Судебные решения, арбитраж
Ипотечный кредит; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Марина С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей Супроненко И.И., Маклашова В.И.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2012 года по докладу судьи Маклашова В.И. материалы гражданского дела по апелляционной жалобе главы Фокинской районной администрации города Брянска на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года по иску С.А. к Фокинской районной администрации города Брянска о признании права на получение социальной выплаты по программе "Обеспечение жильем молодых семей" на погашение суммы долга и процентов по кредитному договору, о восстановлении в списке участников долгосрочной целевой программы города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы с составом семьи 3 человека в 2012 году,
С.А. обратился с данным иском, указывая, что 14.03.2005 года Фокинской районной администрацией города Брянска принят на учет для получения жилой площади по списку общей очереди. С 16.07.2007 года вместе с семьей включен в единый городской список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей". 28.10.2010 года его семья приобрела квартиру по адресу:. Квартира приобретена в ипотеку на заемные денежные средства, полученные по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.
22.06.2011 года С.А. представил в Фокинскую районную администрацию г. Брянска все необходимые документы для участия в программе города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы.
Однако распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска N -р от ДД.ММ.ГГГГ семья С-вых снята с жилищного учета на получение жилой площади по договору социального найма, поскольку С.А. и С.Е. являются собственниками по 1/2 доли в, обеспечены жилым помещением согласно учетной норме установленной на территории г. Брянска. Учитывая также, что семья С-вых более семи месяцев (с 15.10.10 г. по 26.05.11 г.) была зарегистрирована по адресу:, а также, учитывая обеспеченность данной семьи жилым помещением по норме семья С-вых исключена из списка участников программы "Обеспечение жильем молодых семей". С данным решением истец не согласен.
В судебном заседании С.А., представитель истца по устному заявлению ФИО5 исковые требования поддержали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Фокинской районной администрации города Брянска, третьего лица на стороне ответчика Брянской городской администрации, представителя Комитета по молодежной политике, физической культуре спорту Брянской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года иск удовлетворен.
Суд восстановил С.А. в списке участников долгосрочной целевой программы города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы с составом семьи 3 человека в 2012 году.
Суд признал за С.А. право на получение социальной выплаты по долгосрочной целевой программе города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы на погашение суммы долга и процентов по ипотечному кредитному договору для приобретения.
В апелляционной жалобе главы Фокинской районной администрации города Брянска ФИО6 просит решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года отменить и принять новое. Считает, что семья С.А. не соответствует требованиям, указанным в п. 6 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", так как не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не может быть признана участницей Программы.
В письменных возражениях С.А. просит решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что его семья отвечает всем требованиям, предъявляемым к участникам Программ (как городской, так и областной) на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи облсуда Малашова В.И., объяснения С.А. и его представителя по заявлению ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что с 2005 года обеспечение жильем молодых семей в Брянской области осуществлялось в рамках областной целевой программы "Обеспечение жилье молодых семей на 2005 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Брянске областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 3-1516.
С 2007 года обеспечение жильем молодых семей осуществлялось в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N 882.
В 2010 году программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2005 - 2010 года" завершена.
С 2011 действуют долгосрочная целевая программа города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N -п, долгосрочная целевая программа "Жилище" (2011 - 2015 годы), утвержденная постановлением администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N 894.
Согласно указанным нормативно-правовым актам, регулирующим реализацию программы "Обеспечение жильем молодых семей" на областном и местном уровнях, молодые семьи при подходе очереди имеют право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также, на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательства по этим кредитным договорам.
Распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска N р от ДД.ММ.ГГГГ С.А. с составом семьи 2 человека (он и супруга) принят на учет для получения жилой площади по списку общей очереди (л.д. 70).
С 16.07.2007 года семья С.А. включена в единый городской список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей".
17.03.2008 года в связи с рождением ребенка внесены изменения в состав семьи истца, который увеличен до 3 человек.
Также, судом установлено, что С.А. являлся собственником комнаты в общежитии по адресу л.д. 74), которую ДД.ММ.ГГГГ продал, с целью улучшения жилищных условий.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ С.А. и С.Е. приобрели в собственность по 1\\2 доли каждый квартиру по адресу: общей площадью. Квартира приобретена в ипотеку на заемные денежные средства, полученные по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, а также на денежные средства от продажи комнаты в общежитии по адресу: г.
17.05.2011 года Фокинской районной администрацией города Брянска С.А. направлено уведомление о необходимости представить пакет документов для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы (л.д. 39). Все необходимые документы С.А. представлены.
Распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска N -р от ДД.ММ.ГГГГ семья С-вых снята с жилищного учета на получение жилой площади по договору социального найма, поскольку С.А. и С.Е. являются собственниками по 1/2 доли в, общей площадью, обеспечены жилым помещением, согласно учетной норме установленной на территории г. Брянска, что по условиям программы "Обеспечение жильем молодых семей"на 2011 - 2015 г.г. не дает право на участие в программе, семья С-вых исключена из списка участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" (л.д. 13).
Разрешая спор и удовлетворяя иск С.А. суд первой инстанции исходил из того, что перечень оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, в связи с чем, у Фокинской районной администрации города Брянска не имелось оснований для исключения семьи истца из списка участников долгосрочной целевой программы города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы.
Также, суд пришел к выводу, что семья истца отвечает всем требованиям, предъявляемым к участникам Программ (как городской, так и областной) на получение социальной выплаты для погашения суммы долга и процентов по кредитному договору.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает обоснованными, принятыми с учетом всех обстоятельств дела.
Согласно п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, введенных Постановлением Брянской городской администрации от 10.06.2011 N 1335-п (далее Правила...) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 17 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет бюджетных средств.
Данный перечень оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
Согласно пп. "е" п. 2 Правил... право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года.
Как усматривается из материалов дела, прежде чем приобрести жилье в ипотеку, истцом были сделаны запросы о возможности впоследствии погасить ипотечный кредит денежными средствами, полученными по программе "Обеспечение жильем молодых семей". Письмом от 18.03.2010 года Брянская городская администрация разъяснила, что истец имеет право приобрести жилое помещение с использованием ипотечного жилищного кредита, а впоследствии направить социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по указанному кредиту (л.д. 71 - 72). Те же разъяснения содержаться и в письме Комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).
Суд дал надлежащую оценку факту наличия у истца и его супруги права собственности на квартиру, в отношении которой зарегистрирована ипотека в силу закона, приобретенную за счет средств по ипотечному кредиту (выданному на срок до 22 октября 2030 года), который, как правильно отметил суд, в силу п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, не является основанием для исключения из списка участников программы "Обеспечение жильем молодых семей".
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и направлены на иную оценку доказательств, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2918/2012
Разделы:Ипотечный кредит; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2012 г. по делу N 33-2918/2012
Судья Марина С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей Супроненко И.И., Маклашова В.И.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2012 года по докладу судьи Маклашова В.И. материалы гражданского дела по апелляционной жалобе главы Фокинской районной администрации города Брянска на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года по иску С.А. к Фокинской районной администрации города Брянска о признании права на получение социальной выплаты по программе "Обеспечение жильем молодых семей" на погашение суммы долга и процентов по кредитному договору, о восстановлении в списке участников долгосрочной целевой программы города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы с составом семьи 3 человека в 2012 году,
установила:
С.А. обратился с данным иском, указывая, что 14.03.2005 года Фокинской районной администрацией города Брянска принят на учет для получения жилой площади по списку общей очереди. С 16.07.2007 года вместе с семьей включен в единый городской список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей". 28.10.2010 года его семья приобрела квартиру по адресу:. Квартира приобретена в ипотеку на заемные денежные средства, полученные по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.
22.06.2011 года С.А. представил в Фокинскую районную администрацию г. Брянска все необходимые документы для участия в программе города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы.
Однако распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска N -р от ДД.ММ.ГГГГ семья С-вых снята с жилищного учета на получение жилой площади по договору социального найма, поскольку С.А. и С.Е. являются собственниками по 1/2 доли в, обеспечены жилым помещением согласно учетной норме установленной на территории г. Брянска. Учитывая также, что семья С-вых более семи месяцев (с 15.10.10 г. по 26.05.11 г.) была зарегистрирована по адресу:, а также, учитывая обеспеченность данной семьи жилым помещением по норме семья С-вых исключена из списка участников программы "Обеспечение жильем молодых семей". С данным решением истец не согласен.
В судебном заседании С.А., представитель истца по устному заявлению ФИО5 исковые требования поддержали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Фокинской районной администрации города Брянска, третьего лица на стороне ответчика Брянской городской администрации, представителя Комитета по молодежной политике, физической культуре спорту Брянской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года иск удовлетворен.
Суд восстановил С.А. в списке участников долгосрочной целевой программы города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы с составом семьи 3 человека в 2012 году.
Суд признал за С.А. право на получение социальной выплаты по долгосрочной целевой программе города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы на погашение суммы долга и процентов по ипотечному кредитному договору для приобретения.
В апелляционной жалобе главы Фокинской районной администрации города Брянска ФИО6 просит решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года отменить и принять новое. Считает, что семья С.А. не соответствует требованиям, указанным в п. 6 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", так как не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не может быть признана участницей Программы.
В письменных возражениях С.А. просит решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что его семья отвечает всем требованиям, предъявляемым к участникам Программ (как городской, так и областной) на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи облсуда Малашова В.И., объяснения С.А. и его представителя по заявлению ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что с 2005 года обеспечение жильем молодых семей в Брянской области осуществлялось в рамках областной целевой программы "Обеспечение жилье молодых семей на 2005 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Брянске областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 3-1516.
С 2007 года обеспечение жильем молодых семей осуществлялось в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N 882.
В 2010 году программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2005 - 2010 года" завершена.
С 2011 действуют долгосрочная целевая программа города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N -п, долгосрочная целевая программа "Жилище" (2011 - 2015 годы), утвержденная постановлением администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N 894.
Согласно указанным нормативно-правовым актам, регулирующим реализацию программы "Обеспечение жильем молодых семей" на областном и местном уровнях, молодые семьи при подходе очереди имеют право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также, на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательства по этим кредитным договорам.
Распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска N р от ДД.ММ.ГГГГ С.А. с составом семьи 2 человека (он и супруга) принят на учет для получения жилой площади по списку общей очереди (л.д. 70).
С 16.07.2007 года семья С.А. включена в единый городской список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей".
17.03.2008 года в связи с рождением ребенка внесены изменения в состав семьи истца, который увеличен до 3 человек.
Также, судом установлено, что С.А. являлся собственником комнаты в общежитии по адресу л.д. 74), которую ДД.ММ.ГГГГ продал, с целью улучшения жилищных условий.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ С.А. и С.Е. приобрели в собственность по 1\\2 доли каждый квартиру по адресу: общей площадью. Квартира приобретена в ипотеку на заемные денежные средства, полученные по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, а также на денежные средства от продажи комнаты в общежитии по адресу: г.
17.05.2011 года Фокинской районной администрацией города Брянска С.А. направлено уведомление о необходимости представить пакет документов для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы (л.д. 39). Все необходимые документы С.А. представлены.
Распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска N -р от ДД.ММ.ГГГГ семья С-вых снята с жилищного учета на получение жилой площади по договору социального найма, поскольку С.А. и С.Е. являются собственниками по 1/2 доли в, общей площадью, обеспечены жилым помещением, согласно учетной норме установленной на территории г. Брянска, что по условиям программы "Обеспечение жильем молодых семей"на 2011 - 2015 г.г. не дает право на участие в программе, семья С-вых исключена из списка участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" (л.д. 13).
Разрешая спор и удовлетворяя иск С.А. суд первой инстанции исходил из того, что перечень оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, в связи с чем, у Фокинской районной администрации города Брянска не имелось оснований для исключения семьи истца из списка участников долгосрочной целевой программы города Брянска "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы.
Также, суд пришел к выводу, что семья истца отвечает всем требованиям, предъявляемым к участникам Программ (как городской, так и областной) на получение социальной выплаты для погашения суммы долга и процентов по кредитному договору.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает обоснованными, принятыми с учетом всех обстоятельств дела.
Согласно п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, введенных Постановлением Брянской городской администрации от 10.06.2011 N 1335-п (далее Правила...) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 17 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет бюджетных средств.
Данный перечень оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
Согласно пп. "е" п. 2 Правил... право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года.
Как усматривается из материалов дела, прежде чем приобрести жилье в ипотеку, истцом были сделаны запросы о возможности впоследствии погасить ипотечный кредит денежными средствами, полученными по программе "Обеспечение жильем молодых семей". Письмом от 18.03.2010 года Брянская городская администрация разъяснила, что истец имеет право приобрести жилое помещение с использованием ипотечного жилищного кредита, а впоследствии направить социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по указанному кредиту (л.д. 71 - 72). Те же разъяснения содержаться и в письме Комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).
Суд дал надлежащую оценку факту наличия у истца и его супруги права собственности на квартиру, в отношении которой зарегистрирована ипотека в силу закона, приобретенную за счет средств по ипотечному кредиту (выданному на срок до 22 октября 2030 года), который, как правильно отметил суд, в силу п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, не является основанием для исключения из списка участников программы "Обеспечение жильем молодых семей".
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и направлены на иную оценку доказательств, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.КИСЕЛЕВА
Е.А.КИСЕЛЕВА
Судьи
И.И.СУПРОНЕНКО
В.И.МАКЛАШОВ
И.И.СУПРОНЕНКО
В.И.МАКЛАШОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)