Судебные решения, арбитраж
Ипотечный кредит; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца С.А. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 10 мая 2012 года, которым постановлено:
"В иске С.А. к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказ от 23.12.2011 г. по заявлению от 14.11.2011 г. о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, об устранении нарушения и перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения истца С.А., представителя ответчика О., полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия,
установила:
С.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа от 23 декабря 2011 года о перечислении социальной выплаты по заявлению от 14 ноября 2011 года о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и перечислить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в мае 2009 года она подала заявку на участие в программе на 2002 - 2010 гг. "Молодая семья" на выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, но участвовать в программе не смогла и была поставлена в резерв на 2010 - 2011 гг. По условиям программы на 2010 год она имела право на приобретение жилья по ипотеке с последующим использованием социальной выплаты в качестве оплаты по ипотеке. Кредит по ипотеке был оформлен в апреле 2011 года. От Администрации г. Тюмени в сентябре 2011 года в ее адрес поступило заявление о включении ее семьи в список молодых семей на получение социальной выплаты в 2011 году, о необходимости предоставлении документов по перечню, которые она предоставила в срок. В декабре она получила отказ по причине приобретения по ипотеке квартиры в апреле 2011 года и непризнания ее нуждающейся в жилом помещении. С данным отказом истец не согласна, поскольку подавала заявление в 2009 году, считает, что отказ вынесен с нарушением действующего законодательства и нормативных актов, нарушает права и законные интересы ее и членов ее семьи. По условиям программы на 2010 - 2011 гг. она имела право на приобретение жилья по ипотеке с последующим использованием социальной выплаты в качестве оплаты жилья по ипотеке.
Истец С.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика М. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив суду, что семья истца была поставлена в резерв на получение социальной выплаты, когда она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, до принятия решения о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты по подпрограмме 2011 - 2015 годов она уже не являлась нуждающейся в жилом помещении, потому как приобрела квартиру по в собственность по ипотеке, общая площадь квартиры составила 43,5 кв. м, что соответствует учетным нормам.
Представитель третьих лиц Правительства Тюменской области и ГУС и ЖКХ Тюменской области С.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что истец приобрела жилое помещение с привлечением заемных средств по договору кредитования в апреле 2011 года, и уже обеспечена жилым помещением по нормам, в связи с чем согласно действующим правилам предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома социальная выплата истцу не полагается.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен истец С.А. В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда в полном объеме и вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований. Ссылается на то, что 14 мая 2009 года подала заявку на участие в программе на 2002 - 2010 гг. "Молодая семья", однако не была включена в основной список на получение выплат. Также ссылается на то, что с 14 мая 2009 года по 26 сентября 2011 года в ее адрес запросов со стороны ответчика не поступало. Полагает, что по условиям программы ее семья имела право на приобретение жилья по ипотеке с последующим использованием социальной выплаты в качестве оплаты жилья, в связи с чем ей был оформлен ипотечный кредит в апреле 2011 года. Указывает на то, что нормативно-правовые акты, в связи с которыми ей было отказано в социальной выплате, были приняты в период с 2010 года по 2011 года, а именно: Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденные Постановлением Правительства РФ 17 декабря 2010 года N 1050, Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья, утвержденное Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п, следовательно, на момент приобретения жилья она действовала в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с главой 7 Жилищного кодекса РФ. Считает, что привлечение ей ипотечных средств на приобретение квартиры в 2011 году не является нарушением законодательства, а предусмотрено целями и задачами программы "Молодая семья" 2011 - 2015 гг. По мнению истца, суд не обратил внимание на то, что поправки в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и в Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья, регулирующие отказ в получении выплат, были внесены 16 августа 2011 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285, пунктом 15 которого был предусмотрен заявительный характер участия в подпрограмме и предполагалось представление такого заявления в орган местного самоуправления по месту жительства, а пунктом 22 было установлено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Правительством Тюменской области было принято Постановление от 16 июня 2006 года N 142-п, которым определен, в том числе, порядок формирования списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. В силу указанного Постановления Правительства Тюменской области такие списки формируются, исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в подпрограмме, количества детей. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Уполномоченный орган исполнительной власти утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение уполномоченного органа исполнительной власти области по вопросу включения их в указанные списки.
Как следует из материалов дела, семья С.А. была признана претендентом на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2010 году и включена в резервный список, о чем уведомлена администрацией города Тюмени (л.д. 23).
Социальная выплата в 2010 году, то есть в период действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов, С.А. предоставлена не была.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п (п. 2.6) установлено, что в 2011 году участниками подпрограммы признаются молодые семьи, включенные в 2006 - 2010 годах в резервные списки на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не использовавшие право на получение социальной выплаты.
В 2011 году семья С.А. была включена в список молодых семей - участников на получение социальных выплат в 2011 году на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (л.д. 24).
14 ноября 2011 года истец обратилась в Администрацию г. Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору от 01 апреля 2011 года (л.д. 25, 30).
Сообщением от 23 декабря 2011 года ей было отказано в перечислении социальной выплаты, поскольку ипотечный кредит был получен после 01 января 2011 года и приобретенная с помощью этих кредитных средств квартира площадью 43,50 кв. м учтена при определении нуждаемости семьи в жилье (л.д. 9 - 10).
Разрешая спор о праве истца на предоставление свидетельства на социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по кредитному договору от 01 апреля 2011 года, суд фактически пришел к выводу о том, что такое право у истца отсутствует, поскольку с 2011 года возможность перечисления социальной выплаты на погашения долга по кредиту, полученному после 01 января 2011 года, не предусматривается.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он не противоречит действующему правовому регулированию и установленным по делу обстоятельствам.
Так, в разделе "Характеристики проблемы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы указано, что в текущих условиях, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств.
Приложением к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования, в силу пп. "г" п. 2 которых социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу пп. "е" п. 2, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В ранее действовавшей редакции данных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам не предполагалась.
Аналогичное регулирование порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предусматривается Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п (в редакции от 16 августа 2011 года), допускающим использование социальной выплаты для погашения долга по жилищным кредитам, полученным только до 01 января 2011 года.
Ранее действовавшая редакция указанного Постановления Правительства Тюменской области такой возможности не предполагала.
Таким образом, получение молодыми семьями в г. Тюмени в 2011 свидетельств о праве на социальную выплату на погашение долга по кредитам, полученным после 01 января 2011 года, нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и региональном уровне, не предусмотрено. Действующим правовым регулированием предполагается возможность предоставления такого свидетельства молодым семьям лишь на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Участие молодых семей в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей" с целью получения социальной выплаты по смыслу Федеральных целевых программ "Жилище" на 2006 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы является добровольным. При этом, как правильно указано судом первой инстанции, ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках обеих программ не предусматривали и не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил.
При таких обстоятельствах отказ С.А. в удовлетворении заявленных по настоящему делу исковых требований является обоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены верно, представленным сторонами доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. При разрешении спора суд применил нормы права, действовавшие на момент спорных правоотношений.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, позволяющих считать выводы суда ошибочными.
Поскольку семья С.А. являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, принятые в целях реализации которой нормативные правовые акты предполагают выдачу свидетельства на социальную выплату на погашение первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту либо на погашение долга по такому кредиту, полученному до 01 января 2011 года, при этом, С.А. получила кредит, за счет которого была приобретена квартира и улучшены жилищные условия ее семьи, после 01 января 2011 года, и обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты на погашение долга по кредиту, доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права основаны на неверном толковании этих норм.
В период действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы С.А. была включена лишь в резерв претендентов на предоставление социальной выплаты.
В 2010 году кредит на приобретение жилья она не получала, жилищные условия своей семьи не улучшала, в связи с чем, в 2011 году на нее не могли быть распространены положения Постановлений Правительства Российской Федерации, принятые в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы.
Вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01 января 2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты. Однако семья истца к таковым не относится.
Поскольку срок действия Подпрограммы на 2002 - 2010 годы истек, выплата в рамках Подпрограммы на 2011 - 2015 годы произведена быть не может, поскольку выплаты в рамках подпрограмм производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 10 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца С.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4229/2012
Разделы:Ипотечный кредит; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2012 г. по делу N 33-4229/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца С.А. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 10 мая 2012 года, которым постановлено:
"В иске С.А. к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказ от 23.12.2011 г. по заявлению от 14.11.2011 г. о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, об устранении нарушения и перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения истца С.А., представителя ответчика О., полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия,
установила:
С.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа от 23 декабря 2011 года о перечислении социальной выплаты по заявлению от 14 ноября 2011 года о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и перечислить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в мае 2009 года она подала заявку на участие в программе на 2002 - 2010 гг. "Молодая семья" на выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, но участвовать в программе не смогла и была поставлена в резерв на 2010 - 2011 гг. По условиям программы на 2010 год она имела право на приобретение жилья по ипотеке с последующим использованием социальной выплаты в качестве оплаты по ипотеке. Кредит по ипотеке был оформлен в апреле 2011 года. От Администрации г. Тюмени в сентябре 2011 года в ее адрес поступило заявление о включении ее семьи в список молодых семей на получение социальной выплаты в 2011 году, о необходимости предоставлении документов по перечню, которые она предоставила в срок. В декабре она получила отказ по причине приобретения по ипотеке квартиры в апреле 2011 года и непризнания ее нуждающейся в жилом помещении. С данным отказом истец не согласна, поскольку подавала заявление в 2009 году, считает, что отказ вынесен с нарушением действующего законодательства и нормативных актов, нарушает права и законные интересы ее и членов ее семьи. По условиям программы на 2010 - 2011 гг. она имела право на приобретение жилья по ипотеке с последующим использованием социальной выплаты в качестве оплаты жилья по ипотеке.
Истец С.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика М. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив суду, что семья истца была поставлена в резерв на получение социальной выплаты, когда она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, до принятия решения о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты по подпрограмме 2011 - 2015 годов она уже не являлась нуждающейся в жилом помещении, потому как приобрела квартиру по в собственность по ипотеке, общая площадь квартиры составила 43,5 кв. м, что соответствует учетным нормам.
Представитель третьих лиц Правительства Тюменской области и ГУС и ЖКХ Тюменской области С.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что истец приобрела жилое помещение с привлечением заемных средств по договору кредитования в апреле 2011 года, и уже обеспечена жилым помещением по нормам, в связи с чем согласно действующим правилам предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома социальная выплата истцу не полагается.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен истец С.А. В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда в полном объеме и вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований. Ссылается на то, что 14 мая 2009 года подала заявку на участие в программе на 2002 - 2010 гг. "Молодая семья", однако не была включена в основной список на получение выплат. Также ссылается на то, что с 14 мая 2009 года по 26 сентября 2011 года в ее адрес запросов со стороны ответчика не поступало. Полагает, что по условиям программы ее семья имела право на приобретение жилья по ипотеке с последующим использованием социальной выплаты в качестве оплаты жилья, в связи с чем ей был оформлен ипотечный кредит в апреле 2011 года. Указывает на то, что нормативно-правовые акты, в связи с которыми ей было отказано в социальной выплате, были приняты в период с 2010 года по 2011 года, а именно: Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденные Постановлением Правительства РФ 17 декабря 2010 года N 1050, Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья, утвержденное Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п, следовательно, на момент приобретения жилья она действовала в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с главой 7 Жилищного кодекса РФ. Считает, что привлечение ей ипотечных средств на приобретение квартиры в 2011 году не является нарушением законодательства, а предусмотрено целями и задачами программы "Молодая семья" 2011 - 2015 гг. По мнению истца, суд не обратил внимание на то, что поправки в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и в Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья, регулирующие отказ в получении выплат, были внесены 16 августа 2011 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285, пунктом 15 которого был предусмотрен заявительный характер участия в подпрограмме и предполагалось представление такого заявления в орган местного самоуправления по месту жительства, а пунктом 22 было установлено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Правительством Тюменской области было принято Постановление от 16 июня 2006 года N 142-п, которым определен, в том числе, порядок формирования списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. В силу указанного Постановления Правительства Тюменской области такие списки формируются, исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в подпрограмме, количества детей. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Уполномоченный орган исполнительной власти утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение уполномоченного органа исполнительной власти области по вопросу включения их в указанные списки.
Как следует из материалов дела, семья С.А. была признана претендентом на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2010 году и включена в резервный список, о чем уведомлена администрацией города Тюмени (л.д. 23).
Социальная выплата в 2010 году, то есть в период действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов, С.А. предоставлена не была.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п (п. 2.6) установлено, что в 2011 году участниками подпрограммы признаются молодые семьи, включенные в 2006 - 2010 годах в резервные списки на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не использовавшие право на получение социальной выплаты.
В 2011 году семья С.А. была включена в список молодых семей - участников на получение социальных выплат в 2011 году на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (л.д. 24).
14 ноября 2011 года истец обратилась в Администрацию г. Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору от 01 апреля 2011 года (л.д. 25, 30).
Сообщением от 23 декабря 2011 года ей было отказано в перечислении социальной выплаты, поскольку ипотечный кредит был получен после 01 января 2011 года и приобретенная с помощью этих кредитных средств квартира площадью 43,50 кв. м учтена при определении нуждаемости семьи в жилье (л.д. 9 - 10).
Разрешая спор о праве истца на предоставление свидетельства на социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по кредитному договору от 01 апреля 2011 года, суд фактически пришел к выводу о том, что такое право у истца отсутствует, поскольку с 2011 года возможность перечисления социальной выплаты на погашения долга по кредиту, полученному после 01 января 2011 года, не предусматривается.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он не противоречит действующему правовому регулированию и установленным по делу обстоятельствам.
Так, в разделе "Характеристики проблемы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы указано, что в текущих условиях, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств.
Приложением к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования, в силу пп. "г" п. 2 которых социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу пп. "е" п. 2, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В ранее действовавшей редакции данных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам не предполагалась.
Аналогичное регулирование порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предусматривается Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п (в редакции от 16 августа 2011 года), допускающим использование социальной выплаты для погашения долга по жилищным кредитам, полученным только до 01 января 2011 года.
Ранее действовавшая редакция указанного Постановления Правительства Тюменской области такой возможности не предполагала.
Таким образом, получение молодыми семьями в г. Тюмени в 2011 свидетельств о праве на социальную выплату на погашение долга по кредитам, полученным после 01 января 2011 года, нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и региональном уровне, не предусмотрено. Действующим правовым регулированием предполагается возможность предоставления такого свидетельства молодым семьям лишь на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Участие молодых семей в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей" с целью получения социальной выплаты по смыслу Федеральных целевых программ "Жилище" на 2006 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы является добровольным. При этом, как правильно указано судом первой инстанции, ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках обеих программ не предусматривали и не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил.
При таких обстоятельствах отказ С.А. в удовлетворении заявленных по настоящему делу исковых требований является обоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены верно, представленным сторонами доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. При разрешении спора суд применил нормы права, действовавшие на момент спорных правоотношений.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, позволяющих считать выводы суда ошибочными.
Поскольку семья С.А. являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, принятые в целях реализации которой нормативные правовые акты предполагают выдачу свидетельства на социальную выплату на погашение первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту либо на погашение долга по такому кредиту, полученному до 01 января 2011 года, при этом, С.А. получила кредит, за счет которого была приобретена квартира и улучшены жилищные условия ее семьи, после 01 января 2011 года, и обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты на погашение долга по кредиту, доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права основаны на неверном толковании этих норм.
В период действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы С.А. была включена лишь в резерв претендентов на предоставление социальной выплаты.
В 2010 году кредит на приобретение жилья она не получала, жилищные условия своей семьи не улучшала, в связи с чем, в 2011 году на нее не могли быть распространены положения Постановлений Правительства Российской Федерации, принятые в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы.
Вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01 января 2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты. Однако семья истца к таковым не относится.
Поскольку срок действия Подпрограммы на 2002 - 2010 годы истек, выплата в рамках Подпрограммы на 2011 - 2015 годы произведена быть не может, поскольку выплаты в рамках подпрограмм производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 10 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца С.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)