы применяются в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 01 июня 2010 года N 784-О-О указал, что вышеуказанное положение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, как призванное гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагает право кандидата восполнить недостающие сведения, обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов.
По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Анализ вышеуказанной нормы во взаимосвязи с положениями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, части 3 статьи 38 Закона области позволяет сделать вывод о том, что при выявлении несоответствия одного из составляющих первого финансового отчета кандидата требованиям ч. 3 ст. 59 Закона области, территориальная избирательная комиссия г. Вологды обязана была уведомить кандидата Н. о несоблюдении им требований закона к оформлению копии договора банковского счета. Вместе с тем, данная обязанность ТИК г. Вологды исполнена не была, ТИК было принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, что повлекло нарушение конституционного права Н. на участие в выборах.
Из материалов дела следует, что 31.08.2012 Н. в ТИК г. Вологды был представлен первый финансовый отчет, в котором имеется ссылка на договор банковского счета с указанием его номера, соответствующего номеру договора и его содержанию от 17.08.2012, представленному в ТИК без заверения банком. В заявлении в ТИК от 31.08.2012 о реквизитах специального избирательного счета, открытого в ОАО "Сбербанк России" Н. также сообщает номер специального счета и номер того же договора банковского счета. В представленной ОАО "Сбербанк России" выписке из лицевого счета Н. также указан аналогичный номер счета, что свидетельствует о наличии договора банковского счета. В представленной незаверенной копии договора банковского счета имеется печать банка и подпись должностного лица. Представленная Н. в течение часа после указания на недостаток документа заверенная копия договора банковского счета соответствует ранее представленной незаверенной копии договора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что имеет место факт несоблюдения Н. требований закона к оформлению документа, то есть копия договора не была заверена, что является устранимым недостатком документа. Представление Н. в ТИК г. Вологды недооформленного документа влечет в соответствии с указанными выше правовыми нормами извещение кандидата о выявленных недостатках документа и предоставление ему трехдневного срока для устранения этих недостатков. В связи с этим доводы избирательной комиссии о непредставлении требуемого документа нельзя признать обоснованными. Это обстоятельство не является основанием для отказа в регистрации, поскольку норма пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ применяется в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Обжалуемым постановлением территориальной избирательной комиссии г. Вологды было нарушено пассивное избирательное право Н. на участие в выборах в качестве кандидата в депутаты, которое подлежит восстановлению.
Указанным обстоятельствам суд первой инстанции дал неправильную правовую оценку, поэтому решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Поскольку все документы в ТИК Н. представлены, они соответствуют требованиям закона, других оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты не усматривается, избирательная комиссия обязана зарегистрировать его кандидатом в депутаты по избирательному округу N ... г. Вологды.
В соответствии с п. 6 ст. 76 данного Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
На основании ч. 1 ст. 261 ГПК Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное толкование и применение норм материального права, оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований Н.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 21 сентября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии г. Вологды от 07 сентября 2012 года N ... "Об отказе в регистрации Н. - кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ..., выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения".
Обязать территориальную избирательную комиссию города Вологды зарегистрировать Н., <...> года рождения, гражданина ..., имеющего ... образование, проживающего в <...>, работающего ..., кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ... на дополнительных выборах депутатов Вологодской городской Думы по одномандатным избирательным округам N ..., назначенных на 14 октября 2012 года.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
Л.М.СЛЕПУХИН
М.В.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.10.2012 N 33-4238/2012
Разделы:Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2012 г. N 33-4238/2012
Судья Гоглева Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н. на решение Вологодского городского суда от 21 сентября 2012 года, которым Н. в удовлетворении заявления об отмене постановления территориальной избирательной комиссии г. Вологды N ... от 07 сентября 2012 года "Об отказе в регистрации Н. - кандидату в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ..., выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения" - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения Н., представителей территориальной избирательной комиссии г. Вологды Е. и П., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
установила:
Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии г. Вологды от 07.09.2012 N ..., которым ему отказано в регистрации как кандидату в депутаты по одномандатному избирательному округу N ... г. Вологды, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения в связи с не предоставлением заверенной копии договора об открытии банковского счета.
Считает данное постановление не законным и не обоснованным. Частью 3 статьи 38 Закона Вологодской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" предусмотрено, что при обнаружении неполноты сведений или не соблюдении требований закона к оформлению документов он должен быть извещен о выявленных недочетах и ему предоставлено время для устранения недостатков. Оспариваемое постановление нарушает его избирательные права, носит формальный характер, так как существенных нарушений закона им не допущено. Замечаний по остальным документам к нему не было. Копия договора банковского счета им была представлена в ТИК, однако она не была заверена банком. Этот недостаток он устранил в течение часа.
Просил признать данное постановление незаконным, обязать ТИК г. Вологды зарегистрировать его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N ... г. Вологды.
В судебном заседании заявитель Н. требования поддержал, пояснил, что снял с договора о специальном избирательном счете копию и предоставил ее в избирательную комиссию, а подлинный договор о специальном избирательном счете, который ему выдали в банке, оставил у себя. Считает, что при предоставлении копий секретарь территориальной избирательной комиссии г. Вологды должен производить проверку копий и оригиналов, при выявлении ненадлежащих документов комиссия в течение трех дней должна была известить его в письменном виде о необходимости предоставления заверенной копии документа, такого извещения у него не было. За час до начала заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации его кандидатом в депутаты, ему позвонил председатель комиссии и пояснил, что комиссия состоится в 18 часов и его кандидатуру снимают с регистрации, так как у него отсутствует заверенная копия документа. После чего он (Н.) обратился в банк, получил надлежаще заверенную копию договора о специальном избирательном счете и в течение часа представил ее в ТИК г. Вологды, но в принятии этого документа ему было отказано, мотивируя тем, что он должен был представить документ за сутки до заседания комиссии. Считает, что ТИК г. Вологды не известила его вовремя об отсутствии договора о специальном избирательном счете.
Представитель заявителя по доверенности С. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии г. Вологды по доверенности Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что Н. оригинал банковского документа не предоставлялся и с копией не сверялся. Законом не предусмотрено сличение копии с оригиналом, в законе указаны определенные пункты сличения копий. Если предоставляется заверенный документ, то ТИК г. Вологды пишет "заверенная копия". Считает, что Н. дает неправильное толкование пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002. Им не соблюдена установленная законом форма документа, которая содержит определенные требования. ТИК г. Вологды документы принимались в последний день 03 сентября 2012 года до 18 часов. От Н. документы поступили 31 августа 2012 года. В данном случае имело место не предоставление документа, данный факт нельзя рассматривать как не соблюдение требований к оформлению документа, то есть как недооформленный документ. Секретарь ТИК г. Вологды не дает оценку представленным документам. Подлинник документа Н. не предъявлял, на проверку и на сличение не предоставлял. Кандидат не вправе дополнительно представлять документы, если они не были предоставлены ранее. Н. не предоставил надлежащий договор о специальном избирательном счете, комиссия в этом случае не обязана извещать о том, что документ отсутствует, она только извещает о несоблюдении требований к оформлению документа. Если бы кандидат представил документ, который требуется по закону и там были выявлены недостатки, то комиссия обязана известить кандидата в трехдневный срок, но Н. предоставил ненадлежащий документ. Указанный факт комиссия расценила как отсутствие документа.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии г. Вологды по доверенности З.О. в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что в законе четко прописано, до какого срока принимаются документы. В данном случае документы принимались до 03 сентября 2012 года, после этого комиссии дается 5 дней для проверки документов и принятия решения. Документы принимались не единолично. Кандидат был извещен о дате и времени заседания комиссии по телефону. На комиссии Н. пояснили, что основанием отказа является отсутствие документа. Для комиссии документом является правильно заверенная копия. В данном случае документа не было.
Прокурор, участвовавший в деле, полагал в удовлетворении требований Н. отказать.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Н. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование приводятся прежние доводы.
В возражениях на жалобу представитель ТИК г. Вологды и прокурор, участвовавший в деле, просят об отказе в удовлетворении жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Н., поддержавшего жалобу, объяснения представителей ТИК г. Вологды Е., П., полагавших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Зязиной В.И., полагавшей решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований Н., находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Вологодской городской Думы регламентирован Законом Вологодской области от 16.09.2011 N 2596-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе".
В силу подп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона и п. 3 ч. 7 ст. 40 Закона области основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом области для уведомления о выдвижении и (или) регистрации.
Частью 1 статьи 38 указанного выше Закона области предусмотрено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее, чем за 60 дней и не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18.00 часов представляет в избирательную комиссию муниципального образования подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей), сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 6 - 8 статьи 31, частями 2, 10 статьи 34 Закона, или об их отсутствии, а также документы первого финансового отчета кандидата, предусмотренные частью 3 статьи 59 Закона.
Согласно ч. 3 ст. 59 этого Закона документами первого финансового отчета кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, являются первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, заверенная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, а при отсутствии филиала Сберегательного банка Российской Федерации - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона области избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через семь дней после приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу документов принимает решение о регистрации кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.
В части 7 данной статьи как основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Разрешая заявление, суд первой инстанции установил, что постановлением территориальной избирательной комиссии г. Вологды N ... от 23.07.2012 в связи с досрочным прекращением полномочий ряда депутатов Вологодской городской Думы на 14 октября 2012 года назначены дополнительные выборы депутатов Вологодской городской Думы по одномандатным избирательным округам N ....
31 августа 2012 года в 14 час. 20 мин. территориальной избирательной комиссией города Вологды от Н. приняты избирательные документы, указанные в части 1 статьи 38 Закона Вологодской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" для регистрации его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N ... на дополнительных выборах депутатов Вологодской городской Думы по одномандатным избирательным округам N ..., назначенных на 14 октября 2012 года, а именно: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата приняты в количестве 15 листов, с заявленным количеством подписей 43 в одной папке; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной постановлением территориальной избирательной комиссии города Вологды на 2 листах в одном экземпляре и в одном файле на электронном носителе; сведения об изменениях в данных о кандидате на 3 листах; документы первого финансового отчета: первый финансовый отчет на 2 листах, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на 2 листах; заверенная выписка из лицевого счета на одном листе; копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата на 4-х листах; уведомление о реквизитах специального избирательного счета открытого в филиале ОАО "Сбербанк России" на одном листе.
С учетом того, что по мнению ТИК г. Вологды Н. до 18 часов 03.09.2012 не были предоставлены все необходимые избирательные документы для регистрации его кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ... на дополнительных выборах депутатов Вологодской городской Думы по одномандатным избирательным округам N ..., назначенных на 14.10.2012, а именно, отсутствовала заверенная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации копия договора банковского счета, на основании которой открыт специальный избирательный счет, постановлением территориальной избирательной комиссии г. Вологды от 07.09.2012 N ... Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ....
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона области N 2596-ОЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 6 - 8 статьи 31 и частями 1, 2, 4 и 10 статьи 34 настоящего закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона.
Данные нормы применяются в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 01 июня 2010 года N 784-О-О указал, что вышеуказанное положение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, как призванное гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагает право кандидата восполнить недостающие сведения, обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов.
По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Анализ вышеуказанной нормы во взаимосвязи с положениями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, части 3 статьи 38 Закона области позволяет сделать вывод о том, что при выявлении несоответствия одного из составляющих первого финансового отчета кандидата требованиям ч. 3 ст. 59 Закона области, территориальная избирательная комиссия г. Вологды обязана была уведомить кандидата Н. о несоблюдении им требований закона к оформлению копии договора банковского счета. Вместе с тем, данная обязанность ТИК г. Вологды исполнена не была, ТИК было принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, что повлекло нарушение конституционного права Н. на участие в выборах.
Из материалов дела следует, что 31.08.2012 Н. в ТИК г. Вологды был представлен первый финансовый отчет, в котором имеется ссылка на договор банковского счета с указанием его номера, соответствующего номеру договора и его содержанию от 17.08.2012, представленному в ТИК без заверения банком. В заявлении в ТИК от 31.08.2012 о реквизитах специального избирательного счета, открытого в ОАО "Сбербанк России" Н. также сообщает номер специального счета и номер того же договора банковского счета. В представленной ОАО "Сбербанк России" выписке из лицевого счета Н. также указан аналогичный номер счета, что свидетельствует о наличии договора банковского счета. В представленной незаверенной копии договора банковского счета имеется печать банка и подпись должностного лица. Представленная Н. в течение часа после указания на недостаток документа заверенная копия договора банковского счета соответствует ранее представленной незаверенной копии договора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что имеет место факт несоблюдения Н. требований закона к оформлению документа, то есть копия договора не была заверена, что является устранимым недостатком документа. Представление Н. в ТИК г. Вологды недооформленного документа влечет в соответствии с указанными выше правовыми нормами извещение кандидата о выявленных недостатках документа и предоставление ему трехдневного срока для устранения этих недостатков. В связи с этим доводы избирательной комиссии о непредставлении требуемого документа нельзя признать обоснованными. Это обстоятельство не является основанием для отказа в регистрации, поскольку норма пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ применяется в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Обжалуемым постановлением территориальной избирательной комиссии г. Вологды было нарушено пассивное избирательное право Н. на участие в выборах в качестве кандидата в депутаты, которое подлежит восстановлению.
Указанным обстоятельствам суд первой инстанции дал неправильную правовую оценку, поэтому решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Поскольку все документы в ТИК Н. представлены, они соответствуют требованиям закона, других оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты не усматривается, избирательная комиссия обязана зарегистрировать его кандидатом в депутаты по избирательному округу N ... г. Вологды.
В соответствии с п. 6 ст. 76 данного Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
На основании ч. 1 ст. 261 ГПК Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное толкование и применение норм материального права, оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований Н.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 21 сентября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии г. Вологды от 07 сентября 2012 года N ... "Об отказе в регистрации Н. - кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ..., выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения".
Обязать территориальную избирательную комиссию города Вологды зарегистрировать Н., <...> года рождения, гражданина ..., имеющего ... образование, проживающего в <...>, работающего ..., кандидатом в депутаты Вологодской городской Думы по одномандатному избирательному округу N ... на дополнительных выборах депутатов Вологодской городской Думы по одномандатным избирательным округам N ..., назначенных на 14 октября 2012 года.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
Л.М.СЛЕПУХИН
М.В.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)